Диагностика на выявление одаренности

Анкета выявления одаренности (для родителей) Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову). консультация на тему

Анкета выявления одаренности (для родителей)

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности

детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и

характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

— в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много

разных предметов, людей и ситуаций;

— становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит

хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

— способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,

открыток и т.д.;

— любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,

рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

— охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение

(украшение для дома, одежды);

— обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

— любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и

клеем;

— может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается

воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной

игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

— проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

— чутко реагирует на характер и настроение музыки;

— хорошо поет;

— вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

— любит музыкальные записи;

— стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

— хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

— в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

— сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

— любит писать и сочинять рассказы и стихи;

— может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта;

— рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль;

— придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет

главное, наиболее характерное;

— выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что

обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии

событий, о которых рассказывает;

— склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

— умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

— легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

— интересуется актерской игрой;

— меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

— разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

— склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

— стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с

увлечением рассказывает;

— с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

— любит игры-драматизации.

5. В сфере технической одаренности:

— интересуется механизмами и машинами;

— может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания

новых приборов, машин, механизмов;

— любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и

вопросы на «поиск»;

— любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

— читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,

механизмов;

— любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

— проводит много времени над конструированием и воплощением собственных

«проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);

— быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

— инициативен в общении со сверстниками;

— сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

— легко общается с детьми и взрослыми;

— улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо

понимает недосказанное;

— часто руководит играми и занятиями других детей;

— склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для

возраста;

— другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

— обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

— энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме

движений;

— любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

— часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

— бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

— движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

— любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

— предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол);

— физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности

— хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и

мотивы поступков других людей;

— обладает хорошей памятью;

— легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

— задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

— любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

— обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником»,

часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

— гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и

проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и

т.д.);

— обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по

годам, даже расчетлив;

— очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все

новое и неожиданное в жизни.__

Анкета для определения одарённости детей

Диагностика одарённости в работе классного руководителя Новоселова Светлана Васильевна, учитель МБОУ СОШ№11 города Серова Свердловской области
Описание: данный материал будет интересен и полезен родителям и классным руководителям. Диагностика помогает не только выявить те или иные способности ребёнка, но и заинтересовать родителей, а в дальнейшем разумно построить воспитательную работу в коллективе.

Цель: знакомство с анкетой одарённости А. И. Савенкова.
Задачи:
— использовать данную анкету в работе с родительским комитетом;
— учитывать результаты анкеты в организации воспитательной среды;
— способствовать развитию способностей каждого.
Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства педагогов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одаренности, психологические особенности самого ребенка (застенчивость, тревожность, низкая самооценка, стресс, недоверие к тестирующему ), некомпетентность специалиста. Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся такие методы как наблюдение, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, мотивации, личностных особенностей.
Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.
Правило 2. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Правило 3. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило 4. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
В выявлении способностей, которые находятся в основе одаренности, должны участвовать не только педагоги и психологи, но и родители ребенка.
Я предлагаю анкету, которой пользуюсь в своей педагогической деятельности, работая с родительским коллективом.
Анкета одарённости
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
Инструкция: Уважаемый родитель в начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно–художественной, музыкальной одарённости, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того чтобы определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
— в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
— становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
— способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
— любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
— охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
— обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
— любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
— может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:
— проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
— чутко реагирует на характер и настроение музыки;
— хорошо поет;
— вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
— любит музыкальные записи;
— стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
— хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
— в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
— сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:
— любит писать и сочинять рассказы и стихи;
— может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
— рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
— придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
— выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
— умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
— склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
— умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:
— легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
— интересуется актерской игрой;
— меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
— разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
— склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
— стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
— с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
— любит игры–драматизации.

5. В сфере технической одаренности:
— интересуется механизмами и машинами;
— может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
— любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
— любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
— читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
— любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
— проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
— быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:
— инициативен в общении со сверстниками;
— сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
— легко общается с детьми и взрослыми;
— улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
— хорошо понимает недосказанное;
— часто руководит играми и занятиями других детей;
— склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
— другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
— обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:
— энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
— любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
— часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
— бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
— движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
— любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
— предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
— физически выносливее сверстников.
8. В сфере интеллектуальной одаренности
— хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
— обладает хорошей памятью;
— легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
— задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
— любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
— обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
— гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
— обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
— очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.
Благодаря работе с этой анкетой в моём классе определились так группы одарённости:
— В сфере изобразительно-художественной одаренности: 7 уч-ся
Данная группа с удовольствием рисует и раскрашивает, принимает активное участие в выставках.
— В сфере музыкальной одаренности: 3 уч-ся
Кроме того, что все они посещают музыкальную школу, они принимают участие в постановке и подготовке музыкальных номеров к концертам.
— В сфере литературной одаренности: 1 уч-ся
Данный ребёнок хорошо описывает события из жизни класса и привлечён работать редактором классной газеты.
— В сфере артистической одаренности: 3 уч-ся
Постановка сценок, театральных миниатюр не проходит без их активного участия.
— В сфере технической одаренности: 2 уч-ся
Эти ребята радуют коллектив новинками моделирования, дают советы одноклассникам по созданию документов на ПК.
— В сфере лидерской одаренности: 5 уч-ся
Данная группа ребят распределили позицию руководителей и командиров: коллектива и 4-х микро групп.
— В сфере спортивной одаренности: 4 уч-ся
Ежедневно проводят зарядку перед уроками и физминутки, помощники учителя физкультуры, участники спортивных соревнований.
-В сфере интеллектуальной одаренности: 3 уч-ся
Ребята показывают высокий уровень обученности практически по всем предметам, активные участники всяческих олимпиад и конкурсов, консультанты.
Надеюсь, что диагностика поможет и Вам организовать воспитательную работу в классе так, чтобы каждый был на своём месте. И помните: каждый ребёнок – талантлив!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского собрания во 2 классе Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Работа с родителями в ДОУ. Сценарий проведения внеклассного семейного мероприятия Сотрудничество школы и родителей

Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники Pinterest

Признаки одаренных детей: 15 ранних признаков одарённого ребёнка.Сколько есть у вашего?Сразу оговоримся, что интеллект измерить довольно сложно. Учителя считали Томаса Эдисона и Альберта Эйнштейна тугодумами, хотя они, несомненно, были одарёнными.

Национальная ассоциация одарённых детей США определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста». Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер:

  • Художественная;
  • Творческая;
  • Интеллектуальная;
  • Лидерская;
  • Академическая (языки, математика или естественные науки).

Признаки одаренных детей: По данным Национальной ассоциации,

«Одарённые дети уже знают около 60% детсадовской программы в самый первый день занятий».

Важно понимать, что одарённые дети не просто умны. Способные дети умны, в то время как одарённые дети изобретательны.Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были теми, кого мы сейчас называем «одарёнными». Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одарённые дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одарённые дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике.Нестандартное мышление и тяга к инновациям — причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одарённых детей.

Признаки одаренных детей:Вот 15 признаков одарённых детей:

Одаренные дети — как определить и развить их способности

В современном мире педагогам сложно сразу определить поистине талантливого ребенка, ведь для этого необходимо выполнение целого ряда тестов. Одаренные дети требуют особого внимания со стороны родителей, учителей, сверстников и других членов социума. От этого зависит, будет ли замечен талант ребенка, и произойдет ли его полное раскрытие.

Одаренные дети – это ребята, которые имеют повышенные умственные способности в сравнении со сверстниками и отличаются повышенными интеллектуальными, физическими, творческими или другими способностями. Выявить одаренного ребенка можно внимательно наблюдая за ним с помощью разных методик:

  • Детские тесты креативности, предложенные Гилфордом, выявляют дивергентные способности;
  • Тесты Торранса, предназначенные для оценки устного творческого мышления и способностей у детей старше 5 лет;
  • Тест групповой оценки, предложенный С. Римм, на выявление таланта, интересов и творческих способностей;
  • Пенсильванский тест, созданный Т. Руки, для определения творческой направленности;
  • Тест креативного потенциала, разработанный Ю. Хеменвей и Р. Хофнером.

Также психологи и педагоги могут использовать другие тесты и опросники, а также создавать свои методики для определения одаренности у деток.

Существуют некоторые особенности одаренных детей, среди которых выделяются такие:

большой словарный запас, начинает говорить в очень раннем возрасте;

быстро запоминает всю информацию, задает много вопросов;

цепкая память, легкость использования уже имеющихся знаний;

весьма любознателен, легко концентрируется на предметах на длительное время;

расширенный кругозор, интерес ко всему происходящему в мире;

интерес к разрешению задач, часто игнорируются промежуточные этапы с переходом от вопроса непосредственно к решению;

имеет необычное воображение;

раннее появления умения читать;

обладает сильными чувствами, обладает своей, особенной точкой зрения, может иметь особое чувство юмора;

требовательный к окружающим людям и процессам, однако не любит выполнять одинаковые действия длительный период времени.

Проявление одной из представленных особенностей не делает ребенка одаренным, однако заставляет присмотреться к нему внимательней. Одаренные дети обладают сразу несколькими из вышеперечисленных особенностей. Правильное обучение одаренных детей позволит открыться их таланту максимально, открыв тем самым доступ к возможности дальнейшего улучшения навыков и познаний.

Одаренность ребенка может проявляться, начиная с раннего детства, когда малыш делает первые успехи в рисовании, музыке или чем-то другом. Также одним из признаков одаренности есть внимание ребенка к деталям окружающего мира и способность долго сосредотачиваться на одном предмете или занятии. Необходимо всячески способствовать развитию ребенка, давая возможность как самостоятельно получать необходимую информацию и предметы для изучения, так и помогая ему в этом.

Однако не стоит перехваливать ребенка, давая понять ему, что он не такой как все, ведь это может стать причиной ряда проблем, особенно когда речь идет о малыше:

  • часто это становится причиной в сложности установления контактов в социуме, особенно со сверстниками, поскольку такой ребенок будет разительно отличаться от них;
  • регулярная похвала может подтолкнуть ребенка к полному не восприятию критики;
  • чувствуя превосходство над другими, часто подшучивают над окружающими, не принимая при этом шуток в собственный адрес.

Также можно столкнуться и с другими проблемами, которые преследуют одаренных детей:

  • неприязнь к школе – причина кроется в том, что школьная программа кажется таким детям скучной и неинтересной, а к тому же достаточно легкой;
  • игровые интересы – одаренные малыши любят сложные игры, в то время как их сверстники предпочитают легкие и веселые, что приводит к изоляции и закрытии чада в себе;
  • нонконформизм – отбрасывают любые стандарты, особенно идущие в разрез с тем, что их интересует;
  • проявление различия между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
  • стремление к безупречности, что часто выливается в заниженную самооценку и чувство неудовлетворенности.

Талантливые дети нуждаются в чутком подходе со стороны родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей. Им необходимо еще в раннем возрасте заложить основы социального поведения, чтобы поспособствовать легкой адаптации ребенка с особенностями развития в дальнейшем.

Необходимо также учитывать и ряд других особенностей, которыми обладают такие дети:

  • особая любознательность, стремление во всем проявить и показать себя;
  • раннее развитие умственных способностей, серьезность, открытость и честность;
  • стремление достигнуть большого, воля, настойчивость в действиях;
  • увлеченность в своем деле, отличная память и повышенная энергичность;
  • проявление независимости, самостоятельная работа;
  • уверенность в себе и спокойствие в любых ситуациях.

Особое внимание необходимо уделить одаренным детям 5 лет, которым совсем скоро предстоит пойти в школу. Необходимо правильно подойти к выбору учебного заведения, выбрав лицей или гимназию, где преподавательский состав более подготовлен к работе с такими малышами. Еще одним методом поспособствовать лучшему развитию такого чада станут всевозможные кружки, курсы и центры развития, где он сможет получать все необходимое для развития своего таланта.

Виды одаренности

Существуют разные виды одаренности, и прежде чем способствовать развитию того или иного таланта, следует правильно установить предпочтения ребенка. Исходя из этого, можно отнести его к одному из типов талантливых детей.

Одаренный ребенок может иметь признаки повышенного общего развития или же обладать особыми способностями в определенном направлении. В зависимости от этого и будет определяться вид способности:

Общая одаренность – равномерное развитие всех общих способностей на высоком уровне. Характеризуется большим размахом деятельности, где ребенок в будущем сможет достичь весомых результатов в любой области. Основа для развития специальных способностей, но в то же время полностью независимый фактор.

Художественная одаренность может быть музыкальной, изобразительной или сценической. Отличается высоким мастерством в музыке, изобразительном искусстве, театре, скульптуре или других видах деятельности.

Творческие способности проявляются в креативном подходе к решению вопросов. Творчески одаренные дети имеют нешаблонное мышление, что позволяет им находить уникальные пути решения проблем. Такие дети стремятся к познанию нового, и часто именно это и становится основной их мотивацией.

Одаренность интеллектуальная – умение быстро, четко и правильно анализировать, и сопоставлять факты, мыслить и находить способы решения даже сложных задач. Обычно в школе такие дети – отличники. Однако часто отличные результаты достигаются по одному-двум предметам, заинтересовавшим ребенка, в то время как остальные предметы изучаются посредственно. Интеллектуально одаренные дети легко перерабатывают информацию, запоминают ее и активно используют в дальнейшем, а также способны дать или воспринять оценку тех или иных данных.

Академическая одаренность – особая успешность в учебе, высокая активность и результативность в обучении и познавательной деятельности. Легкое усвоение даже специализированной школьной программы, в дальнейшем – отличные специалисты.

Симбиоз интеллектуальной и академической – подразумевает особые способности ребенка к запоминаю и понимаю основополагающих понятий, хорошему длительному сохранению информации в памяти и эффективной переработки полученных знаний. Такие дети легко справляются со знаниями в разных областях.

Психомоторная или спортивная одаренность выделяется у тех, кто имеет особые показатели в скорости, точности движений, скорости реакции и других спортивных навыках.

Социальная или лидерская одаренность вбирает в себя целый ряд свойств, которыми должен обладать человек. Среди прочих необходимо выделить такие особенности детей – интеллект выше среднего, умение быстро и самостоятельно принимать решения, планировать дела и временные ограничения, знание себя и уверенность в себе, упорство и энтузиазм.

Каждое направление требует отдельного особого подхода. Стоит помнить о том, что вовремя обнаруженный талант, получивший поддержку со стороны родителей, воспитателей и учителей, поможет ребенку максимально открыться и в дальнейшем занять достойное место в обществе, принеся ему пользу.

Курсы для развития талантливых детей

Современный мир готов предоставить целый спектр курсов, способных развить способности одаренных детей в разных сферах деятельности. При этом в большинстве случаев отпадает необходимость в простом заучивании материалов, самостоятельном его длительном поиске. Теперь одаренные дети, могут активно проявить себя на уроках технологии с применением самых современных методик и элементов, что позволяет лучше раскрыть свои способности.

Дополнительные курсы и внешкольные занятия для детей позволяют еще больше раскрываться благодаря нестандартному индивидуальному подходу к каждому. Занятия с одаренными детьми в таком случае проходят не только с пользой, но еще и интересно, ведь ребенок получает доступ к тем предметам и технике, которая в школе зачастую отсутствует. Еще одним достоинством подобных занятий — это провождение их в свободной форме, иногда игровой, с постоянным присутствием опытных специалистов, готовых помочь и ответить на все вопросы.

Современные дети с младенчества проявляют интерес к компьютерной технике, и многие в последствие получают возможность раскрыться и стать настоящими талантами в области компьютерной техники и информационных технологий. Специально для проявивших ранний интерес к новым девайсам, сейчас доступны разные курсы по информатике для работы с одаренными детьми. Это позволит ребенку лучше узнать устройство компьютера, принцип его работы и научиться быстро и правильно его использовать. И это лишь малая часть того, что можно познать, посещая наши курсы.

Одаренного ребенка на занятиях в центре Айтиландия помимо изучения аппаратной части компьютера ждет чудесный мир программирования с использованием Java и Scratch, который откроет понимание программной составляющей работы компьютера и предоставит уйму возможностей для развития.

Одаренные дети, независимо от типа своего таланта, требуют дополнительного образования. Творческие дети с легкостью могут посещать курсы по анимации, компьютерной графике, фотографии и другим художественным видам деятельности. Каждый из них проходит с использованием современной техники, что помогает адаптировать ребенка в современные условия массовой компьютеризации и информационного мира. Использование полученных навыков позволит не только лучше раскрыть творческий потенциал, но и в дальнейшем значительно расширить собственные способности.

Одаренные дети с разными видами талантов могут посетить курсы по легоконструированию и робототехнике, где каждый найдет для себя интересные моменты. Подобный курс позволит проявить свой потенциал в творчестве, математике, информатике и других науках, и сферах, что важно для каждого из малышей и их родителей. Особенно полезными эти курсы будут для детишек с одаренностью в техническом направлении.

Занятия доступны для каждого малыша и будут интересны даже для одаренных детей 5-6 лет. Возможность выбора одного из курсов или даже нескольких из них дают возможность ребенку, проявляющим интерес в определенном направлении, получить доступ к максимальному количеству полезной информации.

Развитие одаренных детей на таких курсах проходит гораздо быстрее, что связано с потоком важных и полезных знаний, которые получают ученики. Это стимулирует уже существующие способности и позволяет не только раскрыть их, но и значительно расширить кругозор ребенка, открыв перед ним мир неизведанных возможностей.

Одаренные дети в мире

Одаренные и талантливые дети рождаются по всему земному шару. Обычно первыми замечают проявление определенных навыков родители, от которых в дальнейшем и зависит, развивать талант или игнорировать его. Конечно лучше, когда взрослые выбирают первый вариант и делают все для того, чтобы их чадо могло развиваться в своей сфере.

В истории известно немало случаев, когда уже в детском возрасте люди становились известными благодаря своей гениальности в той или иной области. Вот только несколько ярких примеров:

  1. Ким Унг-Йонг – мальчик из Кореи, который знал 4 иностранных языка уже в первые годы жизни и решал задачи по математическому анализу, а в 15 лет он стал доктором физических наук. Уровень его IQ составил 210.
  2. Аэлита Андрэ– известная австралийская девочка-художник, которая, несмотря на свой 10-тилетний возраст смогла продать собственные картины на суму в миллион долларов. Она начала рисовать с 9 месяцев и известна в круге сюрреалистов.
  3. Акрит Ясвал был замечен в 7 лет, сделав без специальных медицинских навыков уникальную операцию соседской девочки. Ему удалось восстановить подвижность пальцев, которая была утеряна в результате получения сильнейших ожогов.
  4. Таниш Мэттью Авраам уже в 4 года был принят в организацию умнейших людей мира – Менса. В 5 лет смог пройти онлайн программу для гениев математики Стэндфордского Университета. Уже в 7 поступил на геолого-астрономический факультет в Американский Ривер Коледж, и через 3 года успешно закончил его. В 8 лет был участником конференции NASA, брал участие в открытии нескольких сверхновых звезд и наблюдал солнечный шторм.
  5. Онафуджири «Фуджи» Ремет — уже с 3 лет фотографии, сделанные этим молодым человеком, выставляются во многих международных залах. Сейчас на его счету более 3000 сногсшибательных фото, которые сделали его всемирно известным.

Это лишь крохотная часть детей, которые несмотря на малый возраст смогли стать известными и добиться больших успехов. Одаренных детей иногда называют — детьми будущего, ведь они могут принести что-то новое и уникальное в развитие всех ключевых технологий, искусства и других аспектов жизни. Одаренные дети, которых достаточно много в Беларуси всегда найдут применение своим талантам, развивая их посещая наши занятия.

Методические рекомендации по организации работы психологической службы по выявлению одаренных детей в детском саду

Лебедь Марина Сергеевна

МДОУ «Детский сад №3» п. Ракитное, Белгородская область

Педагог-психолог

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И.И. Мечникова, Н.Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать.

Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Лично мне одаренность раньше казалась явлением необычайно таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей-вундеркиндов.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что чем больше узнаешь об одаренности, тем сильнее растет интерес к ней. Е.С. Белова в своей книге «Одаренность малыша» сравнивает это уникальное явление со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов. Ведь детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Открытия эти радостны, но путь к ним тернист. Раскрывая природный потенциал каждого воспитанника, легко можно ошибиться как в оценке одаренности (недооценить или переоценить), так и в выборе форм, методов, направлений ее развития (переусердствовать, чрезмерно форсировать или неоправданно замедлить). Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опере­жающим развитием необходимо активное участие специали­стов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности.

Основной целью работы педагога-психолога с одаренными дошкольниками является: создание условий для построения воспитательно – образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи работы педагога-психолога:

Выявление детской одаренности.

Создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития.

Создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья ребенка, его осознанное отношение к своему здоровью, физическое и психическое развитие детей.

Создание насыщенной развивающей предметно – пространственной среды для разных видов деятельности.

Вовлечение родителей в образовательный процесс и установление с ними отношений сотрудничества.

В основу психологического сопровождения заложены следующие принципы:

Добровольности, личной и профессиональной заинтересованности;

Активной жизненной и профессиональной позиции;

Уважения индивидуальности;

Свободы самовыражения;

Коллективного принятия решений.

Для работы с одаренными детьми в детском саду должны быть организованы самые благоприятные условия, такие как:

создание атмосферы доброжелательности, заботливости и уважения по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

наличие богатой предметно-пространственной среды для свободного творческого самовыражения ребенка в процессе образовательной и поисковой деятельности;

наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей.

Существует типичное мнение окружающих о том, что ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, чем у других, что он будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. На самом деле у детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей. О них необходимо знать и помнить взрослым, как педагогам, так и родителям.

Одной из особенностей одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. Они склонны начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи, поскольку отличаются от окружающих разнообразием интересов. В результате чего их поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты.

У ребенка с ранним умственным развитием возникают трудности и во взаимоотношениях с другими детьми. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям.

Снять типичные для одаренного ребенка психологические «преграды» помогают организованные психологом тренинговые занятия с детьми. И немаловажную роль играют рекомендации для взрослых, в которых говорится о том, что педагогам и родителям следует помнить, что талантливые дети не просто абстрактные носители интеллекта, а, прежде всего, люди. Именно поэтому, необходимо за способностями видеть, прежде всего, человека, с его достоинствами и недостатками. Такой подход, на мой взгляд, способен обеспечить и личностное развитие талантливых детей, и развитие их способностей. Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно воспитать у него усидчивость, терпение, ненавязчивость, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, иначе это может вылиться в проблему.

Работу с одаренными детьми я считаю одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. На базе детского сада необходимо делать все возможное для решения этой актуальной проблемы: проводить интеллектуальные игры, устраивать конкурсы знатоков, персональные выставки поделок и рисунков, организовывать встречи с интересными людьми района, вести кружки по различным направлениям одаренности. Одаренных дошкольников необходимо привлекать к посещению спортивных секций, музыкальной и художественной школы, театральных кружков. Для того чтобы талантливые дети достигли больших высот в своем развитии, рекомендуется их обучение в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов, где воспитанники будут иметь уникальную возможность общения с равными по интеллекту детьми.

Подводя итог вышесказанному, нельзя обойти вниманием тот факт, что одаренность — всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, созидая новое в различных сферах жизни.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных результатов) в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными); она может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных (интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических) способностей.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии.

Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века — века информационных технологий, т.к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного определения уровня развития интеллекта у детей используются следующие методики:

    • Тест «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (оценка восприятия ребенка). Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет. Прогрессивные матрицы Равенна. Эта методика предназначается для проверки уровня развития наглядно — образное мышления у детей , начиная с 5-ти летнего возраста. Задания представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц. Тест креативности Торренса (Фигурная форма). Используется для исследования творческой одаренности дошкольников. Предназначен для 5-6 лет.

Каждое занятие с одаренными детьми отличается разнообразным познавательным материалом, предназначенным для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников, а также соответствующим интересам и потребностям ребенка. Воспитанники учатся самостоятельно мыслить, т.е. выделять существенные признаки, сравнивать предметы и выявлять сходства и различия в них, синтезировать различные признаки в целое представление о предмете. Выполняют сложные мыслительные операции такие, как систематизация, ограничение, отрицание, умозаключение и т.п. Для того чтобы обеспечить поступательный уровень развития ребенка, при подборке заданий необходимо учитывать оптимальный и плавный переход с одного уровня на другой.

Для повышения уровня развития интеллекта дошкольника, на занятиях используются развивающие игры и упражнения, разнообразный дидактический материал, таблицы, схемы, книги. Детям предлагаются задания на сообразительность и логическое мышление, такие как «Найди закономерность и продолжи ряд», «Определи «лишнюю» фигуру», «Реши задачу», «Соотнеси по смыслу», «Закончи мысль в высказывании», «Разгадай ребус», «Заполни логические таблицы» и т.п. Особое внимание обращается на тот факт, что важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор.

Для развития способностей мыслить системно и стратегически необходимо обязательно включать в работу такие пособия, как кубики Коса, развивающие игры Б.П. Никитина, В.Воскобовича, логические блоки Дьенеша.

Стимулируя познавательную активность дошкольников, помимо вышеперечисленных средств, на занятиях нужно внедрять и инновационные методы. Один из которых – использование в работе с детьми персонального компьютера.

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развиваются важные мыслительные операции, воспитываются усидчивость и интерес к учебной деятельности, развивается мелкая моторика.

СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Взаимодействие с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, тесного сотрудничества со специалистами, другими воспитателями, администрацией и обязательно с родителями, а также твердой веры в своих воспитанников.

Система выявления одаренных и талантливых детей включает в себя:

1.Наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности).

2. Анкетирование взрослых (родителей и воспитателей).

3.Групповое обследование детей с помощью стандартизованных методик.

4. Индивидуальное обследование с помощью апробированных методик.

Уже с момента поступления ребенка в детский сад начинается наблюдение за ходом развития малыша, его индивидуальными проявлениями. Именно метод наблюдения лег в основу работы по выявлению способностей детей раннего возраста. Чтобы судить об одаренности ребенка, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему.

Как же определить среди группы детей одаренных?

Малыши с опережающим развитием отличаются высоким уровнем способности к самообучению, им присуща ранняя речь и большой словарный запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность («все замечает!»), громадное любопытство («задает миллион вопросов обо всем на свете!») и цепкую память («все запоминает в таких деталях!»), хорошо развитое воображение («играет с воображаемыми друзьями»). Эти дети способны к творчеству, умеют классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны, в учении значительно превосходят сверстников.

Для умственно одаренных детей характерно предваритель­ное планирование своей деятельности: игры, рисования, ап­пликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуман­ностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности.

Многие одаренные дети придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. В игре проще усваиваются знания, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал, у него воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются умения, навыки, вырабатывается сосредоточенность, развивается детская личность и осуществляется подготовка к переходу на следующий период развития. Поэтому с самого раннего детства необходимо уделять большое количество времени играм с детьми. Особое внимание уделять подбору игры на развитие сенсорных, двигательных и интеллектуальных способностей, постепенно усложняя правила. Ведь если детям будет интересно, они не устанут.

Надо отметить, что дети младшего дошкольного возраста, конечно, раз­личаются по уровню умственного развития, однако его прояв­ления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определенные выводы крайне трудно, и какое-либо заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не оконча­тельный вывод.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны педагога.

При выявлении одаренности используются самые различные методики. Чаще всего для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда – Бине и Векслера. Однако эти тесты не были стандартизированы и рестандартизированы, что затрудняет анализ количественных показателей детей. Кроме того, применение только этих тестов не всегда может служить достаточно надежным показателем детской одаренности. Поэтому, при обследовании детей дошкольного возраста широко используются самые различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Организация работы психологической службы по выявлению одаренных детей ориентирована на поддержку и развитие одаренных детей, а также на раскрытие всех видов одаренности в каждом ребенке.

Основная цель : выявление и развитие всех видов одаренности ребенка.

Задачи:

Создавать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявление и развитие всех видов одаренности дошкольника;

Способствовать успешной адаптации одаренных детей к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению их здоровья путем медицинского сопровождения;

Формировать навыки социализации;

Развивать творческие способности одаренного ребенка;

Знакомить родителей с особенностями психофизического развития одаренного ребенка и обучать эффективным способам его развития.

Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:

Выявления одаренных и талантливых детей.

Анализ особых успехов и достижений ребенка.

Диагностика потенциальных возможностей детей.

Преемственность между дошкольным и начальным образованием

Методы и средства обучения

1. Проблемные ситуации.

2. Проблемные и поисковые задачи.

3. Решение познавательных задач.

4. Детское экспериментирование и опытническая деятельность.

5. Практическая исследовательская деятельность:

— самостоятельная,

— индивидуальная,

— групповая.

6. Моделирование.

7. Развивающие кроссворды.

8. Создание сказочных ситуаций.

9. Игры – драматизации.

10. Игры – путешествия.

11. Специальные упражнения типа:

— вопросы – гипотезы,

— вопрос – доказательство

Ожидаемые результаты работы с одаренными детьми:

высокая, по сравнению со сверстниками, адаптация к школьному обучению и, соответственно, к коллективу учеников;

высокий уровень подготовленности к школьному обучению;

повышается педагогическая компетентность родителей. Они осознанно включаются в образовательный процесс детского сада.

Одаренный ребенок обладает уникальными качествами. И что бы ни было причиной тому – наследственность или среда, в которой ребенок растет, важно поддерживать и развивать его способности. Одна из задач психолога дошкольного учреждения в работе с одаренными детьми – создание условий, помогающих ребятам достигать выдающихся результатов в той деятельности, которая им интересна.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ.

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становления личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных). Одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность. Доминирующая у ребенка познавательная мотивация выражается в форме исследовательской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула и необычной ситуации. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Творческое мышление, характерное для одаренного ребенка, обладает целым рядом характерных свойств: беглостью (способностью в короткий временной период продуцировать множество идей), гибкостью (способностью применять различные подходы и стратегии), оригинальностью (способностью генерировать уникальные идеи и решения), детальностью разработки (способностью подробно разрабатывать концепции и сюжеты). Таких детей также отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Раннее развитие способностей существенно сказывается на всем стиле поведения. Сравнительная легкость овладения учебным материалом способствует возникновению уверенности в своих силах, независимости в принятии решений от мнения окружающих.

По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых детей с высоким уровнем развития способностей наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношениях со сверстниками. В этом случае может происходить разделение детей на популярных и непопулярных. Первые могут пользоваться симпатией сверстников и достаточно свободно общаться. Вторые – стараются держаться уединенно, попадая в категорию отверженных.

Именно поэтому при воспитании и обучении детей с опережающим развитием необходимо активное участие специалистов, разбирающихся в специфике их развития, в проблемах их социализации и трудностях становления личности. Психологическое сопровождение позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности психофизического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образовательных мероприятий в образовательном учреждении, в семье.

Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка-личности, о роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира. Педагогической основой послужила гуманистическая философия, в центре внимания которой – человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психологические аспекты творчества как высшей формы совершенствования личности.

Цели психологического сопровождения:

Создание системы целенаправленного выявления одаренных детей; максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального, физического развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной и поисковой деятельности;

Стимулирование творческой деятельности интеллектуально и творчески развитых детей;

Способствование профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме;

Психолого-педагогическое просвещение родителей;

Разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми.

В основу психологического сопровождения положены утверждения:

  1. развивающая среда и образовательные условия являются идеальными для воспитания всех детей.

    готовность работать со всеми детьми по развитию их внутреннего потенциала, рассчитывая на выявление скрытых способностей в результате психолого-педагогического воздействия.

Таким образом, психологи­ческое сопровождение одаренных дошкольников позволяет учитывать возрастные и инди­видуальные особенности ребенка и рассматривает детскую одаренность в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении.

Для более точного определения одаренности, также исходя из наблюдений, педагогом заполняются следующие опросники и тесты:

Рефлексия для педагога.

Методика диагностики общей одаренности (для педагогов)

«Интеллектуальный портрет» А.И.Савенкова.

  • Тест «Уровень развития ребёнка 4 — 5 лет». Тест «Назови слова» (уровень развития речи).

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им психолого-педагогических знаний, формирование у них эффективных умений и навыков по развитию, воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Содержание работы психологической службы с родителями включает в себя вопросы развития, воспитания и обучения детей. Важно ориентироваться в потребностях семьи, ее запросах. Необходимо учитывать также социальный и образовательный уровень воспитанников. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к специализированной литературе и информации. Вместе с тем многие воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к тем или иным проявлениям в поведении ребенка и педагогическим воздействиям на него. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

Целесообразно использовать многообразие традиционных и нетрадиционных форм общения педагогов с родителями. В процессе того или иного воздействия педагоги активизируют родителей, создают условия для возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания поделиться собственным опытом. Методы, активизирующие взаимодействие — дискуссия, просмотр видеоматериалов, анализ психолого-педагогических ситуаций и другие.

Только в сотрудничестве педагогов и семьи можно решать вопросы разностороннего развития ребенка.

Содержание и этапы работы с родителями :

1-й этап – диагностический. Цель: знакомство с родителями, с особенностями развития детей; выявление степени участия родителей в занятиях ребенка, оценка степени развития видов одаренности. Этап включает анкетирование родителей (Анкета «Давайте познакомимся!», Анкета «Как развита фантазия вашего ребенка», Методика «Карта одаренности»;

2-й этап – просветительский и обучающий. Цель: просвещение родителей по вопросам воспитания и развития их детей. Содержание этого этапа включает: практикумы (упражнения на развитие познавательных процессов), мини-тренинги, консультации на следующие темы: «Печать одаренности. Мой ребенок не такой как другие», Письменные консультации «Можно ли обойтись без наказаний?» «Развитие восприятия, творчества у детей», «Растим умничку», «Детские капризы» и др.

3-й этап – практическое взаимодействие с родителями. Цель: вовлечение родителей в педагогический процесс. (Праздники, выставки, выполнение творческих домашних заданий родителями и детьми «Умелые руки не знают скуки», «Прекрасное в природе» и т.д.)

Таким образом, необходимо стараться не только удовлетворить запросы родителей, но и включить их в систему педагогического общения, обогащая психолого-педагогическими знаниями и получая взамен всестороннюю поддержку в реализации педагогических задач. Вся работа должна быть направлена на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей, задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяться развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления, которые тесно связаны и интегрируются между собой:

  1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
  2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);
  3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т.д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

  1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.
  2. Выявление предпосылок общей одарённости.
  3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёхбалльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Опросник А.А. Лосевой (в формате DOC)
Опросник А.А. Лосевой с обработкой результатов (в формате XLS)

Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:

  1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
  2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Карта одарённости (в формате DOC)
Карта одарённости с обработкой результатов (в формате XLS)

Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым, адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость), требовательность к результатам собственной деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

Методика А.И. Савенкова (в формате DOC)
Методика А.И. Савенкова с обработкой результатов (в формате XLS)

Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.

Опросник Дж. Рензулли (в формате DOC)
Опросник Дж. Рензулли с обработкой результатов (в формате XLS)

Нужно также иметь в виду, что способности ребёнка проявляются неравномерно и на разных ступенях развития не могут быть выявлены при помощи одинаковых методик. Сколько-нибудь надёжное выявление умственно одарённых детей возможно, начиная с конца пятого, начала шестого года жизни. До этого дети, конечно, тоже различаются по уровню умственного развития, однако его проявления настолько неоднозначны и изменчивы, что делать на их основании определённые выводы крайне трудно. При этом не существует и не может существовать методов и показателей, однозначно фиксирующих умственную одарённость любого ребёнка. Заключение о наличии умственной одарённости может делаться лишь на основании всего комплекса данных, полученных при применении разных методов, и такое заключение может рассматриваться лишь как предположение, а не окончательный вывод.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одарённости воспитанников, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребёнка по дальнейшему развитию его одарённости, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

Для удобства проведения диагностики мною разработаны электронные варианты опросников указанных выше методик в виде таблиц Excel с автоматической обработкой результатов. Можно высылать нужный тест родителям на электронную почту (или записать на флэш-носитель) и затем, получив от них заполненную таблицу, распечатать её вместе с результатами и графиками.

Реклама

Поделиться ссылкой: