Аффективная привязанность ребенка

Влияние привязанности

Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.

Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.

По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.

Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.

Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.

Диагностика привязанности

Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:

  1. Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
  2. В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
  3. Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
  4. Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
  5. Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
  6. Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
  7. Если ребенок не успокаивается, заходит мама.

На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.

Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.

Последствия привязанности

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

Аффективная привязанность

Это термин часто можно встретить в различных статьях, посвященных воспитанию детей. Аффективная привязанность – это чрезмерное желание ребенка быть постоянно с матерью. Многие молодые мамы нередко сталкиваются с таким явлением, а есть и те женщины, которые неосознанно формируют у собственного малыша подобное поведение.

Что значит термин аффективная привязанность?

Определение этого понятия можно встретить в различных трудах по психологии детского развития. Слишком сильное желание ребенка постоянно находиться рядом с матерью — вот что означает термин аффективная привязанность. Определить, что малыш испытывает именно это чувство просто. Как правило, такие дети не хотят оставлять родителей ни на одну минуту. Им не интересны игры с другими детьми, все, что они желают, это постоянно находиться рядом с матерью. Родители, столкнувшиеся с таким поведением, часто говорят о том, что ребенок устраивает истерики даже из-за того, что мама вышла из комнаты на кухню, не взяв его с собой.

Причинами появления такой чрезмерной привязанности могут быть совершенно различные вещи. В определенном возрасте у малыша возникает Эдипов комплекс или комплекс Электры. Именно в это время могут появиться признаки аффективной привязанности, которые пройдут со временем. Более серьезной психологи считают ситуацию, когда мама сама формирует у малыша подобное поведение.

Поведение родителей и его влияние на детей

Некоторые мамы в силу особенностей своего характера, сами формируют у детей аффективную привязанность. Обычно это происходит, если женщина дает ребенку двойственные сигналы, например, она одновременно обнимает малыша, то есть показывает ему свою любовь и расположение, и в это же самое время ругает его. В такой ситуации ребенок не может понять, что именно хочет сказать ему родитель своими действиями, это и приводит к сильной привязанности к маме.

Психологи советуют родителям, тщательно контролировать те сигналы, которые они посылают своим детям. Ребенок должен четко понимать, что именно за посыл он получает от мамы. В детском возрасте трудно понять возникновение тех или иных эмоций. Малыш просто не в состоянии осознать, что мама ругает его и обнимает одновременно из-за того, что сильно испугалась за него. Зато он чувствует, что происходит что-то странное, а значит, пугающее. Попытки подстроиться под поведение родителей часто могут закончиться тем, что ребенок будет стараться все время находиться рядом с мамой.

Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

Надежда Бодрова
Привязанность к матери у детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие привязанности и её признаки

Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому — необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей, в формировании их личности.

Привязанность — взаимный процесс. В ее формирование вносят свой вклад, как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина «настраивается» на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружается в очень специфическое состояние. В специальной литературе его называют «первичная материнская озабоченность» (Винникотт, 1956). Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему, что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и потребности. Те специфические чувства, которые возникают у матери и позволяют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding). Уже спустя короткий период времени после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей. Она очень внимательно относится к любым, самым минимальным сигналам ребенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства младенца — голоден он, устал или его надо перепеленать. При длительном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у других людей, заменяющих мать.

У многих женщин этот процесс запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно. Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут быть очень уязвимыми. Но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности.

Существует специальный термин — «вызванное младенцем социальное поведение». При взаимодействии с младенцем у матери наблюдается изменения речи, выражения лица, движений глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция. Также меняется и структура речи — упрощается синтаксис, фразы становятся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняется ритм и ударения. Все это приводит к особой мелодичности материнской речи.

Другими словами, мать ведет себя так, как будто младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки до получения следующей порции. Увеличение длительности и степени проявления эмоций облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, соответственно, ответного реагирования. Предпочитаемые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т. д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери, а с другой — максимально направлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р., 2003).

Несмотря на то, что существуют индивидуальные различия в проявлении вызванного младенцем поведения, данные множества исследований подтверждают представление о его биологической основе. Такое поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери, но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Признаки привязанности

Привязанность ребенка проявляется в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности малыш реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке). Различают несколько типов привязанности ребенка к матери.

Привязанность имеет для ребенка определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым и неизвестным. Привязанность проявляется у младенца ярче всего в ситуации, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких, но, стоит только ребенка чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога, или она произнесет что-то испуганным голосом, – ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется или обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

1.2 Теории привязанности

Основателем теории привязанности является американский психолог Джон Боулби. Согласно этой теории ребёнок имеет врождённую зависимость от того, кто первым начал о нём заботиться, а матери имеют врождённую склонность приходить на помощь малышу и защищать его. Все случаи расставания мамы с ребёнком в возрасте до трёх лет чреваты последствиями.

Дж. Боулби изучал, как действует на младенца разлука с матерью, когда он оказывается в больнице или детском учреждении. Сначала малыш реагирует на расставание протестом. Он громко плачет, ищет маму, ждет и требует её возвращения. Если на этом этапе она появляется, то не отпускает её ни на шаг. Если же мать по-прежнему отсутствует, то протест сменяется печалью. Малыш уже не требует её возвращения, он подавлен, грустит, тихо плачет. Теперь встреча с матерью уже не вызывает у него радости, он отворачивается от неё. Дальнейшая разлука приводит к апатии. Ребёнок остаётся внешне спокойным, послушным, но всё окружающее ему безразлично.

Сегодня выделяют разные типы привязанности: от безопасной до небезопасной привязанности. Английский психолог Мэри Эйнсфорт провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребёнка раннего возраста с матерью. Начала она свою работу в Англии, затем переехала в Африку. М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковые результаты. В России при проведении подобных исследований также получены аналогичные данные. Так, установлено, что взаимоотношения матери и ребёнка складываются в течение первых трёх месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу первого года жизни и в будущем. Благоприятно на развитие малыша влияют матери, движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты разнообразны. Общение же детей с матерями холодными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами», напротив, не способствует развитию психических функций ребёнка. То же можно сказать и об общении с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Экспериментальным путём М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью. Методика определения получила название «Незнакомая ситуация». Она состояла из нескольких трёхминутных эпизодов: ребёнок остаётся в непривычной обстановке один; наедине с незнакомым взрослым; с незнакомым взрослым и матерью. Сначала мать оставляет малыша с незнакомцем, а потом — одного. Через несколько минут она возвращается. О характере привязанности судят на основании степени огорчения ребёнка после ухода матери и его поведения после её возвращения. Были выделены следующие типы привязанности:

-Безопасная привязанность — характеризуется тем, что в присутствии матери ребёнок чувствует себя комфортно. Если она уходит, он начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении мамы ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свою игру.

-Избегающая привязанность — характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем на её возвращение ребёнок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идёт на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать. Амбивалентная привязанность — даже в присутствии матери ребёнок остаётся тревожным, после её ухода тревожность возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берёт его на руки, он вырывается.

Позднее был выделен четвёртый тип — дезорганизованная привязанность. Дети этой группы боятся матерей. Их реакции на изменения в процессе взаимодействия непредсказуемы и непонятны.

Как отмечают многие исследователи, привязанность младенца к матери формируется очень рано и проходит ряд стадий в своём развитии.

1.3. Влияние привязанности к матери на взаимоотношения со сверстниками у дошкольников

Первый подарок матери – жизнь, второй любовь, третий – понимание. Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Наши взаимоотношения с матерью или человеком, который ее заменяет, хотите – верьте, хотите — нет, вторгаются во все сферы нашей жизни. С самого рождения мы учимся от матери близости, общению, устанавливать личные границы и дистанцию в отношениях. Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем. Мать – это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности или, другими словами, той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.

Отношения с матерью особенно отражаются на нашей способности:

— доверять,

— любить,

— принимать любовь.

От того, как сложились наши отношения или сложатся отношения наших детей с матерью или человеком, который ее заменяет, зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.

Роль матери настолько велика, что уже есть много подтвержденных экспериментов, где доказано, что то, что происходит с матерью во время беременности не только с физическим здоровьем, но с ее чувствами, переживаниями, запоминается ребенком как собственный опыт и в последующем воспроизводиться в своей жизни. Будьте очень внимательны те, кто ждет ребенка или планирует, все нерешенные семейные и другие жизненные вопросы желательно решить до беременности. Сделайте все, чтобы вынашивание ребенка приносило только позитивные эмоции. То, что и как мать говорит, желает, реагирует на события, выражает эмоции, записывается в память ребенка и в дальнейшем влияет на всю его жизнь. Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок — плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он — прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее – органическая.

Между матерью и ребенком складывается особый вид привязанности, иногда продолжающийся всю жизнь. Эта привязанность может быть здоровой, способствующей развитию ребенка и негативной, удерживающей взросления и становления ребенка.

Что может сделать эту привязанность здоровой и не разрушительной?

— способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будто то взгляд улыбка, плач, лепет…

— способность быть отзывчивой и внимательной к потребностям;

— помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).

Все это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

Здоровая привязанность к матери, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка формируются так называемые “рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать.

Здоровая привязанность к матери дает понять ребенку, то:

— что другие люди также надежны, как и мать;

— предсказуемы;

— другим можно доверять.

Мать особо ответственна за формирование чувства доверия в ребенке к себе, миру, другим людям.

Нездоровая привязанность формируется тогда, когда: — в отношениях матери и ребенка присутствует нечувствительность к детской инициативе;

— пренебрежение интересами и потребностями ребенка;

— навязчивый, контролирующий стиль отношений;

— отсутствие спонтанности в общении.

Нездоровая привязанность формируется также тогда, когда к ребенку относятся с чуткостью только в моменты его болезни. В последующем такие люди осознают, что для того, чтобы получить мне любовь и заботу, надо заболеть. Так и начинают формироваться хронические болезни, причиной которых вполне может быть подсознательное желания получить сочувствие от близких. Некоторые матери искренни, но непоследовательны в эмоциональном взаимодействии с ребенком. Они то чрезмерно чувствительны, то холодны и недоступны. Невозможность предсказать поведение матери вызывает у младенца реакции беспокойства и гнева, ребенок оказывается в ситуации непредсказуемого, неопределенного, что может усилить его негативное поведение. Различия в качестве привязанностей к матери оказывает влияние и на романтические, интимные межличностные отношение взрослых.

Кроме того, уже доказано экспериментально, что стиль привязанности, складывающийся в раннем детстве, влияет на отношения человека к работе. Взрослые с надежным стилем привязанности к матери и на работе чувствуют себя уверенно, они не боятся сделать ошибку и не позволяют, чтобы их личные отношения мешали работе. При тревожной двойственной привязанности у людей отмечаются большая зависимость от похвалы, страх отвержения; они допускают, чтобы личные отношения сказывались на их деятельности. Такие люди часто чувствуют некомфортность в жизни. Контакт с матерью, сильная привязанность к ней крайне необходимы ребенку, особенно с момента рождения и до 3 лет. В процессе формирования привязанности к матери закладывается основа адекватных взаимоотношений с окружающими. Ребенок, тесно общаясь с матерью, получает от нее стимуляцию различных органов чувств (температурную, звуковую, зрительную, через прикосновения, т. е. тактильную, и др., что способствует дозреванию определенных структурно-функциональных систем мозга. Если в первые месяцы жизни ребенок лишен матери, то у него обнаруживаются такие нарушения психического развития, как ограничение способности к нормальным отношениям с людьми, агрессивность, жестокость, раздражительность, импульсивное поведение. В дальнейшем у таких детей отмечается сниженная способность к фантазированию и абстрактному мышлению, они неразборчивы в выборе друзей и поверхностны в отношениях с ними. Дети, воспитанные приемными родителями или даже в приюте, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти гармоничными личности.

ама… Это слово произносят с теплотой и нежностью. С ним у каждого связано особое чувство. И не только потому, что мать дарит человеку жизнь. Рядом с мамой ты чувствуешь себя защищенным от жизненных невзгод. Матери можно доверить самое сокровенное, она всегда выслушает и даст правильный совет. Мать не отвернется от тебя, каким бы плохим ты ни был.

Особое отношение к матери закладывается с первых дней жизни. Эмоциональная привязанность к матери является важнейшим психологическим «приобретением» младенческого возраста. От нее напрямую зависит гармоничное развитие личности ребенка.

Ученые называют правильно сформированную привязанность к матери надежной привязанностью.

Модель общения с матерью малыш переносит на окружающий мир. Надежная привязанность дает ему чувство безопасности. Она закладывает основы доверия к людям. Ребенок с надежной привязанностью к матери инициативен, общителен, сообразителен, спокоен. У подросшего малыша не возникает проблем с социальной адаптацией, он легко знакомится, находит друзей, популярен среди сверстников, отзывчив, изобретателен в играх.

Как же формируется привязанность? В младенческом возрасте малыш взаимодействует с матерью на порядок больше, чем с другими близкими. Это связано как с физическим уходом, с потребностью ребенка в пище, так и с его потребностью в общении. Если мать внимательна к младенцу, адекватно отзывается на его чувства, поддерживает его инициативу, всегда ласкова и нежна с ним, малыш «делает вывод», что такое поведение матери, такое отношение между ним и матерью – норма. Складываются так называемые «рабочая модель себя» и «рабочая модель взаимодействия с другими людьми».

На эти модели ребенок будет подсознательно опираться всю жизнь. «Рабочая модель себя» сформирует позитивную самооценку. «Рабочая модель взаимодействия с другими людьми» подскажет, что людям можно доверять, они не принесут вреда, они вполне надежны и предсказуемы, с ними можно строить отношения.

Следует отметить, что ребенок остро нуждается в присутствии в его жизни хорошо знакомого и заслуживающего доверия взрослого человека не только раннем возрасте, но и на протяжении всего детства. При этом в младенчестве и раннем детстве эта потребность – особенно острая. Исследователи отмечают, что наличие надежной привязанности в возрасте 2-3 лет, даже если в более позднем возрасте (4-5 лет) оно сменится на менее благоприятный тип привязанности, все-таки обеспечит высокий уровень развития психики и личности ребенка.

Определить, к кому привязан ребенок, довольно просто. Способность младенца устанавливать привязанность – врожденная. С рождения до 3 месяцев малыш адресует сигналы любому человеку, занимающемуся с ним в этот момент. Он пытается получить ответ на сигналы, оценивает ответную реакцию взрослого. С 3 месяцев малыш сам проявляет эмоциональную реакцию к тому человеку, который постоянно заботится о нем. К 6 месяцам он уже четко выделяет самого важного для себя человека (обычно это бывает мать). Он непроизвольно оглядывается на мать, когда исследует что-то новое, бежит к ней, когда испуган, льнет в присутствии незнакомого человека, огорчается, если мать уходит, радуется, когда она возвращается.

К концу первого года жизни окончательно формируется устойчивый тип поведенческой и эмоциональной реакции на мать.

Не все матери правильно ведут себя с младенцем, по незнанию или по нерадивости они могут допускать крупные ошибки в обращении с малышом. От поведения матери зависит качество привязанности.

Надежная привязанность ребенка к матери – единственно правильный, безопасный вариант привязанности. Все остальные виды привязанности считаются ненадежными, небезопасными.

О надежной привязанности свидетельствует спокойное, контактное поведение ребенка. Мать довольно быстро успокаивает его после слабого стресса; ребенок не ведет себя истерично, замкнуто, не отталкивает мать, не прячется за нее. При разлуке с матерью он не проявляет сильного беспокойства, интересуется игрушками, другими людьми, а когда мать возвращается, радуется и бежит к ней. С незнакомыми людьми ребенок сначала немного насторожен, но, стоит незнакомцу попытаться наладить отношения, как тот идет на контакт. Категорическое неприятие незнакомых людей, равно как и чрезвычайная прилипчивость к ним – признаки ненадежной привязанности.

Между исследователями нет полного согласия о количестве видов ненадежной привязанности. Выделяют от трех до пяти таких видов. Их описания, впрочем, у всех одинаковы.

Аффективная, или привязанность тревожно-сопротивляющегося типа

Многим приходилось видеть детей, которые очень сильно огорчаются при уходе матери (вплоть до истерики), а когда она возвращается, с одной стороны, стремятся к ней, а с другой, ведут себя сердито, гневно отталкивают ее.

Такая привязанность формируется, если мать заботится о ребенке непоследовательно. В зависимости от своего настроения она то целует и пестует малыша, то холодна с ним. Малыша тревожит эта непоследовательность, она ему непонятна. Он пытается добиться должной эмоциональной поддержки плачем, криками, цеплянием. Если это не удается, малыш раздражается. Он может стать злобным, истеричным, неуправляемым.

Иногда этот вид привязанности называют амбивалентным. Амбивалентность, то есть двойственность, характеризует как поведение ребенка, так и поведение матери. Желая утешить ребенка, мать сначала проявляет ласку, обнимает его, предлагает игрушку, но, заметив, что малыш никак не успокаивается, начинает кричать на него, отвергает его. Малыш настойчиво просится к маме на руки, но как только оказывается там, начинает вырываться и добивается, чтобы его спустили с рук.

По сути, такой тип привязанности – путь к воспитанию манипулятора, маленького тирана. Из непоследовательного поведения матери ребенок усвоит, что любовь, доброта, понимание в этом мире – совсем не ценность, а своего всегда можно добиться хорошей истерикой.

Индифферентная, или привязанность избегающего типа

Такие дети не чувствительны ни к уходу матери, ни к ее появлению. Не интересуются они и другими детьми или взрослыми. С ними трудно подружиться, наладить контакт – они настойчиво избегают общения.

К привязанности такого типа могут привести две манеры поведения матери по отношению к ребенку:

  1. Мать неотзывчива, нетерпелива, открыто выражает негативные чувства по поводу его плача и капризов, избегает близкого контакта с малышом (редко берет его на руки, не проявляет нежности, отстраняет ребенка, когда тот тянется к ней в попытке приласкаться, найти поддержку). Такие матери эгоистичны, сосредоточены на себе. Они демонстративно отвергают те потребности и интересы ребенка, которые не совпадают с их собственными интересами и потребностями. Чтобы успокоить ребенка, такая мать использует игрушки, а не телесный контакт и общение.
  2. Мать чрезмерно опекает ребенка, «лезет с нежностями» даже тогда, когда малыш этого не хочет. Бывает, что мать – сторонник раннего развития и занимается с ребенком каждую свободную минуту. При этом она не прислушивается к эмоциональному состоянию малыша, его инициативе, а делает то, что сама считает нужным, полезным.

Оба варианта объединяют ориентация родителей на себя, свои воспитательные представления (или их отсутствие – если родители вообще не задумываются о воспитании). Ребенок для них – не субъект, личность, а объект воспитания (или объект, мешающий привычной жизни). Реальные потребности ребенка такие родители не учитывают.

В результате подобного поведения матери у ребенка формируется своеобразное табу на эмоциональность и общение. Он замкнут, конфликтен, у него низкая самооценка, ему трудно установить контакт с новыми людьми, а его отношения с близкими носят отчужденный характер.

Другие виды привязанности

Встречаются матери, которые пренебрегают младенцем, жестоко относятся к нему. В этом случае ребенок не может сделать определенного вывода о том, как вести себя с матерью, ведь никакое поведение небезопасно. Если наблюдать такого малыша со стороны, то заметно, что он боится матери (он либо «застывает» в одной позе при ее виде, либо убегает от нее). Такую привязанность называют ненадежной привязанностью дезорганизованного типа. С такой матерью ребенок вынужден учиться выживать, пренебрегая любыми человеческими чувствами и отношениями, отказываясь от них в пользу силы. Может быть, это равноценно отсутствию привязанности?

Эти случаи редки, тем не менее, любой матери необходимо знать об опасности непоследовательного, невнимательного отношения к ребенку. В крайнем своем проявлении ненадежная привязанность может привести к патологии — расстройству привязанности.

Психологи выделяют два типа расстройства привязанности:

  1. Расстройство реактивного типа – ребенок излишне боязлив, не может расстаться с матерью, избегает общения со сверстниками и другими взрослыми, в присутствии незнакомых людей излишне насторожен, эта настороженность не исчезает после материнского утешения.
  2. Расстройство расторможенного типа – ребенок излишне прилипчив ко всем взрослым без разбора.

Психологи часто выявляют проблемы с привязанностью у детей, которым ставят другие диагнозы, например, «посттравматическое стрессовое расстройство», «расстройство поведения».

Большую опасность представляет неискреннее поведение матери. На людях она может ласкать и нежить ребенка, демонстрируя свою любовь к нему, а наедине, когда малыш потянется к матери за прежней лаской, отвергать его.

Многие матери делают это не со зла. Непоследовательность – их черта характера. Они ведут себя так со всеми: то ласковы и чувствительны, то холодны и неприступны. Такие матери искренни, но вреда приносят не меньше, чем «матери-показушницы». Ведь ребенок в обоих случаях не может предсказать поведение матери. Если такие ситуации повторяются регулярно (закрепляются повторением), то в итоге сформируется ненадежная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Влияние привязанности к матери на жизнь ребенка

Мы выяснили, что единственно правильным типом отношений матери и ребенка является надежная, или безопасная привязанность. По данным разных исследований, она встречается в 50-70% семей.

Получается, что от 30 до 50% детей с младенчества воспитываются в неблагоприятных условиях. Над этими цифрами стоит задуматься.

Опыт отвержения со стороны матери опасен и тягостен. Сформированная таким опытом негативная модель себя и мира, без сомнения, проявит себя во всей следующей жизни ребенка. Привязанность первых лет жизни очень устойчива, она переносится на дошкольное детство, школьные годы, период взросления.

Ребенок, у которого не было надежной привязанности к матери в раннем детстве, очень зависим от окружающих людей, пассивен. Его поведение неустойчиво, противоречиво. Ему свойственна низкая самооценка. У него есть проблемы с общением. А причина всего этого – подсознательное недоверие к миру и окружающим людям. В глубине души ребенок уверен, что люди непредсказуемы, мир недружелюбен, а он сам не вполне хорош. Такое отношение заложила когда-то своим отношением мать.

Весьма вероятно, что и во взрослой жизни эмоциональная и поведенческая модель, обусловленная типом привязанности ребенка к матери, повлияет на межличностные отношения, другие стороны жизни.

Отношения с родителями

  1. Надежная привязанность: отношения с родителями строятся на доверии и понимании, взрослые дети оказывают родителям помощь, участвуют в их жизни.
  2. Двойственная привязанность: выросшие дети вспоминают о родителях, только когда им плохо (физически или материально). Когда дети благополучны, родителями они почти не интересуются.
  3. Избегающая привязанность: дети не поддерживают отношений с родителями и не вспоминают о них.

Отношения между супругами

  1. Надежная привязанность: взрослый человек уверен, что секрет счастливой семьи заключается в дружбе, доверии между супругами. Он сторонник стабильности, долговременности отношений. Он понимает, что отношения развиваются со временем, в них могут быть спады и подъемы.
  2. Двойственная привязанность: взрослый любит страстно, жаждет полностью раствориться в любимом. Союз двух людей, по его мнению, должен быть тесным, любящие должны быть полностью поглощены друг другом. Он ревнив. Считает, что найти вторую половинку (настоящую любовь) очень трудно.
  3. Избегающая привязанность: весьма скептически относится к любви, считает ее красивой сказкой. Он боится эмоциональной близости, не может открыться другому человеку.

Отношение к себе

  1. Надежная привязанность: взрослому свойственна позитивная и адекватная самооценка.
  2. Двойственная и избегающая привязанность: выросшие дети неуверенны в себе, их преследует ощущение недооцененности со стороны окружающих людей.

Отношение к работе

  1. Надежная привязанность: такие люди уверены в себе, не боятся совершить ошибку. Умеют расставить приоритеты, знают, как добиться цели. Не принимают неудачи в работе на личный счет.
  2. Двойственная привязанность: успех в работе очень сильно зависит от поощрения. Взрослые страстно желают всеобщего признания и одобрения. В связи с этим они часто смешивают работу и личные отношения.
  3. Избегающая привязанность: выросшие дети склонны «прятаться за работой» от личных отношений, часто их жизнь проходит исключительно в работе. При этом они редко бывают удовлетворены ей, даже если добиваются отличных результатов и хорошего материального положения.

Как сформировать надежную привязанность

«Три кита», на которых держится надежная привязанность ребенка к матери – это стабильность, чуткость, эмоциональный и физический контакт.

Стабильность

Привязанность формируется довольно просто. Вот младенец заплакал, мама подошла к нему, взяла на руки, ласково разговаривает, укачивает, поглаживает, кормит. Малыш успокоился, почувствовал себя комфортно, уснул. Через некоторое время он проснулся в хорошем настроении и гулит. Мама обращает внимание на малыша, поддерживает гуление, разговаривает с ним, переодевает, предлагает игрушку. Прошло еще время. Малыш снова плачет, он просится на руки. Мать берет его, опять успокаивает, поглаживает и укачивает, играет с ним.

Вот такими многократными повторениями одних и тех же действий при неизменном стиле поведения мать дает понять малышу, что она и есть тот человек, которые всегда придет на помощь, утешит, накормит, защитит.

Итак, стратегия поведения матери должна быть определенной и неизменной – стабильной.

Стабильность необходима и в отношении объекта привязанности. В нашем примере объект привязанности – мать. Случается (часто в обеспеченных семьях), что заботу о младенце почти целиком поручают няне, а мать занимается с малышом лишь изредка. Категорически не рекомендуется менять няню, если возраст ребенка – от 3 месяцев до 1 года. Эту рекомендацию желательно соблюсти и дальше. Объект привязанности (мать или няня) не должен надолго покидать ребенка.

Чуткость

Правильной стратегией поведения матери следует признать отзывчивость, чуткость.

Никакой сигнал ребенка не должен остаться без ответа. Плач, улыбка, лепет, взгляд, — мать замечает их и сразу вступает с ребенком во взаимодействие. Любая инициатива малыша поддерживается, его чувства не остаются незамеченными.

Чуткость проявляется в том, что мать инстинктивно понимает своего ребенка. Она знает, чего малыш хочет, от чего он плачет, как его успокоить, какое действие будет верным в данной конкретной ситуации.

Часто молодые матери, начитавшись специальной литературы и наслушавшись советов старших, боятся доверять своему инстинкту. Конечно, мать должна быть грамотной в вопросах здоровья и воспитания, ошибки здесь недопустимы. Но есть такие тонкие области взаимодействия матери и ребенка, в которых не помогут прописные истины. И тут правильно будет прислушаться к себе и к ребенку, поверить в себя.

Эмоциональный и физический контакт

Любое, даже самое простое, действие с малышом должно сопровождаться стойкой положительной эмоцией матери, выраженной открыто, понятной ребенку. Такая эмоция представляет собой проявление любви. Теплота, нежность, мягкость, подбадривание, одобрение – они нужны ребенку так же, как воздух и пища.

Эмоциональный контакт должен сопровождаться физическим. Объятия, поглаживания, тисканье, укачивание, — все это жизненно необходимо.

В отношении качества и интенсивности эмоционального и физического контакта не следует делать различий в зависимости от пола ребенка. С мальчиком необходимо обращаться также нежно и ласково, как и с девочкой.

Реакция на сигналы ребенка должна быть адекватной. Случается, что матери, услышав плач малыша, не утешают его, считая это излишним «сюсюканьем». Это неверно. Утешение – адекватная реакция на плач.

Важно прислушиваться к тому, чего хочет сам малыш. Любое взаимодействие должно соответствовать познавательным способностям ребенка, его настроению. «Подстраивать ребенка под себя» нельзя.

Чаще всего любая мать хорошо понимает своего ребенка, его эмоциональное состояние. Но не все матери считают нужным на него ориентироваться. Они придерживаются мнения, что ребенок должен делать то, что считает нужным взрослый, что потакать его капризам не следует. Это ошибочное мнение. До двух лет, а иногда и старше, ребенку недоступны нравственные и моральные понятия. Желания, настроение малыша в этом возрасте – совсем не каприз. Малыша нужно мягко направлять к желательным, правильным действиям, переключать на них, стимулировать его к их выполнению. Игнорировать инициативу ребенка и его желания, резко и грубо обрывать его – недопустимо.

Если мать понимает эмоциональное состояние малыша, но не откликается на него адекватно – она создает ситуацию отторжения. Закрепленная многократным повторением, такая ситуация сформирует ненадежную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа.

Даже при обычном пеленании нельзя обращаться с ребенком как с куклой. Ребенок не объект ухода, он, даже крохотный и несмышленый — личность.

Подведем итоги.

В первый год жизни ребенка, помимо непосредственного ухода за ним, следует обратить особое внимание на формирование надежной привязанности ребенка к матери. Она окажет влияние на всю его дальнейшую жизнь.

Если Вы читаете эту статью, и понимаете, что время упущено, что Ваш ребенок уже далеко не младенец и ему свойственны негативные проявления, связанные с ненадежной привязанностью к матери, знайте, что качество привязанности может измениться со временем.

Правда, изменить его будет не так просто. Но в жизни встречаются разные ситуации, и среди них почти нет неисправимых. Ребенку любого возраста поможет Ваша открытая любовь, безусловное принятие, чуткое внимание и стабильность в отношениях.

Безусловно, каждой маме приятно ощущать себя самым важным человеком для своего малыша. Но радость быстро исчезает, когда ребенок начинает ходить за вами хвостиком. Согласитесь, если держать его постоянно на руках (статья о том, как отучить ребенка от рук), то совершенно не остается времени на домашнюю работу и отдых. Приходится буквально бегать по дому, стараясь убраться и приготовить ужин, пока кроха спит. Что следует предпринять, если ребенок не отпускает вас ни на секунду?

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

  • Единое целое

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

  • Сигнал о неблагополучии

Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также: как понять причины плача детей

  • Страх одиночества

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

  • Мамина тревожность

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

  • Недостаток внимания

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

«Мамина» дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Советы мамочек с форумов

Моему 2,4 тоже плачет, когда ухожу…я ему все время объясняю куда я и зачем, например — мне надо в магазин, я приду через 10 минут и принесу тебе сок, и спокойно ухожу, вроде понимает чето, он бежит к окну и машет мне по дороге, прихожу — говорю, ну что плакал? он говорит — да, пакал….

Приучайте малышку постепенно к Вашему отсутствию. Причем, постарайтесь именно не ускользать незаметно, а уходить, помахав ей при этом рукой, можно и поцеловать в щечку (если не вцепится мертвой хваткой). Затем сразу же уходите, без разговоров, прямо на её глазах….Можете даже уйти без особого повода: просто постоять у подъезда 10-15 мин. и возвращайтесь обратно. Постепенно интервалы отсутствия нужно увеличивать. Но всегда Вы должны соблюдать ритуал прощания: помахали рукой «пока-пока, я скоро приду» и уходите, не оглядываясь. Когда Вы уходите, то с дочкой, конечно, кто-то должен остаться. Она, безусловно, будет сильно плакать, может даже биться в истерике. Ничего. Не обращайте внимания. Пусть тот, кто с ней остается, объяснит, что мама скоро придет. А через 10 минут. глядишь, и Вы снова дома! ))) У ребенка должен сложиться в голове стереотип: мама уходит, но она всегда возвращается. Ребенок будет плакать после Ваших уходов несколько дней. а может быть и недельки 2-3 проплачет, похнычет. А потом перестанет. Этот процесс привыкания к отсутствию мамы очень тяжелый и нелегко дается как маме, так и ребенку. Но пройти этот путь нужно, ведь ребенок не сможет быть постоянно с мамой (и наоборот). Начните приучать уже сегодня и вот увидите — все у Вас получится! Удачи!

Здравствуйте! Это возрастная особенность такая, норма поведения.
Ребенку начинает казаться, что мама ушла навсегда и не вернется, отсюда такой безудержный плач.
Есть еще мнение, что малыш сам боится уползти и потеряться.
Я не хочу вас пугать, но страх потрери мамы так называемый, проходит у всех детей в разном возрасте. У моей дочки только к двум годам закончилось это. У кого-то раньше.
Главное продолжать объяснять что мама вернется, мама рядом, все хорошо, всяко успокаивать.

***

Для того, чтобы ребенок перестал ходить за Вами по пятам, плакать, чуть только Вы вышли из машины или из дома, необходимо установить с ним надежную привязанность, необходимо, чтобы ребенок успокоился, перестал бояться потерять маму. А для этого в первую очередь необходимо убрать из жизни ребенка разделение везде, где это только возможно.

В каких случаях ребенок может чувствовать разделение?

Раздельный сон с рождения
Раннее переселение в свою комнату
Страх «приучить к ручкам»
Частые разлуки
Мамина отстраненность, задумчивость, «витание в облаках» (физически рядом с ребенком, но в мыслях — далеко)
Нежелание разговаривать, игнорирование
Тайм-ауты (в комнату, в угол)
Физические наказания
Обида на ребенка, мама «дуется»
Манипулирование любовью
Запреты плакать
Запрет быть собой, непринятие
Ребенок начинает ходить в садик
Рождение брата/сестры
Ребенок потерялся и испугался
Страх смерти родителей
Угрозы расставания («мама уйдет без тебя», «ну и оставайся тут один»)
Угрозы отдать кому-то, если будет плохо себя вести
Проведенное лето у бабушки
Развод родителей
Чрезмерная строгость родителей, авторитарность

Это, конечно, не полный список. Посмотрите, проанализируйте. Постарайтесь исключить то, что возможно: например, перестать использовать разделяющую дисциплину при воспитании, если вы ее используете. Здорово, что ребенок с рождения спит с Вами, но это, конечно, не панацея. Хотя это очень помогает восполнить контакт, которого не хватало в течение дня. Особенно, если перед сном вы проводите время вместе, болтаете, читаете или что-то другое, но главное — чтобы это приносило вам обеим положительные эмоции.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Почему малыш не принимает никого из родственников и общается только с мамой
  • Как оставить ребенка одного дома и не переживать. Подготовка детей и правила безопасности

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.