Дети с нарушениями интеллекта

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

§ 1. Классификация интеллектуальных нарушений

Термин «умственная отсталость» был введен в 1915г немецким психиатром Э. Крепелином. Под УО понимается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, являющееся следствием органического поражения ЦНС, которое возникает в результате наследственно обусловленной неполноценности мозга или органического поражения его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые 3 года жизни). Выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности в целом и может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления. Основную часть детей с УО составляют дети-олигофрены.

Проблемами обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей занимается одна из отраслей специальной педагогики – олигофренопедагогика.

Патогенетической основой умственной отсталости во внутриутробном периоде являются:

1) инфекционные вирусные (краснуха, корь, ветряная оспа, грипп) или паразитарные заболевания женщины в период беременности;

2) родовые травмы, асфиксия;

3) патологическая наследственность (венерические заболевания или УО родителей);

4) нарушения хромосомного набора (болезнь Дауна);

5) хронические соматические болезни матери (сахарный диабет);

6) интоксикация лекарственными препаратами (антибиотики, гормоны);

7) несовместимость матери и плода по резус-фактору;

8) алкоголизм матери или отца.

В первые 3 года жизни ребенка УО может быть вызвана: нейроинфекциями (менингитом), черепно-мозговыми травмами, интоксикациями.

К видам УО относят деменцию и олигофрению.

Исследования в области нарушений интеллекта проводились многими учеными, предложившими различные классификации форм нарушений. Так, в 1959 г. Г.Е. Сухарева предложила рассматривать три основных типа нарушений интеллекта: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Немногим ранее Л. Каннер рассматривал недоразвитие и искаженное развитие. В работах Г.К. Ушакова и В.В. Ковалева предложено два основных типа дизонтогенеза: ретардация (замедленное психофизиологическое развитие) и асинхрония (неравномерное психическое развитие, сочетающее признаки ретардации и акселерации).

В настоящее время существует следующая классификация дизонтогенеза:

— недоразвитие;

— поврежденное развитие;

— задержанное развитие;

— дефицитарное развитие;

— искаженное развитие;

— дисгармоническое развитие.

Рассмотрим некоторые типы нарушений.

1. Недоразвитие возникает, как правило, в первые годы жизни, когда еще не полностью сформированы мозговые системы, при этом повреждение мозговых систем происходит в результате травм плода в период внутриутробного развития, при родовых травмах. В качестве примера данной формы нарушения интеллектуального развития можно рассмотреть олигофрению. Недоразвитие характеризуется пассивностью психофизиологических процессов, концентрацией на простейших ассоциативных связях. При данной форме дизонтогенеза в различной степени наблюдаются нарушения речи, слуха, памяти и пр.

2. Задержанное развитие наблюдается при замедленном формировании интеллектуальной и познавательной деятельности и степени развития, характерной для младшей возрастной группы. Факторы, способствующие его возникновению: генетическая предрасположенность, наличие хронических соматических заболеваний, неблагоприятная среда воспитания, различные инфекции, травмы мозга, полученные в период внутриутробного развития. Задержка эмоционального развития проявляется в разных формах инфантилизма, нарушения формирования познавательной сферы вызваны высокой утомляемостью, социально-педагогической запущенностью.

3. Для поврежденного развития характерны те же причины, что и при задержанном психическом развитии. Негативное влияние на мозг проявляется в более позднем возрасте, чем при общем недоразвитии, в период, когда уже происходит развитие мозга. Примером поврежденного развития служит положительная деменция. При ее возникновении в раннем возрасте наблюдается нарушение уже сформировавшихся психофизиологических функций и недоразвитие лобных систем. К последствиям поврежденного развития относятся нарушения эмоциональной деятельности, негативное влияние на формирование личности в целом и т.п.

При одном и том же заболевании, обусловленном нарушением психики, могут наблюдаться различные формы дизонтогенеза (например, при шизофрении возможно появление задержанного, искаженного, поврежденного развития и недоразвития). Следовательно, типы нарушений интеллекта можно рассматривать как взаимосвязанные аномалии.

§2. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

Термин «задержка психического развития» применяется для определения детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы.

ЗПР – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (по Сухаревой Г.Е.). Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью ЦНС, либо с минимальными органическими повреждениями, либо находившимися в условиях депривации.

Патогенетическую основу ЗПР составляет замедление созревания лобных отделов головного мозга (при нормальном развитии они обеспечивают развитие личности и формирование целенаправленной деятельности), что и приводит к частичному нарушению психического развития.

Поскольку ЗПР является сложным полиморфным нарушением, у различных детей будут страдать разные компоненты психической, психологической, физической деятельности.

Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:

1) Минимальные (слабовыраженные) органические повреждения ЦНС, возникающие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном, природовом, раннем периоде жизни ребенка.

2) Функциональная недостаточность ЦНС, возникающая в результате воздействия патогенетических факторов (эндокринных, хромосомных нарушений) из-за внутриутробной или природовой патологии (асфиксии, легкой родовой травмы), раннем периоде жизни ребенка.

3) Хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве (расстройство питания при дизентерии, дистрофиях).

4) Стрессовые психотравмирующие факторы (дисгармоничные отношения в семье, развод, смена места жительства, изменения в составе семьи).

5) Длительная депривация (педагогическая запущенность детей с сенсорными дефектами или пребывание с момента рождения в доме ребенка).

Наиболее ярко симптомы задержки развития проявляются в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным формам деятельности.

Характеристика детей с ЗПР

— Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР позже начинают ходить, имеют более низкий вес по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики.

— Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, что в совокупности с другими особенностями является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.

— Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, снижении познавательной активности, мотивации поведения, низкому уровню самоконтроля.

— Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

— Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети позже начинают говорить, имеют дефекты произношения.

— Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость.

— Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.

— Малый объем памяти, непрочность и низкая продуктивность произвольной памяти.

— Высшая форма игровой деятельности не сформирована.

— Вследствие того, что дети не достигли уровня развития, необходимого для перехода к учебной деятельности и ведущим видом деятельности для них остается игра, они не усваивают знания, предусмотренные программой массовой школы. Отношение к школе отрицательное, пропуски занятий, отставание в учебе.

Дети с ЗПР дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного вида или группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии. В зависимости от диагностических показателей ребенок переводится в специальную школу соответствующего типа (VII вида), класс для детей с ЗПР в общеобразовательной школе.

Коррекционно-развивающая работа в дошкольных и школьных учреждениях ведется при участии семьи ребенка.

Классификации ЗПР

Выделяют классификацию Т.А. Власовой и М.С. Певзнер (1967г), классификацию В.В. Ковалева (1979), классификацию К.С. Лебединской (1986).

Первая классифика­ция задержки психического развития (ЗПР), включающает следующие клинические варианты:

1) психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном ин­теллекте;

2) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

3) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродина­мическими нарушениями;

4) психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразви­тием речевой функции.

Детей с временной ЗПР нередко ошибочно считают олигофренами. Отличие этих групп детей опре­деляется двумя особенностями. У де­тей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотностью, счетом соче­таются с относительно хорошо разви­той речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности. Такое сочетание для детей-олигофренов нехарактерно. Дети с временной ЗПР обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии вы­полнять самостоятельно то, что в дан­ный момент в условиях специального обучения могут выполнить только с помощью педагога. Длительные наблюдения над детьми с временной ЗПР показали, что именно умение использовать ока­занную помощь и осмысленно при­менять усвоенное в процессе дальней­шего обучения приводит к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовой школе.

Способы коррекции: индивидуальный подход, игровые моменты, наглядный материал, виды занятий должны быть более разнообразными, эмоционально насыщенными, уменьшать объём заданий, более частый отдых.

ПОНЯТИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯХ

Интеллект (от латинского слова intellectus — разумение, пони­мание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способно­стей индивида».

Термин «интеллект» употребляется в двух значе­ниях:

а — широком он охватывает все психические функции: ощущение, восприятие, представление, память, эмо­ции, мышление, внимание и сознание.

б — узком — только выс­шие психические функции познания, т.е. суждения и умозаключения.

Суждение является главной характеристикой интеллекта.

Таким образом-«Интеллект — это, прежде всего способность и умение пользоваться — понятиями, сужде­ниями и умозаключениями».

Интеллектуальное нарушение — состояние, обусловленное нару­шениями структуры и функций мозга и его реакциями на эти нарушения.

При анализе клиники интеллектуальных нарушений на пер­вый план выступает нарушение способности формировать поня­тия, суждения, умозаключения, адекватные действительности.

Понятия, суждения, умозаключения собственно и состав­ляют интеллект.

Понятия — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его объективных связей и отношений. Понятия являются отражением наиболее существенных признаков предмета или явления и обра­зуются на основе представлений путем различной степени абст­ракции.

Суждения — это утверждение или отрицание какого-либо по­ложения. В суждениях раскрывается содержание понятий. Чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав данного суждения.

Умозаключения представляют собой общий или частный логи­ческий вывод, к которому приходит человек на основании сопо­ставления и анализа различных суждений.

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений:

— умственную отсталость (иначе олигофрению) при которой отсутствует нарастание интеллекту­ального дефекта и

— деменцию, котораяпредставляет собой распад более или ме­нее сформированных интеллектуальных функций

Олигофрения по традиционной классификации подразделяется на:

дебильность — слабо выраженнаяумственная отсталость

имбецильность — средне выраженнаяумственная отсталость

идиотию — крайне выраженнаяумственная отсталость

Олигофрения по МКБ-10 (Международная классификация болезней 10 пересмотра)

Легкая степень расстройства (F70) ди­агностируется при тестовых данных IQ в пределах 50 — 69 баллов.

Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35 — 49 баллов,

Тяжелая степень (F72) — при IQ в пределах 20—34 бал­лов,

Глубокая (F73) — при IQ ниже 20 баллов.

Условные разграничения по степени тяжести расстройства в МКБ-10 опираются, прежде всего, на градации достигаемого боль­ными уровня социального приспособления.

Певзнер Марией Семеновной (1901-1989) предлагается более сложная классификация

Прилегкой степени расстройства (дебильности) — дети дошкольного возраста часто не отличаются от здоровых: они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту они осваивают программу пяти-шести клас­сов обычной школы, в дальнейшем могут справиться с посиль­ной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или эко­номического стресса.

Приумеренной степени нарушения (имбецильности) отстают в возрастном развитии речевые навыки и навыки самообслужива­ния. Заметное отставание интеллекта делает необходимым посто­янное умеренное наблюдение. Возможно освоение социальных и ручных навыков — самостоятельные покупки, поездки по знако­мым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или неслож­ным трудом в специализированных условиях.

Притяжелой форме (тяжелой олигофрении) развитие рече­вых навыков и моторики минимально, в дошкольном периоде больные, как правило, не способны к самообслуживанию и об­щению. Только в подростковом возрасте при систематическом обу­чении оказывается возможным невербальное общение, освоение элементарных навыков. Приобретение ручных навыков невозможно. В дальнейшем при постоянном наблюдении и контроле возможно достижение авто­номности существования на резко сниженном уровне.

При глубокой умственной отсталости (идиотии) минималь­ное развитие сенсомоторики позволяет при систематической тренировке добиться резко ограниченных навы­ков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянный уход за больными. Большинство паци­ентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение достижи­мо лишь на невербальном уровне.

Чем сильнее выражена интеллектуальная недостаточность, тем раньше она обращает на себя внимание. Возможности диагностики резко усиливаются с началом обучения в школе, достигая пика к 10—15 годам.

Умеренные и более тяжелые формы интеллектуальной недо­статочности равномерно представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы значимо доминируют в мало­обеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10 — 30 %.

Интеллектуальное нарушение возникает в результате различ­ных дисфункций центральной нервной системы (ЦНС) на ран­них этапах развития (обычно до 3 лет), которые могут иметь раз­ные причины. В большинстве случаев специфические этиологические факто­ры остаются неизвестными, в связи с чем, их называют идиопатическими. Это относится главным образом к легким формам, представляющим собой наиболее распространенный вариант умствен­ной отсталости и диагностируемым обычно не ранее школьного возраста. Их обнаружение типично в семьях умственно отсталых родителей, отчего идиопатический вариант обозначается еще как «семейный».

Дефицит интеллекта и социальной ком­петенции первично обусловлен полигенным механизмом. Это мо­жет способствовать передаче легкой степени умственной отстало­сти из поколения в поколение.

Слабоумие (т.е. олигофрения и деменция), являясь следствием необратимого деструктивного процесса в мозге, характеризуется неспособностью к творческому мышлению, правильным суждениям и умозаклю­чениям.

Учение о слабоумии (олигофрении и деменции) выясняет этиологию и патогенез этого состояния и обосновывает пути возможного коррекционного и стимулирующего воздействия на слабоумного, разрабатывает пути профилактики.

Слабоумие — неизлечимое хроническое психическое заболева­ние следует рассматривать как явление биологическое, сочетаю­щееся с социальным. Оно не ограничивается сферой интеллекту­альных нарушений; это страдание всего организма с преимуще­ственным поражением высших отделов головного мозга.

Формы приобретенного слабоумия (деменции) различаются,

I — во-первых, в зависимости от характера поражения головного мозга,

II- во-вторых, от вида болезни, в результате которой они возникли.

I — В зависимости от характера поражения головного мозга

К ним относится тотальное (паралитическое) слабоумие, характеризующееся выраженной слабостью суждений, резким сни­жением критики, торпидностью психических процессов, обычно стойкой эйфорией, утратой индивидуальных особенностей пси­хического склада. К слабоумию, возникающему на почве грубо органического поражения головного мозга, относится и дисмнестическое (парциальное) слабоумие. Главными его признаками яв­ляются различные проявления ослабления памяти, часто с пре­обладанием расстройства памяти прошлого над запоминанием те­кущих событий. Ему свойственны эмоциональное недержание, слезливая беспомощность, легко возникающая растерянность. Расстройство критики выражено слабее, значительно меньше ниве­лируются индивидуальные особенности психического склада.

II — в зависимости от вида болезни различают эпилептическое и ши­зофреническое слабоумие.

Наряду с основными формами интеллектуальных нарушений (олигофренией и деменцией) выделяют пограничную интеллек­туальную недостаточность.

К данной группе расстройств относятся различные по этиоло­гии, патогенезу состояния легкой интеллектуальной недостаточности, за­нимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией. Часть таких состояний относится к олигофрении в степени легкой дебильности, так называемая субдебильность.

К категории врожденной субдебильности относят конституцио­нально глупые личности. «Это люди врожденно ограни­ченные, от рождения неумные, сливающиеся с группой врож­денной отсталости». Клиническое изучение семейных форм умст­венной отсталости (потомства олигофренов) подтверждает на­личие первичных нарушений у этих детей, занимающих проме­жуточное положение между интеллектуальной нормой и олиго­френией.

У определенной части детей пограничная интеллектуальная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушения­ми, так называемых предпосылок интеллекта: па­мяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-воле­вых и других компонентов формирующейся личности.

В отечественной литературе наряду с термином пограничная интеллектуальная недостаточность используются термины «задерж­ка темпа психического развития», «задержка психического разви­тия» (ЗПР), предложенные Г.Е. Сухаревой (1965).

Состояния, от­носимые к ЗПР, являются составной частью более широкого по­нятия «пограничная интеллектуальная недостаточность».

В англо-американской литературе пограничная интеллектуаль­ная недостаточность частично описывается как минимальная мозговая дис­функция (ММД). Этот термин с 60-х гг. прошлого столетия ис­пользуется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими резидуальными (остаточными, сохранившимися) мозговыми повреждениями.

Трактовка синдрома ММД неоднозначна, его границы чаще всего неопределенны, однако изуче­ние данной проблемы имеет большое теоретическое и практическое значение, так как данный синдром встречается у 5—10% детей школьного возраста. Среди разнообразных проявлений ММД описываются состояния нарушенной школьной адаптации, гипердинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, легкие нарушения познавательной деятельности и др.

| следующая лекция ==>
Основные законы операций над множествами. | Локальные базы данных

Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 2722;