Бабушка и дедушка

Роль бабушки и дедушки в воспитании детей

Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка?

Для многих молодых мам и пап помощь их родителей становится настоящим подарком судьбы. Опыт старшего поколения помогает справляться с неизвестными ситуациями в деле воспитания малыша, а слово «бабуля» можно по праву считать синонимом слов «нежность» и «любовь». Однако иногда бабушкина забота приводит к негативным результатам. Излишне снисходительные или, напротив, «драконовские» воспитательные методы становятся источником многочисленных ссор и скандалов между родными людьми.

Положительное влияние бабушек и дедушек на ребенка.

В первую очередь, необходимо рассказать о той поддержке, которую оказывают старшие родственники в уходе за малышом. Родители часто трудятся целыми днями, а после работы и по выходным стараются сходить в кафе, кино или встретиться с друзьями. В этом время зачастую именно бабушки и дедушки сидят с внуками.

Новоиспеченные родители зачастую боятся принимать ответственные решения, которые касаются ухода и присмотра за первенцем. И тут на помощь приходят опытные бабушки, которые уверены в своих силах и знают, что нужно делать с маленькими детьми.

У взрослого поколения найдется время, чтобы помочь с уроками, поиграть с детьми, расширить их кругозор, читая книги, рассказывая реальные истории из жизни.Порой складывается ощущение, что между пожилыми людьми и ребенком налаживается «мистическая» связь – сказки из уст дедушки или бабушки кажутся интереснее, чем те же самые, которые читают родители.

Общение с родственниками расширяет социальные контакты детей, благодаря этому они смогут приобрести непосредственный опыт взаимодействия с взрослыми людьми, а не только со сверстниками.

Правила для родителей:

1.Если вы заметили, что после посещения бабушки и дедушки поведение ребенка кардинально меняется, необходим серьезный разговор. Однако помните, что «балование» детей зачастую проистекает от искренней любви.

2.Постарайтесь четко обозначить границы влияния своих родителей на ребенка. Именно вы несете ответственность за его воспитание, а бабушка и дедушка являются пусть главными, но все же помощниками.

3.Обсудите все противоречия и расхождения в вопросе развития малыша. Но не делайте это в его присутствии, чтобы не снизить авторитет взрослых людей. Кстати, некоторые дети, глядя на ссоры, быстро соображают, как сыграть на противоречиях. Так что есть риск получить маленького манипулятора.

4.Не забывайте, что от вашего отношения к старшему поколению зависит то, как подросшие дети станут относиться к вам в будущем. Поэтому, даже если вы отрицательно относитесь к бабушкам-дедушкам, не демонстрируйте этого хотя бы при малыше.

Правила для бабушек и дедушек:
1.Старайтесь не говорить детям, что они не так воспитывают ваших внуков (даже если вам так кажется). Встаньте на сторону дочери или сына и помогите реализовать их воспитательные планы. Помните, что они желают своим детям (а значит, и вашим внучатам) только добра.

2.Рассказывайте младшему поколению об их ребенке, о его потребностях и возможных проблемах, но не обвиняйте! Ваша задача – договориться, как исправить недостатки ребенка и удовлетворить его потребности.

3.Не «покупайте» внимание и любовь малышей многочисленными подарками. Желая сделать дорогой презент (телефон, ноутбук) внуку, не забудьте посоветоваться с его мамой и папой.

4.Избегайте конфликтов, ведь у вас есть богатейший жизненный опыт – то, чего пока нет у ваших детей. А значит, вы более опытны во взаимоотношениях с людьми и можете или уступить, или повернуть беседу

так, что они согласятся с вами.

Статью подготовила воспитатель группы «Колобок»

Неравное отношение к внукам

Сижу пью кофе. И реву. Это не вопрос, а история просто.
Так вышло, что мои дети растут без бабушек и дедушек. Не потому что их нет, а потому что в силу разных обстоятельств они не участвуют в жизни моих малышей. Речь не о помощи, мы помогаем сами всем родителям, и имеем няню. Речь о любви.
Родители мужа пока живут в другом городе. У него есть сестра, которая давным-давно, намного раньше мужа обзавелась семьей и двумя детьми, и похоже мои свекры в свое время уже так наигрались с внуками, вырастили их, много с ними нянчились – в общем, к моменту рождения нашего старшего парня им это все было совершенно неинтересно… Один раз прилетели, свекровь покачала на руках, и на этом все закончилось. Ну что ж, я их в принципе понимаю — возраст уже, хочется спокойствия и отдыха, дочь им в принципе была ближе всегда (хотя помогаем материально именно мы). Но положа руку на сердце, обидно за мужа.. Хочется ему, чтобы вот раз в год они приехали и вот взяли бы внука, да в цирк с ним! Да поиграть! Да на горку! А у нас два дня посвящены стандартно магазинам дабы утолить жажду свекрови в обновках, да театрам. А разговоры у них обычно о сестре мужа и ее детях, они любимые внуки. За четыре года они ни разу книжку не почитали моему детенышу.
И казалось бы, уж куда мне теплоты ждать от свекрови, но у меня же свои мама с папой есть. Они в разводе. Мама больна, и она по состоянию здоровья вообще не может более быть полноценной бабушкой, дети мои ее не знают. Это моя постоянная отныне боль, но сейчас не об этом. Из-за того, что я не имею возможности получать настоящую бабушкинскую любовь от своей мамы, я как-то интуитивно жду многого от папы. Что он-то будет настоящим дедушкой! В моем детстве была куча родни, и мне так мечталось. Что у моих детей будет также.
Но не сложилось и с папой. Он живет в 40ка минутах езды от нас. Приезжает раз в три месяца. Вижу, что не из желания повидать внуков, а для галочки. Старший любит его, прыгает вокруг, терпеливо ждет пока папа закончит ужин. Далее все стандартно. Папа идет играет с ним в прятки 10 минут, берет свой чемоданчик и уезжает. Ребенок провожает в слезах, проникновенно смотрит ему в глаза и спрашивает – дедушка, а приезжай скорее опять! Папа, скупой на эмоции человек, бубнит «угу» и уходит. Я реву. Младшего два раза видел, на руки так и не брал.
Я бы могла успокоить себя, что просто вот такой он человек. Но дело в том, что у меня есть сестра, она живет поближе к маме с папой. У нее маленькая дочь. И вот там складывается совсем другая картина. Папа проводит с ней как минимум каждое второе воскресенье – для него это очень много. Это удивительная девочка, которая просто бесконечно умиляет всех моих родных! Обе прабабушки (наши бабушки) наперебой мне рассказывают, ах представляешь Варя сегодня с ума сойти съела весь супчик!!! Вот у Вари такие глазки, вот девчонка какая! А Варя выучила букву А!!! Варя, Варя, Варя….
Да это просто пипец какой-то, букву А она выучила! Ну хорошо, я могу быть не объективна насчет своих детей. Но. Мой старший просто потрясающий блондин. И он не то что букву А выучил, он писать научился сам довольно рано. Но это все как-то проходит мимо.. Про младшего вообще молчу. Растет парень себе, а его и не видел толком никто…
Ревную ли я? Пожалуй, да, сильно. Племянница кажется мне вполне обычным ребенком, я особо никогда не умилялась всяким девчачьим штукам, может это так восхищает моих родных?
Вроде живу как-то в своих делах и заботах, не думаю об этом. А вот утром сегодня разговариваю с подружкой, слышу, что она за рулём. Спрашиваю – куда едешь? Она говорит – да, детей везу родителям закинуть на выходные, соскучились они.
И так у меня защемило… Соскучились. Как здорово это.
Девочки, а есть среди вас похожие истории? Может, это потом проходит, эта разница в отношении, когда внуки взрослеют? Или просто смириться да и плюнуть..

Вариант 7
(1 )Языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка, носители которого жили, вероятно, около 5-6 тысяч лет назад. (2Существует несколько гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка, называют такие регионы, как Восточная Европа, Передняя Азия, степные территории на стыке Европы и Азии. (3)С большой вероятностью археологической культурой древних индоевропейцев можно считать так называемую «ямную культуру», носители которой обитали на востоке современной Украины и юге России.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,
содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Индоевропейские языки самая распространённая в мире языковая семья, к которой принадлежит большая часть языков современной Европы и которая возникла около 5-6 тысяч лет назад.
Ареал «ямной культуры», характерной чертой которой является захоронение умерших в ямах под курганами, был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период.
Согласно одной из наиболее вероятных гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка, к которому восходят языки индоевропейской семьи, древние индоевропейцы были носителями «ямной культуры» и обитали примерно 5-6 тысяч лет назад на востоке современной Украины и юге России.
Среди существующих гипотез о месте зарождения праиндоевропейского языка наиболее вероятной считается гипотеза о том, что носители этого языка жили порядка 5-6 тысяч лет назад на территории Восточной Европы и были носителями «ямной культуры».
Предполагаемой прародиной древних индоевропейцев, существование которых не подкрепляется никакими историческими свидетельствами, кроме языковых, считается Западная Европа или Центральная Азия.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
кроме того, наконец,
в частности, хотя
вопреки этому
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
СЧИТАТЬ, -аю, -аешь; считанный; несов.
Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти.
Определять точное количество кого-, чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (поел.).
Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо.
Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, расценивать. С. кого-л. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ.
Читая, сличить, проверить (какой-л. текст). С. вёрстку с рукописью. С. машинопись.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
жИлось отозвалА докумЕнт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Денежная НАЛИЧНОСТЬ и другие ценности упаковываются в сумки и опломбируются под контролем заведующего кассой.
Как человек ПАМЯТЛИВЫЙ, Иван Фёдорович проверил в своём уме, не упустил ли чего-нибудь.
Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИЙНЫЙ отпуск.
Чего бы только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий!
Младшая сестра всегда мечтала ОТРАСТИТЬ такие же длинные волосы, как у старшей.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Забрать из ЯСЛЕЙ
мать ТРОИХ детей
НЕДРЫ земли
ПРИВЕДШИЙ к победе
не МАШИ руками
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ошибка в построении
сложноподчинённого предложения
1)Создав славянскую азбуку, Кириллом и Мефодием были переведены богослужебные книги.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
2)Имя Айвазовского было хорошо известно в кругах турецкой аристократии, которая в то время активно приобщалась к европейской культуре.
В) Неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом
3)До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4)Владимир говорил о себе, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда начал заниматься архивами деда».
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
5)Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлены неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.
6)Что озоновый слой Земли истончается, заметили учёные.
7) Новый фильм будет демонстрироваться в кинотеатрах «Салют» и «Север».
8)Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.
9)Он всегда уважал и искренне восхищался своими друзьями.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
(Военная) кмпания укрщать (животных) познвать перодический пардировать
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Недобровать, ..десь (поблизости) по..пущу, предверие (праздника)
пр..следует, прдать (значение) безязыкий, в..ётся (нить)
без..мянный, вз..мать (штраф)
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.
Воспитвать снов..
сгущ..нное (молоко) рассчитвать
попроб..вать
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква А.
(лошади) тащ..т меч..щийся (в беспокойстве)
(родители) щекоч..т (тени) трепещ..т
(дела) движтся
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ПРОСОХШАЯ ещё после ливня дорога была покрыта лужами.
Работы по внутренней отделке помещений пока (НЕ)ЗАВЕРШЕНЫ.
Крупные зубья пилы, ёрзая взад-вперёд, с каждым разом захватывают (НЕ)ПРИМЕТНЫЙ на первый взгляд кусочек древесины.
Но это лишь многообещающий эскиз, а (НЕ)ЗАКОНЧЕННОЕ произведение.
Дождь стал таким ровным и постоянным, словно шёл (НЕ)ПРЕРЫВАЯСЬ испокон веков.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Белецкий с (ПОЛ)МИНУТЫ просидел неподвижно, хмурясь и (НЕ)СМОТРЯ на меня. Известно, что красный цвет отпугивает волков, (НЕ)ДАРОМ охотники пользуются заграждениями, увешанными (КАК)РАЗ красными флажками.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ никто из знакомых, и родители ТО(ЖЕ), не верили, что я прошла весь этот путь сама.
(В)СВЯЗИ с реконструкцией здания, которая продлится (В)ТЕЧЕНИЕ года, уроки будут проводиться в соседней школе.
(В)ОБЩЕМ, я не хочу притворяться и буду играть с вами (В)ОТКРЫТУЮ.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Передо мной висел «вульфертовский» портрет М. Ю. Лермонтова, подли(1)ый, писа(2)ый масля(3)ыми красками. Так же как и на фотографии, виднелся серебря(4)ый эполет из-под бобрового воротника офицерской шинели.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
При погружении тела в воду она давит на него и сверху и снизу и с боков.
Постарайся доказать свою верность односельчанам либо уезжай из села.
Но дорог ведь не столько результат сколько накал да интерес самой охоты.
Дедушка стремился воспитать внука достойным гражданином и хорошим человеком и при этом он использовал свои уникальные методы.
К отличительным особенностям рыбы-капли можно отнести отсутствие плавательного пузыря мускулатуры а также студенистое строение тела.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я (1) будучи человеком (2) наделённым кое-какими скромными талантами (3) по совету одного академика приучил себя записывать (4) неожиданно приходящие мне в голову (5) мысли.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Место действия фильма «Чародеи», имена отдельных героев и некоторые другие детали (1) действительно (2) были взяты из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», однако (3) кинокартина не является экранизацией этой книги и представляет собой (4) по мнению кинокритиков (5) совершенно самостоятельное произведение.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Первая русская кругосветная экспедиция (1) руководство которой (2) было возложено на И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (3) стала важной вехой в развитии российского флота (4) и внесла значительный вклад в изучение мирового океана.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я не знаю (1) откуда возникало это чудное состояние (2) но я переживал его много раз (3) хотя (4) если вспомнить всю жизнь (5) то бывало оно не так уж часто.
Прочитайте текст, выполните задания 20 — 25
3амечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе?
Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.
(З)Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. (6)Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах.
А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. (8)Если первый раз прочли произведение невнимательно читайте ещё раз, в третий раз. (9)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, «бескорыстно», которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить своё отношение к происшедшему с вами или с кем-то другим.
«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы.
Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках: то рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-то фабрике, то просто болели. (12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринуждённо садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. (13)Мы уже знали, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему. (14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злочастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое.
Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы всё, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам.
«Незаинтересованное», но интересное чтение вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь.
Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует как смотреть и что смотреть. (24)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых жить нельзя, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (ЗО)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
Классическое произведение то, которое выдержало испытание временем.
С ним ш,т не потеряете своего времени. (34)Но классика нс может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (Зб)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37)Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, своё время.
Помните, что писал Пушкин из Кишинёва брату Льву и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение вот лучшее учение». (40)3агляните в «Словарь языка Пушкина» на слова «книга» и «чтение». (41)Как много пишет Пушкин о чтении, об общении своих любимых героев с книгой.
(По Д. С. Лихачёву*)
* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Любовь к чтению рассказчику привили родители и учитель литературы, научивший его «бескорыстному» чтению.
Под «бескорыстным» чтением автор понимает прочтение книг, не требующее глубокого погружения в детали произведения: главное прочесть как можно больше классики.
Классические произведения не способны дать ответы на все вопросы сегодняшнего дня, поэтому следует читать и произведения современных авторов.
Надо учиться читать с интересом, не торопясь, уделяя внимание мелочам, только в этом случае чтение делает человека мудрее.
Рассказчик призывает читателей перестать смотреть телевизор и всё свободное время читать.
21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
Предложение 4 обобщает содержание предложений 2-3.
В предложении 9 представлено повествование.
Предложение 23 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 22.
В предложениях 34-35 представлено рассуждение.
Предложение 37 называет причину того, о чём говорится в предложении 38.
22. Из предложений 33-34 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 25-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью частицы и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «В „Письмах о добром и прекрасном44 Д. С. Лихачёв целую главу посвятил книгам. Автор с трепетом и любовью относится к книгам. Неслучайно уже в первых предложениях текста употреблён троп (А)_________ („ служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей» в предложении 3). И эту любовь к книгам публицист стремится привить читателям. Кроме рекомендаций по „бескорыстному» чтению читатель получает возможность ещё раз вспомнить великие классические произведения. Для этого использовано синтаксическое средство (Б)__________ (предложения 14,18).
Непринуждённость беседы автора подчёркивает ещё одно синтаксическое средство
(В) (предложения 7, 9, 12). Для большей убедительности автор использует
приём (Г) (предложение 39)».
Список терминов:
восклицательные предложения
ряды однородных членов предложения
разговорная лексика
анафора
метафора
метонимия
цитирование
риторические обращения
вставные конструкции
Часть 2
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
ВАРИАНТ 7
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема роли книг в жизни человека, ценности литературы. (Какова роль книг в жизни человека? В чём заключается сила их воздействия?)
1. Литература даёт человеку колоссальный опыт жизни, делает человека мудрым, интеллигентным, развивает в нём чувство красоты, учит пониманию жизни, расширяет его кругозор, служит проводником в другие эпохи и к другим народам. Книги формируют личность.
2. Проблема заинтересованного чтения. (Почему книги нужно читать с интересом?)
2. Полюбить литературу можно, только если читать с интересом, внимательно, обращая внимание на детали, уметь удивляться искусству писателя и искренне радоваться предстоящему чтению.
3. Проблема приобщения к чтению. (Как приобщить ребёнка к чтению?)
3. Приобщить ребёнка к чтению могут взрослые люди: учителя, родители, которые своим примером воспитывают в детях любовь к книгам.
4. Проблема вытеснения книг телевидением и кино. (В чём кроются причины вытеснения книг телевидением и кино?)
4. Телевизор частично вытесняет сейчас книгу, потому что отвлекает человека от забот и не требует от него никаких физических и умственных затрат: достаточно сесть поудобнее, чтобы ничего не мешало, и смотреть то, что показывают.
5. Проблема влияния массовой литературы на человека. (Необходимо ли читать популярные, модные книги?)
5. Модная литература не всегда оказывается качественной и интересной, зато всегда отнимает у человека самое дорогое, что у него есть, его время.
6. Проблема развития литературного вкуса. (Как развить литературный вкус?)
6. Литературный вкус развивается с помощью чтения хорошей литературы.
7. Проблема выбора книг для чтения. (Как правильно выбирать книги для чтения? Как научиться ориентироваться в огромном мире книг?)
7. К выбору книг для чтения нужно подходить серьёзно, не ограничиваться только школьной программой и тем, что модно. Читать нужно как классическую литературу, выдержавшую испытание временем, так и современную, способную дать ответы на вопросы сегодняшнего дня.
8. Проблема роли наставников в жизни ребёнка. (Какова роль учителей, родителей в жизни ребёнка?)
8. Показывая ребёнку собственный пример уважительного отношения к книгам, учителя и родители пробуждают в нём любовь к книгам, расширяют его кругозор, дают ему бесценный опыт.

задания
Ответ
1
34 43
2
вчастности
3
4
4
ЖИЛОСЬ
5
гарантированный
6
недра
7
69134
8
кампания
9
подпущупреддверие
преддвериеподпущу
10
попробовать
11
тащат
12
неприметный
13
впоследствиитоже
тожевпоследствии
14
12 21
15
34 43
16
123 любая другая последовательность этих цифр
17
45 54
18
13 31
19
1235 любая другая последовательность этих цифр
20
134 любая другая последовательность этих цифр
21
25 52
22
ответывопросы
вопросыответы
23
38
24
5297
13PAGE 15
13PAGE 14115
15

Контрольная работа в 11 классе по русскому языку в формате ЕГЭ. Синтаксис и пунктуация.

Контрольная работа по русскому языку в форме ЕГЭ после изучения темы «Синтаксис и пунктуация» в 11 классе.

1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)А.А.Фет не только тонкий знаток и творец русской поэзии но и поэт-переводчик.

2)Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный посёлок из палаток.

3)Только слышится вой ветра в снастях да тихий гул моря.

4)Правды боится человек с нечистой совестью или трус.

5)В театре времен Шекспира актёры отвечали на шутки зрителей и все женские роли исполнялись мужчинами.

2.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)При погружении тела в воду она давит на него и сверху и снизу и с боков.

2)Постарайся доказать свою верность односельчанам либо уезжай из села.

3)Но дорог ведь не столько результат сколько накал да интерес самой охоты.

4)Дедушка стремился воспитать внука достойным гражданином и хорошим человеком и при этом он использовал свои уникальные методы.

5)К отличительным особенностям рыбы-капли можно отнести отсутствие плавательного пузыря мускулатуры а также студенистое строение тела.

3.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Вдалеке виднелась небольшая деревушка из шести или семи дворов.

2)Утром за окном ярко светило солнце и щебетали соловьи.

3)По дороге на турбазу мы увидели и следы зайца и огни человеческого жилья невдалеке.

4)В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

5)Гул битвы то затихал то продолжал бушевать с новой силой.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тёмно-синие вершины гор (1) изрытые морщинами (2) и (3) покрытые слоями снега (4) рисовались на бледном небосклоне.

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Полосы солнечных отблесков от волн (1) поднятых вёслами (2) мерно бежали по берегам (3) поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

6.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.

7.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится. Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

8.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот солнце коснулось (1) кажется (2) тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска воды.

9.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мой брат (1) кажется (2) начинал понимать всю важность предстоящих событий. Иногда наш класс (3) кажется (4) мне большой дружной семьей.

10.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

11.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

12.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги (5) относительно недавно был создан учёными.

13.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

14.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

Роль бабушки в жизни ребенка.

Под таким натиском советов и рекомендаций мы начинаем отказываться от собственных представлений, идти на поводу у старшего поколения, забывая о личных взглядах. Между родственниками возникает недопонимание, конфликты. Молодым родителям сложно объяснить, что им не нужны советы, что они хотят пройти этот этап жизни самостоятельно.

Не секрет, что когда внуки подрастают, именно бабушки больше всех остальных родственников их балуют, многое позволяют. В подобном воспитании отсутствует здравый смысл. Ребенок, осознавая, что от бабушки легко добиться всего, что захочется, начинают пытаться вести себя бесцеремонно и с родителями. В результате, малыш становится истеричным и очень капризным.

Существует и другая крайность в отношениях между внуками и бабушками – авторитарный режим. Старшее поколение считает, что родители ведут себя с ребенком слишком жестко, а воспитывать внука нужно нежнее.

Бабушки всегда приводят доводы, что они якобы прожили жизнь и знают как лучше.

Начинают бестактно вмешиваться в жизнь молодой семьи, тем самым провоцируя еще большие конфликты и нервные срывы у родителей.

Все вышеперечисленные «подводные камни» в отношениях со старшим поколением не будут являться эффективной помощью в воспитании жизнерадостного и адекватного ребенка.

Чтобы устранить подобные недостатки, следует серьезно поговорить с собственными родителями. Разговор будет сложный еще по причине того, что старшее поколение настолько убеждено в своей правоте, что попросту не воспринимает никакие доводы молодых. Но выход из этой ситуации только один – спокойная беседа и договоренность никого не мучить советами, придирками, навязыванием мнения. Для поддержания позитивной атмосферы, бабушкам следует периодически напоминать об установленных договоренностях.

Роль бабушки и дедушки в жизни человека консультация на тему

Роль бабушки и дедушки в жизни человека

Введение

Серебряный возраст – так называют японцы это время человеческой жизни, когда за плечами мудрость и опыт, когда многое в жизни уже сделано, когда у человека есть время сбавить темп и немного отдохнуть. Только близкие люди помогут в этот период не почувствовать одиночества человеку, который по-прежнему хочет оставаться полезным и востребованным.

У славян издревле была прекрасная семейная традиция – жить большой и дружной семьей в одном доме. При таком укладе пожилому человеку всегда отводилась роль главы семейства. Но времена меняются, меняется наш образ жизни. И наши близкие и родные оказываются далеко от нас – за сотни и даже тысячи километров. Сжимается сердце иногда от того, когда видишь брошенных и забытых стариков, одиноко коротающих свои последние дни. А ведь народная мудрость учит не забывать своих корней, иначе можно остаться без будущего.

Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.

В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?

Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка, позволяя ему вольности. Это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.

1. Традиционная роль бабушек и дедушек в воспитании внуков

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей.

Бабушка и дедушка (прародители) после родителей — это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.

В русском быту бабушка и дедушка занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», — говорит русская пословица. У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.

Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.

По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.

Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

2. Значение бабушек и дедушек в формировании представлений о связи поколений

Должна бабушка помогать детям или не должна, может ли бабушка вмешиваться в жизнь и воспитание внуков или не должна? Это важные вопросы для каждой семьи, но о них немного позднее. А сейчас вспомните ваши отношения с бабушкой и дедом. И пусть перед вами проплывут картинки вашего детства. Моменты, когда вы общались со своими прародителями — бабушкой и дедом. Вспомните как бабушка заботилась о вас? Может быть она рано утром пекла для вас блины, от запаха которых вы просыпались по утрам. Вас ждал стакан парного молока и стопка блинов. Вы быстро ели, иногда забывая сказать спасибо, и убегали во двор заниматься своими делами… А в огороде вас ждала целая грядка гороха, посаженная специально для вас. Бабушка обычно много не говорила, она просто заботилась о вас. Может быть у вас была другая бабушка. Что бы она ни делала и не говорила, теперь вы точно знаете, все это было наполнено ее житейской мудростью и любовью к вам. Даже если вам иногда сильно от нее доставалось. Вспомните своего деда. Какие знания, навыки, умения он смог вам передать? Пилить, строгать, строить, думать, не спешить, взвешивать, делать, заботиться. Вспомните эти моменты в своей жизни. Возможно вы не видели и не знаете своих прародителей, но мама или папа рассказывали вам о них. Вспомните, что они рассказывали, вспомните эти истории. Возможно в детстве вам некогда было слушать истории деда и бабушки о их жизни, хотелось быстрее убежать играть. Но прошло время, вам стало интересно узнать о них, но это стало уже невозможным… И сейчас вы по крупицам готовы собирать эти истории. Это истории жизни вашего рода. Жизнь ваших прародителей. Почему мы это делаем? Эти истории могут многое объяснить нам в нашем поведении. Почему мы в тех или иных ситуациях поступаем именно так. Мы можем увидеть сильные стороны рода, можем увидеть слабые стороны. И наша задача — усилить сильные и преодолеть слабые. Сделать свой род сильнее. Так какова же тогда истинная задача бабушки? Я считаю, что истинная задача бабушки (как и деда) быть мудрым наставником в жизни. Использовать свой опыт и опыт предыдущих поколений, чтобы передать его новому поколению. Причем сделать это так, чтобы этот опыт был принят и принят с благодарностью. Ввести малыша , передать ему семейные ценности. Сделать это не на словах, показать ему своим примером, своей жизнью. Конечно, это не обязательно путешествие за границу. Может быть это просто прогулка по улице, в музей, в зоосад, на выставку, на дачу, на рыбалку. Важно, чтобы ребенок знал, что бабушка (дедушка) — это интересно, удивительно, весело. Это целый непознанный мир. Тогда и истории бабушкины и дедушкины будут слушаться с интересом. А то, что было услышано в детстве остается на всю жизнь.

3. Роль современных дедушек и бабушек в воспитании внуков

Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков имеет свою, несомненно, положительную, но так и отрицательную сторону, потому что бабушки и дедушки слишком любят свое чадо и не всегда объективны в воспитательном процессе. Положительным моментом является то, что чаще всего, родители, занятые рабочими и бытовыми проблемами, не уделяют достаточного внимания ребенку. А ведь малышу необходимо, чтобы рядом был взрослый, который проникся бы его детскими проблемами и заботами. В отличие от родителей бабушки и дедушки, находятся в одном с ребенком «временном пространстве», живут текущим моментом. Как правило, они очень искренне интересуется тем, что заботит ребенка, и что его волнует. Бабушка всегда готова выслушать ребенка, в случае необходимости посочувствовать ему и дать дельный совет. Родители «грешат» своим неуемным стремлением воплотить в ребенке свои неосуществленные мечты, реализовать личные амбиции. При этом нередко интересы и способности ребенка во внимание не принимаются. У родителей подчас такая установка: «Я изо всех сил, желаю тебе добра, и поэтому ты будешь делать, так как я хочу».

Таким образом, они забывают то, что ребенок, прежде всего, не их собственность, а самостоятельная личность, которая имеет право на свои мечты и собственные ошибки. А потом удивляются, откуда берется инфантильная личность, весьма несамостоятельная, которая без родителей и шагу ступить не может. Бабушки, как правило, научившись на своих собственных родительских ошибках, к внукам, в отличие от детей, относятся более терпимо и не так требовательно. Они любят внуков и гордятся ими не за их успехи, а просто потому, что они их внуки. Старшее поколение готово жертвовать своим временем и интересами ради воплощения детских желаний. И в отличии, от вечно спешащих родителей, бабушки и дедушки живут медленней, вписываясь в биоритм ребенка. И ребенку гораздо легче и значительно проще общаться с ними просто, на одной волне, чем с мамой и папой. И, конечно, бабушки и дедушки практически никогда не скупятся на похвалу, всегда готовы понять и поддержать ребенка, в чем либо, и обеспечить очень необходимое малышу, чувство безопасности и защищенности. Сказанное, относится, к «классической бабушке», более домашней, семейной, не обязательно домохозяйкой, а у которой на вершине ценностей стоит семья. Бывают и другие бабушки: молодые, идущие в ногу со временем женщины, которые еще полны сил для работы и профессионального роста, и не готовы посвящать себя полностью внукам. К сожалению, общение с такой бабушкой, которая общается с внуком вынужденно, сказывается на ребенке не совсем положительно. Дети чувствуют неискренность, главное, чтобы у ребенка не появилось ощущение, что он – помеха в жизни взрослых людей. Жертвенность тут не нужна, она может только навредить. Многое зависит и от того, какая система ценностей в приоритете у этой бабушки, это может быть связано и с особенностями темперамента и теплотой отношений с сыном или дочкой. Возможно, для такой бабушки проще нанять няню, чем самой нянчится. А в выходной ненадолго забежать и посюсюкать с ребенком. И далеко не все бабушки и дедушки идут на сознательный отказ от карьеры, от личной и общественной жизни ради любимых внуков, но такая позиция почему – то, очень удивляет молодых мам и пап. Часто бабушки и дедушки излишне беспокоятся за внука, стараются оградить его от всех возможных и невозможных опасностей, начиная от простуды заканчивая общением с «нехорошими детьми». Излишняя гиперопека, может отрицательно влиять на ребенка, но ласка и нежность и пусть даже гиперопека в начале жизни ребенка, так важны, и как раз обеспечивают его психологическую безопасность, что благотворно отразится и на дальнейшей жизни.

4. Трудности, связанные с влиянием на детей бабушек и дедушек

Казалось бы, участие бабушек и дедушек в воспитании детей несет исключительное благо. На самом же деле, есть несколько противоречивых аспектов, которые нельзя игнорировать. Итак, возможные негативные моменты и подводные камни, которые стоит принять к сведению:

1) Некоторые бабушки и дедушки настолько вживаются в свою новую воспитательную роль, что способны затмить настоящих родителей. Причина тому – не их собственное желание, а тот факт, что дети крайне быстро привязываются к тем, с кем им хорошо и комфортно. Особенно велика эта вероятность в ситуации, когда ребенок редко видит родителей.

2) Среди бабушек и дедушек встречаются очень назойливые и чрезмерно «участливые» натуры, которые стремятся быть в курсе всех дел молодой семьи и оказывать на нее непосредственное влияние. Это стремление может выражаться в постоянных советах, попытках донести свою идею через внука.

3) Многие бабушки и дедушки почему-то очень любят крайности. К примеру, одни – крайне консервативны и строги и запрещают ребенку буквально все. Другие же, напротив, потакают всем капризам и не смеют противоречить ребенку.

Для того, чтобы в вашей жизни подобных проблем никогда не возникло, почаще разговаривайте со своими родителями (бабушками-дедушками). Обсудите с ними стратегию их поведения с ребенком, выскажите собственные пожелания, четко определите их роль и постарайтесь найти самый выгодный компромисс.

Заключение

В жизни молодой семьи бабушки зачастую играют огромную роль. Нередка ситуация, когда старшее поколение помогает молодой семье материально или обеспечивает жильем. При появлении ребенка, бабушки вносят весомый вклад в дело ухода и воспитания.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то «мистическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна.

Совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Все о чем говорилось в данной работе показывает, на сколько огромно влияние прародителей на проявление жизненных целей личности. Чем больше ребенок знает о себе, родителях и окружающем мере, тем четче у него формируются собственные цели и желания. А знакомство с окружающим миром, самим собой и родителями бабушки делают более обширным, глубоким и детальным.

Литература:

1. Т.А. Куликова Семейная педагогика и домашнее воспитание, М., 1999 г.

2. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.,1981.

3. Масару Ибуки. После трех лет уже поздно. — М., 1992.

4. Кэрол Флейк-Хобсон, Брайн Е., Робинсон, Петси Спин » Развитие ребенка и его отношения с окружающими»

5. Лисина М. И. » Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»

6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981.

7. А. Иванова Роль современных дедушек и бабушек в воспитании внуков сайт: www.mirdomu.ucoz.com