Астено невротический синдром

Причины нервного расстройства

Медики убеждены, что первоначальной причиной выступает наследственность: ребенок перенимает определенные особенности ЦНС родителя, особенно — склонность к повышенной возбуждаемости нейроцитов, которые отвечают за установку связей между клетками головного мозга. Холерики и меланхолики наиболее предрасположены к различным заболеваниям неврологического спектра.

Помимо генетики и темперамента, есть ряд других причин, провоцирующих возникновение астено-невротического синдрома у детей:

  • неблагополучное окружение, неприятности дома, излишняя строгость родителей в воспитании, высокие требования, смена коллектива и проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
  • дефицит витаминов и минералов — ЦНС остро реагирует на нехватку витаминов группы В;
  • дисфункция гормональной и эндокринной систем, при которой наблюдается излишек гормонов, провоцирующих дисфункцию коры головного мозга или отдельных его участков;
  • хронические болезни основных фильтров — почек и печени, повышенный уровень продуктов распада в организме сказывается на состоянии и функциональности ЦНС;
  • сложное течение беременности влияет в глобальном плане на состояние ЦНС плода — сильный токсикоз, резус-конфликт, интоксикация медикаментами, внутриутробная инфекция, тяжелые инфекционные заболевания в начале и конце гестации;
  • образ жизни женщины во время беременности, нервная истощенность, бесконтрольный прием медикаментов, употребление наркотических препаратов, курение, алкоголь;
  • гипоксия – кислородное голодание клеток головного мозга вследствие родовых травм и пр.;
  • отравление токсинами при самолечении и игнорировании возрастных доз лекарственных препаратов;
  • травмы шеи, свода черепа, сотрясение мозга, даже то, что было получено длительное время назад, часто приводит к мозговой дисфункции и сбоям в работе отдельных участков мозга;
  • вирусные и бактериальные инфекции оболочек, коры и самого головного мозга — менингит, энцефалит, арахноидит;
  • длительный стресс, повышенная нагрузка на ЦНС.

Симптомы заболевания

Невротический синдром у детей имеет различные признаки. Ребенок неуправляем, он кричит и плачет без причины, дерется, бросает предметы, без остановки бегает и скачет. Специалисты условно разделяют симптомы на 2 вида: сбои в работе вегетативной нервной системы и изменения в работе головного мозга.

Реакции вегетативной нервной системы

Явные проявления неврастении часто маскируют собой заболевания других систем органов, среди них:

  • гипертиреоз – избыточная потливость. Потеют не только подмышки, стопы и ладони, но и шея, затылок, все тело покрывается испариной;
  • чрезмерная любовь к сладкому, скрытый сахарный диабет;
  • болезни мочеполовой системы, энурез;
  • тахикардия, превышение сердечного ритма в нормах возрастной зоны;
  • гипотония – пониженное кровяное давление;
  • частые (более 6–8 раз в год) ОРВИ;
  • «колит» сердце, выше грудины, плечо и т. д.

Если неврастению провоцируют эндокринные заболевания и воздействие гормонов, то часто можно наблюдать небольшое повышение температуры, обычно в пределах 37,5–37,8 ºC.

Симптомы сбоев в работе головного мозга

Астенический синдром сопровождается следующими симптомами, говорящими о сбоях в функционировании головного мозга:

  • психическая нестабильность, резкие смены настроения, яркое проявление эмоций, не всегда уместных;
  • проблемы со сном, ребенку сложно уснуть ночью, а под утро сон настолько глубокий, что нельзя разбудить;
  • невозможность контролировать энурез, дефекацию при достижении возраста старше 4-х лет;
  • изменение настроения в сторону негатива: ребенок плаксивый, вспыльчивый, раздражительный, подавленный без адекватных на то причин;
  • низкая концентрация внимания и нарушение кратковременной памяти;
  • гиперактивность: малыш подпрыгивает, сидя на стуле, не в состоянии идти спокойно, только бежать, производит много хаотичных движений, на просьбу пройтись по прямой линии — пройдет, но будет вертеть головой, руками, компенсируя тем самым спокойствие ног;
  • необычные приемы самоуспокоения: школьник теребит в руках ручку, накручивает волосы или вырывает их, расшатывается из стороны в сторону, бьет себя по лицу, голове и пр.;
  • проявление неконтролируемой агрессии: ребенок бьет игрушки, топчет и рвет книги;
  • безосновательный страх темноты, боязнь какого-либо помещения, страх одиночества;
  • повышенная утомляемость во время умственного труда.

Все вышеописанные признаки требуют внимания со стороны родителей и обращения к специалисту. Важно понимать, что если какой-либо симптом повторяется чаще нескольких раз, то это уже является поводом для родительского беспокойства и требует осмотра специалиста, для исключения неврозов и подобных заболеваний.

Диагностика

Психотерапевты прибегают к комплексу исследований и тестов:

  • клиническая диагностика – опрос, сбор анамнеза и катамнеза, которые проводят терапевт, невролог и психиатр. Каждый из специалистов выстраивает беседу так, чтобы выявить симптоматику своего спектра. Постановка диагноза комплексная;
  • физикальный метод проводится терапевтом, его цель — осмотр и оценка работы внутренних органов, после чего следует прием у невролога для выявления симметрии, реакции на свет и звук, анализа соответствия рефлексов возрастной категории пациента, выявление замедления в развитии;
  • психодиагностика проводится психологом, метод нацелен на выявление нестабильности внимания, нарушений в длительной и краткосрочной памяти, расстройств логического и пространственного мышления. Пациенты с астено-невротическим синдромом уже к концу беседы с психологом демонстрируют усталость, истощение, их речь путается, а в суждениях отсутствует логическая цепочка;
  • инструментальный метод предполагает проведение ряда исследований (реоэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография, рентген, УЗД головы и шеи, т. д). Пациенты с астеническим синдромом имеют явные отклонения от нормы в работе сосудистой системы, дисбаланс нервных импульсов, защемления или новообразования в шее или мозге и пр.;
  • лабораторные исследования, цель которых, посредством общего анализа крови и биохимии, исключить различные инфекции и заболевания, способные маскироваться под психические и нервные расстройства.

При проявлении несвойственных для болезней ЦНС симптомов рекомендуют сдать дополнительные анализы и тесты, чтобы исключить наличие болезней гематологического, иммунологического и инфекционного спектров.

Лечение астено-невротического синдрома

Астено-невротический синдром, как и остальные виды неврастении, лечится комплексными терапевтическими методами. Лечение начинается только после постановки диагноза у специалистов, с обозначением его особенностей и факторов отягощения. Терапия заключается в коррекции режима, медикаментозном лечении и работе с психологом.

Коррекция режима

Соблюдение режима дня необходимо вне зависимости от причины невроза у ребенка.

  • длительные прогулки на свежем воздухе — для большего насыщения кислородом всего организма;
  • необходимо наладить режим сна, в соответствии с возрастными потребностями ребенка, его длительность должна быть 8–9 часов;
  • сбалансированное меню, со всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, если какой-то вид продуктов ребенок не ест – используется комплексная витаминная терапия с помощью препаратов;
  • закаливающие процедуры, контрастный душ, ходьба босиком;
  • создание благоприятной атмосферы вокруг ребенка, исключение стрессовых факторов.

Выполнение данных рекомендаций поможет избежать рецидива неврологических заболеваний в будущем и возникновения других расстройств.

Лечение медикаментами

Назначением каких-либо медикаментов и мягких успокоительных препаратов занимается только врач после постановки диагноза. Детям с расстройствами ЦНС прописывают: препараты для подавления возбудимости, препараты для улучшения кровообращения и насыщения мозга кислородом, ноотропы и аминокислоты.

Медикаментозное лечение проводится комплексно, при необходимости подключаются препараты для лечения сопутствующих заболеваний. Пациенты находятся строго под наблюдением врача.

Физиотерапия

Детям и подросткам, страдающим от каких-либо болезней, связанных с повышенной нервностью, чрезвычайно важны соответствующие возрасту физические нагрузки.

При лечении астении рекомендуют курсами пройти общеукрепляющие массажи, бальнеотерапию, УВЧ, светотерапию. Все эти мероприятия помогут мышцам расслабиться, улучшат кровообращение и деятельность всех внутренних органов и систем.

Психотерапевтические меры

Занятия с детским психотерапевтом дают отличный и стабильный результат в борьбе с астено-невротическим синдромом. Беседы со специалистом назначают пациентам, достигшим возраста 4-х лет. Коррекция нацелена на рост личностных качеств, умение контролировать и проявлять свои эмоции мирным путем.

Психолог помогает побороть всплески агрессии, страхи, фобии, суицидальные наклонности, найти свое «Я» и правильно его выражать действиями. Если триггером для ребенка выступила смена коллектива в саду или школе, назначают занятия в общей группе, тогда ребенку легче побороть страх общения с новыми людьми и наладить социальную активность.

Профилактические меры

При своевременной диагностике и лечении астено-невротического синдрома у детей прогноз благоприятный. С началом терапии симптомы будут постепенно уменьшаться и через некоторое время исчезнут, но есть риск рецидива в пубертатном периоде.

Для предотвращения рецидива неврозоподобных заболеваний специалисты рекомендуют такие шаги:

  • четкий распорядок дня;
  • сбалансированное питание, прием витаминов и микроэлементов;
  • сохранение дневного сна до 3-5 лет и дольше;
  • длительность ночного сна 8-9 часов;
  • отсутствие стрессовых ситуаций в семье;
  • устранение причин переутомления;
  • отказ от самолечения ОРВИ и каких-либо других болезней;
  • обязательные физические нагрузки;
  • длительные пешие или велосипедные прогулки.

Главное — следует избегать избыточной нагрузки на ЦНС и обходить стороной шумные мероприятия, способные вызвать эмоциональный всплеск. Детям с нестабильным состоянием нервной системы противопоказаны громкие концерты, посещение комнат страха и подобных аттракционов, посещение траурных мероприятий, просмотр грустных фильмов и фильмов со спецэффектами.

Пойдет на пользу спокойный досуг с чтением книг, просмотром комедий, посещением музеев, дельфинария, вышивкой, рисованием и др.

Взрослым нужно скорректировать образ жизни семьи для удовлетворительного состояния здоровья ребенка. Для своевременной диагностики и успешного лечения астено-невротического синдрома необходим постоянный контроль невролога и индивидуальный путь терапии.Родителям важно осознать, что лечение длительное и кропотливое.

Астено-невротический синдром у детей: понятие, симптоматика, диагностические и лечебные мероприятия

Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.

Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.

Факторы, приводящие к появлению АНС:

  • Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
  • Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
  • Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
  • Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
  • Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
  • Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
  • Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.

АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.

Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.

Что такое РЦОН?

Резидуальная церебральная органическая недостаточность
Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога – резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН),
РЦОН – остаточные явления от поражения нервной системы в младенческом возрасте, которая известна родителям как ППЦНС. При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек.
В общий диагноз РЦОН входят:
Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.
Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.
Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.
Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.
В дошкольном возрасте диагноз гиперактивность. ставится редко в силу того, что гиперактивность крайне трудно отличить от свойственной малышам высокой подвижности. Поэтому с жалобами на чрезмерную активность чаще обращаются в школьные годы, когда неуемная энергия ребенка начинает создавать проблемы ему и окружающим. Что может послужить поводом для обращения к неврологу? Школьник не может сосредоточиться, чтобы прочитать абзац, очень легко отвлекается (увидел в окне птичку и побежал на нее смотреть, забыв про домашнее задание). Ребенок не может высидеть 45 минут урока, невнимателен, рассеян. Иногда создается ощущение, что он не слышит обращенную к нему речь, поэтому взрослые вынуждены постоянно повторяться. Такие дети зачастую стремятся к формальному лидерству, но у них нет настоящих лидерских качеств, и они стараются достичь желаемого первенства кулаками, из-за чего в школе автоматически зачисляются учителями в ранг хулиганов.

Диагноз РЦН у детей: опасно ли это?

Резидуальная органическая церебральная недостаточность или сокращенно РЦН диагноз ставится после визита к детскому неврологу. Данная патология может развиться в утробе матери.

РЦН у детей может развиться из-за отслоения плаценты, в результате недоношенности, травмы черепа, из-за инфекции, сильного удара или сотрясения головного мозга, из-за иммунологической несовместимости матери и ребенка.

У немолодых рожениц йязицірність рождения ребенка с данным диагнозом велик, на это еще может повлиять на поведение матери во время беременности, и от ее нервного состояния в период вынашивания ребенка. Нежелательная беременность, попытка аборта, стрессовые ситуации могут привести к резидуально церебральной недостаточности .

Если не заниматься лечением ребенка, то можно запустить болезнь, и ее симптомы будут только усугубляться с возрастом, вплоть до формирования головного мозга у юношей — 25 лет, у женщин — 21 год.

РЦН проявляется следующими симптомами:

быстрая утомляемость ребенка, ему хочется отдыхать после школьных занятий, может возникать головная боль, которая утихает после отдыха;

нервные тики, которые проявляются в виде моргания, подергивания уголка губ, плеч, шмыгание носом;

зависимость от погодных условий, укачивание в транспорте, мокрые и холодные конечности;

высокое внутричерепное давление.

Чтобы полностью изучить картину, необходимо наблюдать за поведением ребенка, оценить степень его активности, агрессивности. Диагноз РЦН относится 86% детей. Здесь не идет отличия по половому признаку. Если у ребенка присутствует заболевания нервно системы, ему нужна помощь врача, родителей и педагогов.

Болезнь развивается в процессе формирования мозга, во время становления психики ребенка, развития поведенческих качеств. Симптоматика может различаться в зависимости от периода начала становления резидуальной церебральной недостаточности, в зависимости от локализации и масштабов повреждения головного мозга.

Во многих странах практикуют профилактические меры для предупреждения заболевания нервной системы, которые помогают снизить преступность среди подростков.

Еще к симптомам РЦН можно отнести: головокружение, плохой аппетит, эмоциональная неуравновешенность, галлюцинации, приступы ступора, растерянность. Нередко дети с подобным диагнозом впадают в депрессию. Такое состояние сопровождается агрессией, истериками, плачем без слез, что сопровождается криками, причитания под нос.

Конечно же побороть эту болезнь не так-то просто, требуется комплексная работа с ребенком. Многое зависит от родителей, стоит запастись терпением, потому что не мало трудностей в процессе лечения нервных расстройств. Могут случаться приступы, во время которых идет усиленное потоотделение, может наблюдаться озноб, тошнота, возникает чувство жажды, судороги, повышение температуры тела.

Практически во всех сирот оказывается РЦН. Диагноз может поставить только врач-невролог. Такая статистика вполне объяснима. Большинство родителей сирот — это люди, которые ведут аморальный, противозаконный образ жизни. Отказ от ребенка и передача его на воспитание государству нарушает неокрепшую детскую психику.

Это потом выливается в такие диагнозы. Также перенесенные ранее заболевания и инфекции могут оставить после себя такой след (например, последствия менингита). Лечение резидуальной церебральной органической недостаточности в нашей стране проводится в любом возрасте.

Нужно своевременно выявлять нарушения развития головного мозга, и тогда останется надежда на полное выздоровление. Современная комплексная терапия поможет поправить психическое здоровье ребенка.