Дизартрия

Классификация

Форма дизартрии зависит от места поражения нервной системы. Предложены разные классификации дизартрий, однако основной и наиболее распространённой в мире является клинико-неврологическая классификация, предполагающая выделение 6 форм (и одной смешанной):

  • вялая — обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и/или их ядер, а также нарушения нервно-мышечной передачи. Часто сочетается с расстройствами глотания. Является одной из составляющих бульбарного синдрома;
  • спастическая — обусловлена двусторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей. Является одной из составляющих псевдобульбарного синдрома;
  • односторонняя верхнемотонейронная — обусловлена преимущественно односторонним центральным парезом или параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие одностороннего поражения передних центральных извилин и/или корково-ядерных путей;
  • атаксическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью;
  • гиперкинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Является одним из вариантов гиперкинезов, часто сочетается с гиперкинезами другой локализации. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интонационно-мелодическая структура речи, её темп;
  • гипокинетическая — вид экстрапирамидной дизартрии, возникающий при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Чаще всего наблюдается при паркинсонизме, характеризуется замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса;
  • смешанная — часто наблюдается при травмах нервной системы, диффузном и многоочаговом её поражении, когда имеет место сочетание разных механизмов дизартрии.

Ссылки

  • Сравнительная характеристика дизартрий
  • Псевдобульбарная дизартрия
  • Корковая дизартрия
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.

Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания. Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей. Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.

Лечение стертой дизартрии

Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.

Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:

  • Медикаментозное лечение;
  • Логопедическая терапия.

Стертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами. В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром. Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.

Центры лечения дизартрии

Дизартрия – нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата, которое возникает в результате поражения нервной системы. Комплексную терапию дизартрии проводят в центре лечения дизартрии. Врачи функциональной диагностики Юсуповской больницы с помощью новейшей диагностической аппаратуры определяют локализацию очага поражения головного мозга, который вызвал речевое расстройство. Неврологи проводят медикаментозную терапию основного заболевания, применяют препараты, которые улучшают деятельность нейронов коры головного мозга. Логопеды разрабатывают и реализуют индивидуальный план восстановления функции речевого аппарата. Реабилитологи применяют инновационные методики восстановительной терапии, ускоряющие процесс реабилитации.

Дизартрия лечится или нет? В Юсуповской больнице начинают лечить речевые расстройства как можно раньше. Профессора, врачи высшей категории обсуждают тяжёлые случаи дизартрии на заседании Экспертного Совета. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, включает медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию.

Дефектологи, психологи осуществляют психолого-педагогический аспект, направленный на развитие сенсорных функций, уточнение пространственных представлений, формирование конструктивной способности к выполнению целенаправленных речевых движений, развитие высших корковых функций. Можно ли вылечить дизартрию полностью? В Юсуповской больнице восстанавливают речевую функцию даже тем пациентам, от которых отказались в других реабилитационных центрах.

Медикаментозное лечение дизартрии

Неврологи Юсуповской больницы пациентам с дизартрией проводят медикаментозную терапию заболевания, которое стало причиной речевого расстройства. Лекарственные препараты группы ноотропов положительно влияют на высшие мозговые функции:

  • Улучшают память и умственную деятельность;
  • Стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки;
  • Облегчают процесс обучения.

Препараты энцефабол, фенибут, ноотропил, кортексин вводят внутривенно или внутримышечно, дают принять внутрь. Они нормализуют обменные процессы в коре головного мозга, улучшают обеспечение нейронов кислородов и питательными веществами.

Для улучшения церебрального кровообращения применяют сосудистые препараты при дизартрии. Циннаризин улучшает мозговое кровообращение, повышает устойчивость тканей к гипоксии. Инстенон также улучшает мозговое кровообращение, оказывает инотропное, бронхолитическое и диуретическое действие. Глиатилин воздействует на нейротрансмиссию, улучшает передачу импульсов в холинергических нейронах, положительно влияет на эластичность мембран нервных клеток.

Актовегин активирует и ускоряет обмен веществ, повышает энергетические ресурсы на клеточном уровне. Применяется при дизартрии, которая развилась у пациентов с недостаточностью мозгового кровообращения, кислородным голоданием головного мозга, черепно-мозговой травмой. Церебролизат относится к психостимуляторам ноотропного действия. В его состав входят биологически активные пептиды и свободные аминокислоты. Активные ингредиенты стимулируют обменные процессы в клетках головного мозга, повышают устойчивость мозговой ткани к недостатку глюкозы, кислородному голоданию и токсинам. Восстанавливает интегративные процессы в центральной нервной системе, повышает концентрацию внимания, облегчает усвоение информации и восстановление речевой функции. В лечении дизартрии хорошо зарекомендовали себя следующие лекарственные средства:

  • Цереброкурин;
  • Пирацетам;
  • Финлепсин.

Пациентам, страдающим дизартрией, назначают Магне В6 и препараты, снимающие сосудистые спазмы. Нейромидин при дизартрии не влияет на развитие речи. Препарат не назначают детям до 18 лет. Иногда пациентам назначают атаракс. Дизартрия может развиться на фоне нервного срыва. В этом случае препарат эффективен.

Работа логопеда с пациентами, страдающими дизартрией

Логопедическая работа при дизартрии. включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата при дизартрии. С этой целью логопеды проводят дифференцированный логопедический массаж. Индивидуально подбирают упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, развитию дыхания, голоса. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является формирование общей и мелкой моторики при дизартрии.

Логопед определяет последовательность отработки звуков подготовленностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяет подбору лексического и грамматического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у пациента самоконтроля за реализацией произносительных умений и навыков.

Во многих научных статьях по дизартрии подчёркивается необходимость включать в коррекционную работу развитие мелкой моторики рук. Такой подход к коррекционной работе обуславливают близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции развития речевой функции.

Восстановление голоса и речевого дыхания при дизартрии

Основой ортофонического метода постановки голоса при дизартрии является создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Логопеды составляют индивидуальный курс занятий, который состоит из шести этапов:

  • Рациональной психотерапии;
  • Коррекции физиологического и фонационного дыхания;
  • Тренировки кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • Автоматизации правильной фонации вокальными упражнениями;
  • Коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;
  • Полной автоматизации новых навыков.

После предварительной психотерапевтической подготовки логопед направляет усилия на то, чтобы максимально увеличить подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивать двигательную функцию голосовых складок. На первой части занятия проводится артикуляционная гимнастика, активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки, дыхательная гимнастика. Содержание работы на второй части включает развитие высоты, длительности и силы звучания, тембра голоса, мелодико-интонационной стороны речи.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её напряжения и расслабления. Пациенту предлагают до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук «а», а при широко открытом рте перейти от произношения звука «а» к звуку «п», задерживая воздух во рту под давлением. Внимание пациента привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Логопеды используют упражнение по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонаций голоса у детей проводят различные игры, инсценировки, читают сказки по ролям.

Популярной методикой лечения дизартрии является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Она позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи. Суть гимнастики – это резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребёнка. Вдохи следует проводить естественно и произвольно.

Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывают общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде. В зависимости от степени и формы дизартрии, логопед индивидуально подбирает дыхательные упражнения.

Физиотерапия при дизартрии

Целью применения физиотерапевтических методов лечения дизартрии является улучшение произносительной стороны речи. При псевдобульбарной и бульбарной афазии назначают электростимуляцию синусоидальными модулированными токами мимических мышц лица, мышц дна ротовой полости и гортани. Способствуют расслаблению круговой мышцы рта аппликации грязи температурой 38-40оС через слой марли. Процедуру проводят до логопедического занятия. Физиотерапевты назначают дарсонваль при дизартрии на шейно-воротниковую зону.

Акупунктура (иглоукалывание) при дизартрии относится к нетрадиционным методам лечения. С помощью рефлексотерапии достигается быстрая, полная и длительная релаксация мышц, которые действуют в образовании речи. Тренировка произношения отдельных звуков осуществляется одновременно с применением иглорефлексотерапии для нормализации мышечного тонуса мышц, которые принимают участие в образовании речи.

Иглоукалывание при дизартрии производится в основные точки области лица, шеи и точки общего действия. Релаксация наступает при использовании нескольких игл и длительного воздействия (до 40 минут). Количество процедур за 1 курс варьирует от 10 до 15. С помощью специального аппарата рефлексотерапевты проводят акупунктуру в точку, расположенную на стопе.

Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение

Дизартрия у взрослых возникает в остром периоде инсульта, после черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы. Реабилитацию пациентов с инсультами в Юсуповской больнице в максимально ранние сроки. Если позволяет состояние, то ведение пациента с первых часов заболевания проходит под девизом «ни минуты покоя».

Псевдобульбарная дизартрия обусловлена центральным спастическим параличом или парезом речевых мышц, которые иннервируются кортико-нуклеарными путями. Основным его проявлением является гипертонус мышц. Псевдобульбарные параличи возникают вследствие двустороннего поражения кортико-нуклеарных путей. Исключение составляют мышцы нижней части лица и языка. Их иннервация преимущественно односторонняя.

Наиболее ярко спастический паралич речевых органов проявляется в движениях языка. Изменяется его трофика – язык становится толстым, отёчным, оттянутым назад. Его спинка выгнута. Это препятствует нормальному дыханию. Амплитуда движений значительно уменьшена. Нарушается движение языка вперёд. При этом язык опускается на нижнюю губу, загибаясь всей своей массой к подбородку. Верхний подъём высунутого языка, загибание его кончика к носу нарушено в большей степени, чем движения вперёд. Пациент старается достичь требуемого эффекта пассивным подниманием языка нижней губой и нижней челюстью. У него возникают синкинезии.

Боковые движения языка также характеризуются малой амплитудой, при этом двигается не кончик, а вся масса языка. Глоточный рефлекс повышен. Небная занавеска не успевает закрыть проход в нос, и возникает открытая гнусавость. Меняются свойства резонаторов, усугубляя носовой оттенок голоса. Спастически напряженные голосовые складки делают голос хриплым и напряженным.

При псевдобульбарном параличе тембр речи становится гнусавым, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, ш, л, ж, ц, ч). Смычные согласные и вибрант р заменяются щелевыми согласными, а щелевые превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше мягких. Смягчается звук «л», поскольку исчезает активный прогиб спинки языка вниз. Пациент слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Его усилия увеличивают гипертонус парализованных мышц и усиливают патологические особенностей артикуляции.

При центральном параличе блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов меняются резонаторные свойства ротовой полости и глотки. Голосовые складки напряжены и образуют дополнительные шумы трения. Голос становится слабым, сиплым и хриплым. За счёт чрезмерного напряжения глоточных констрикторов, мягкого нёба и нёбных дужек возникает носовой оттенок голоса.

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии включает в себя следующие элементы:

  • Массаж мимической мускулатуры лица;
  • Массаж органов артикуляции;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Нормализацию речевого дыхания и голоса;
  • Исправление произношения звуков;
  • Работу над выразительностью речи.

Медицинский персонал Юсуповской больницы устанавливает контакт с пациентом, страдающим дизартрией, старается завоевать его симпатию и доверие. Пациент должен чувствовать, что врачи относятся к нему с уважением, не считают безголосым инвалидом, но человеком, которому временно, в силу болезни, трудно или невозможно общаться речью.

Коррекционная работа начинается с логопедического массажа лица, воротниковой зоны и артикуляционного аппарата. Массаж проводится чистыми теплыми руками в медицинских перчатках с использованием нейтральной детской присыпки или детского масла для лучшего скольжения. Продолжительность массажа 10-15 минут, курс лечения состоит из 10-12 процедур. На пятом или шестом занятии присоединяются дыхательные упражнения. Их целью является формирование у пациента диафрагмального дыхания. Восстановительное обучение продолжается в клинике реабилитации и после выписки пациента домой. В нём активное участие принимают родственники и лица, осуществляющие уход за пациентом. Для того быстро восстановить речь у близкого вам человека с помощью эффективных инновационных методик, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Формы

Стертая дизартрия имеет разные формы, поэтому важно их различать. В частности патология классифицируется в зависимости от того, какая место подверглось поражению. Следует разобраться в том, какие существуют виды болезни, а также какие они имеют особенности.

Типы патологии:

  • Корковая. Возникает из-за того, что повреждается кора головного мозга. Из-за этого нарушается функция мышц, которые участвуют в произношении слова. При этом сама структура речи остаётся без изменений, но меняется произношение слогов.
  • Бульбарная. Парализуется тройничный, лицевой и языкоглоточный нерв. Как результат, поражаются мышцы, отвечающие за артикуляцию. Сопутствующим фактором данного типа болезни становится проблема с глотанием.
  • Мозжечковая. Происходит повреждение мозжечка или малого мозга. В данной ситуации меняется громкость речи, а также она становится более тягучей.
  • Стертая. Она выражается в виде проблем с произношением шипящих и свистящих звуков. Патология напрямую связана с поражением головной мозга, при этом этимология невыраженная.
  • Псевдобульбарная. Нарушения затрагивают функцию корко-ядерных проводящих путей. Основным симптомом данной проблемы выступает монотонность речи. При этом встречается три степени: лёгкая, средняя и тяжёлая.
  • Подкорковая. Патология затрагивает непосредственно подкорковые узлы. Человек начинает смазано разговаривать и невнятно.
  • Холодовая. Её можно наблюдать при нервно-мышечном синдроме. Проблемы с речью наблюдаются у несовершеннолетнего в тот момент, когда он находится в месте с пониженной или повышенной температурой.
  • Паркинсоническая. Она развивается исключительно у тех людей, которые болеют паркинсонизмом. Они начиняют медленно и невнятно говорить.

При стертой дизартрии также выделяют несколько степеней, которые будут наблюдаться у человека. К 1 стадии относится стертая форма дизартрии. Дефекты можно обнаружить исключительно с помощью специального исследования. Симптомы 2 стадии проявляются значительно ярче, в этом случае речь остаётся в целом понятной, но при этом дефекты становятся более заметными.

Речь детей с 3 степенью заболевания понимают исключительно родители, а также знакомые люди. Посторонние могут понимать только отдельные фразы, потому как чёткость значительно сбивается. При 4 степени речь ребёнка полностью отсутствует либо она есть, но её не понимают даже мама и папа.

Безусловно, каждый случай может проявляться по-разному, поэтому понадобится подбирать индивидуальный подход и методы лечения. В целом можно однозначно сказать, что запускать патологию нельзя, потому как в этом случае самочувствие человека значительно усугубится.

Основные причины

Медицинские специалисты выделяют конкретные причины, которые приводят к развитию заболевания. Людям следует рассмотреть их, чтобы хотя бы примерно понимать, с чем приходится иметь дело.

Провоцирующие факторы:

  • Неправильная иннервация речевого аппарата. Она может повлечь за собой недостаточность артикуляционных мышц, к примеру, губ или языка. При этом человек начинает быстро истощаться из-за общего поражения ЦНС. Сами движения неточные, что тоже говорит о наличии данной провоцирующей причины.

  • Дисфункция головного мозга, а также оральная апраксия. Из-за этого у человека значительно ухудшается речь, при этом, как правило, ситуация не меняется по мере развития заболевания.
  • Расстройства двигательной функции. Ребёнку не удаётся быстро определить, а также подобрать верное положение артикуляционных мышц. Из-за этого ему не удаётся правильно произносить отдельные звуки или целые слова.

Важно понимать, что стертая дизартрия может слабо проявляться даже в той ситуации, если присутствует родовая травма или незначительная асфиксия. Естественно, подобное не считается нормой и требует незамедлительного лечения. Чем раньше начать терапию, тем проще будет побороть заболевание.

Симптоматика

Стертая форма дизартрии имеет ряд характерных симптомов, которые указывают на наличие патологии. Они преимущественно проявляются в возрасте от 1 года и старше. При этом болезнь считается достаточно распространённой, следовательно, с ней могут столкнуться многие люди. Важно запомнить первые признаки патологии, чтобы удалось её вовремя распознать.

Основные симптомы:

  • Несовершеннолетний начинает говорить «в нос», и это не имеет связи с ринитом.
  • Артикуляционные мышцы стали менее подвижными.
  • Можно заметить значительные нарушения в интонации.
  • Ребёнку становится тяжело улыбаться, а тем более складывать их в трубочку.
  • Речь становится нечёткой и невнятной, хотя люди и могут её понимать.
  • Когда малыш произносит звуки, его губы остаются неподвижными.

Важно разобраться с тем, как проявляется заболевание. Всё начинается с того, что малыш начинает говорить значительно позже своих ровесников. При этом в младенческом возрасте отсутствует характерный для малышей лепет. Если ребёнок уже находится в школьном возрасте, тогда у него отсутствует возможности читать тексты с выражением. Во время монолога голос постепенно начинает стихать, при этом он становится практически неразличимым. Кроме проблем с речевой функции, могут быть нарушения в мелкой моторике, из-за чего отсутствует возможность полноценно двигаться или писать.

Если говорить непосредственно о речевой симптоматике, тогда могут быть замещения или искажения сложных для несовершеннолетнего звуков. Малыш хочет максимально упростить задачу, из-за чего он выбирает наиболее простые слова, в которых отсутствуют свистящие или шипящие буквы. В некоторых ситуациях болезнь может поражать нервы, которые непосредственно отвечают за подвижность глаз.

Методы диагностики

При стёртой форме дизартрии важно осуществить диагностику. С её помощью удастся подтвердить диагноз, а также однозначно понять, чем он был вызван. Соответственно, можно будет подобрать наиболее подходящее лечение, которое положительно скажется на состоянии пациента.

Человека обязательно направляют на МРТ, на магнитную стимуляцию трансканальную, на электромиографию, а также на электроэнцефалографию. По результатам данных исследований удастся примерно понять, что именно происходит с организмом. Родителям следует знать, при стёртой дизартрии у ребёнка только нарушается техника речи, при этом он не утрачивает способности логически излагать свои мысли, понимать услышанное и написанное.

Следует отметить, что в раннем возрасте выявить болезнь удастся по характерным симптомам. В частности малыш будет слабо кричать или вовсе не издавать звуков. При этом сосательный рефлекс нарушен – младенец будет захлёбываться, а из носа может течь молоко. Помимо этого, некоторые малыши не могут глотать, а также начинают синеть.

Если болезнь находится в тяжёлой форме, тогда младенец не буде брать грудь. Его кормить удастся только при помощи зонда. С возрастом у детей, страдающих от стёртой дизартрии, можно наблюдать новые симптомы.

Частичная артикуляция будет отсутствовать, из-за чего наблюдается постоянный дефект произношения. В ротовой полости язык будет неправильно расположен. При этом наблюдаются проблемы с дыханием, а также имеется задержка в развитии речевой функции. По данным признакам специалист может поставить диагноз. При этом врач может провести дополнительные тесты по своему усмотрению.

Варианты лечения

При стертой дизартрии при лечении потребуется развивать правильную речь, а также учить навыкам чтения и письма. Врач обязательно назначить комплексную терапию, при этом конкретные меры подбираются в зависимости от особенностей организма.

Медикаментозное лечение часто требует использования ноотропных средств. Они положительно влияют на работу мозга, усиливают память и благоприятно сказываются на умственной деятельности. Из лекарств достаточно часто врачи рекомендуют Пантогам, Глицин, Семакс и Кортексин.

Также потребуется логопедическая работа с дизартрией, для этого ребёнку нужно приходить на специальные занятия. Вместе со специалистом будет составлена речевая карта, где присутствует план коррекции, а также чёткое описание упражнений. Потребуется вместе со специалистом развивать фонетический слух, расширять словарный запас, а также грамматический строй.

Реабилитация при стертой форме дизартрии включает в себя применение лечебной физкультуры, иглоукалывание, точечный массаж. Также на занятиях потребуется развивать мелкую моторику, функцию речевого аппарата, а также выполнять дыхательную гимнастику. Естественно, потребуется регулярно консультироваться с врачом, чтобы была возможность улучшить самочувствие. Вполне вероятно, что потребуется регулярно корректировать схему лечения, потому как придётся подбирать наиболее эффективные методы для конкретной ситуации.

Чем раньше начать лечение и реабилитацию, тем проще будет добиться результата. Естественно, как детям, так и родителям, придётся приложить немало усилий для улучшения самочувствия. При лёгкой форме болезни можно добиться хороших результатов. Если же малыш тяжело болеет, тогда получится немного улучшить речь. В любом случае, бездействовать нельзя, если не хочется столкнуться с осложнениями.

Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в затрудненном произношении некоторых слов, отдельных звуков, слогов или в их искаженном произношении. Дизартрия возникает как следствие мозгового поражения или расстройства иннервации голосовых связок, лицевых, дыхательных мышц и мышц мягкого неба, при таких заболеваниях, как волчья пасть, заячья губа и вследствие отсутствия зубов.

Вторичным следствием дизартрии может быть нарушение письменной речи, которое происходит из-за невозможности четкого проговаривания звуков слова. В более тяжелых проявлениях дизартрии, речь становится абсолютно недоступной для понимания окружающих, что ведет к ограничению общения и вторичным признакам отклонения в развитии.

Дизартрия причины

Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.

У взрослых заболевание может проявляться без сопутствующего распада речевой системы. Т.е. не сопровождается расстройством восприятия речи посредством слуха или нарушением письменной речи. Тогда как у детей дизартрия нередко является причиной расстройств, приводящих к нарушениям чтения и письменной речи. При этом сама речь характеризуется отсутствием плавности, сбитым ритмом дыхания, изменением темпа речи в сторону то замедления, то ускорения. В зависимости от степени дизартрии и разновидности форм проявления существует классификация дизартрии. Классификация дизартрии включает в себя стертую форму дизартрии, выраженную и анартрию.

Симптоматика стертой формы заболевания имеет стертый вид, вследствие чего дизартрию путают с таким расстройством как дислалия. Дизартрия от дислалии отличается наличием очаговой формы неврологических симптомов.

При выраженной форме дизартрии речь характеризуется как нечленораздельная и практически непонятная, нарушено звукопроизношение, расстройства также проявляются и в выразительности интонаций, голосе, дыхании.

Анартрия сопровождается полным отсутствием возможностей для воспроизведения речи.

К причинам возникновения заболевания можно отнести: несовместимость по резус-фактору, токсикоз беременных, различные патологии формирования плаценты, вирусные инфекции матери во время беременности, длительные или, наоборот, стремительные роды, которые могут вызвать кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания мозга и его оболочек у новорожденных.

Различают тяжелые и легкие степени дизартрии. Тяжелая степень дизартрии неразрывно взаимосвязана с детскими церебральными параличами. Легкая степень дизартрии проявляется нарушением мелкой моторики, произношения звуков и движений органов артикуляционного аппарата. При такой степени речь будет понятной, но нечеткой.

Причинами возникновения дизартрии у взрослых может быть: перенесенные инсульт, сосудистая недостаточность, воспаление или опухоль головного мозга, дегенеративные, прогрессирующие и генетические заболевания нервной системы (болезнь Альцгеймера, Хантингтона), астенический бульбарный паралич и рассеянный склероз.

Еще одними причинами возникновения заболевания, гораздо менее распространенными, являются травмы головы, отравление угарным газом, передозировка лекарственными препаратами, интоксикация в связи с чрезмерным употреблением алкогольных напитков и наркотических средств.

Дизартрия у детей

При данном заболевании у детей проявляются трудности с артикуляцией речи в целом, а не с произношением отдельных звуков. Также у них возникают и другие нарушения, связанные с расстройством мелкой и крупной моторики, трудности с глотанием и жеванием. Детям, больным дизартрией, довольно сложно, а под час и совсем невозможно, совершать прыжки на одной ноге, вырезать из бумаги при помощи ножниц, застегивать пуговицы, им довольно сложно овладеть письменной речью. Часто они пропускают звуки или их коверкают, при этом искажая слова. Больные дети в большинстве своем ошибаются при употреблении предлогов, пользуются неправильными синтаксическими связками слов в предложении. Дети с такими нарушениями должны обучаться в специализированных учреждениях.

Основные проявления дизартрии у детей лежат в нарушении артикуляции звуков, расстройстве голосообразования, изменениях ритма, интонации и темпа речи.

Перечисленные нарушения у малышей различаются степенью выраженности и различными комбинациями. Это зависит от места расположения очагового поражения в нервной системе, от времени возникновения такого поражения и тяжести нарушения.

Частично затрудняют или иногда полностью препятствуют членораздельной звуковой речи расстройства фонации и артикуляции, что является так называемым первичным дефектом, приводящим к появлению вторичных признаков, которые осложняют его структуру.

Проведенные исследования и изучения детей с таким заболеванием показывают, что данная категория детей довольно неоднородна с позиции речевых, двигательных и психических расстройств.

Классификация дизартрии и ее клинических форм основана на выделении различных очагов локализации мозгового поражения. Малыши, страдающие различными формами заболевания, отличаются друг от друга определенными дефектами в звукопроизношении, голоса, артикуляции, их расстройства разной степени могут поддаваться коррекции. Именно поэтому для профессиональной коррекции необходимо использовать различные методики и способы логопедического воздействия.

Формы дизартрии

Выделяют такие формы дизартрии речи у детей: бульбарную, подкорковую, мозжечковую, корковую, стертую или легкую, псевдобульбарную.

Бульбарная дизартрия речи проявляется атрофией или параличом мышц глотки и языка, снижением мышечного тонуса. При такой форме речь становится нечеткой, замедленной, невнятной. Люди с бульбарной формой дизартрии характеризуются слабой мимической деятельностью. Она появляется при опухолях или воспалительных процессах в продолговатом мозге. В результате таких процессов происходит разрушение, находящихся там ядер двигательных нервов: блуждающего, языкоглоточного, тройничного, лицевого и подъязычного.

Подкорковая форма дизартрии заключается в нарушении тонуса мышц и непроизвольных движениях (гиперкинез), которыми малыш не способен управлять. Возникает при очаговом поражении подкорковых узлов мозга. Иногда ребенок не может верно произносить отдельные слова, звуки или фразы. Это становится особенно актуальным, если ребенок находится в состоянии спокойствия в кругу родных, которым он доверяет. Однако ситуация может в корне изменится за считанные секунды и малыш становится неспособным воспроизвести ни слога. При данной форме заболевания страдает темп, ритм и интонация речи. Такой малыш может очень быстро или, наоборот, очень медленно произносить целые фразы, при этом делая значительные паузы между словами. В результате расстройства артикуляции в соединении с неправильностью голосообразования и нарушения речевого дыхания появляются характерные дефекты звукообразующей стороны речи. Они могут проявляться в зависимости от состояния малыша и отражаться, в основном, на коммуникативных речевых функциях. Редко при такой форме заболевания могут наблюдаться и нарушения со стороны слухового аппарата человека, которые являются осложнением речевого дефекта.

Мозжечковая дизартрия речи в чистом виде встречается довольно редко. Дети, подверженные этой форме заболевания, произносят слова, скандируя их, а иногда просто выкрикивают отдельные звуки.

Ребенку с корковой дизартрией сложно воспроизводить звуки вместе, когда речь течет одним потоком. Однако, в то же самое время, произношение отдельных слов не составляет никакого труда. А интенсивный темп речи приводит к видоизменению звуков, создает паузы между слогами и словами. Быстрый темп речи похож на воспроизведение слов при заикании.

Стертая форма заболевания характеризуется легкими проявлениями. При ней расстройства речи выявляются не сразу, только после всестороннего специализированного обследования. Ее причинами часто бывают различные инфекционные заболевания в период беременности, гипоксия плода, токсикоз беременных, родовые травмы, инфекционные заболевания младенцев.

Псевдобульбарная форма дизартрии встречается наиболее часто у детей. Причиной ее развития может быть перенесенное в младенчестве мозговое поражение, вследствие родовых травм, энцефалита, интоксикации и т.д. При псевдобульбарной дизартрии легкой степени речь характеризуется замедленностью и затруднением произношения отдельных звуков из-за нарушений движений языка (движения недостаточно точные), губ. Псевдобульбарная дизартрия средней степени характеризуется отсутствием движений мышц лица, ограниченной подвижностью языка, назальным оттенком голоса, обильным слюнотечением. Тяжелая степень псевдобульбарной формы заболевания выражается в полной обездвиженности речевого аппарата, открытом рте, ограниченном движении губ, амимичности.

Стертая дизартрия

Стертая форма довольно часто встречается в медицине. Основные симптомы этой формы заболевания заключаются в невнятности и невыразительности речи, плохой дикции, искаженности звуков, замене звуков в сложных словах.

Впервые термин «стертая» форма дизартрии был введен О. Токаревой. Она описывает симптомы этой формы как легкие проявления псевдобульбарной формы, которые довольно труднопреодолимы. Токарева считает, что больные дети данной формой заболевания множество изолированных звуков могут произносить так как нужно, однако в речи они недостаточно дифференцируют звуки и слабо их автоматизируют. Недостатки произношения могут носить совершенно разный характер. Однако их объединяют несколько общих признаков, таких как размытость, смазанность и нечеткость артикуляции, проявляющиеся особо резко в речевом потоке.

Стертая форма дизартрии – это патология речи, которая проявляется расстройством просодического и фонетического компонентов системы, возникающая вследствие микроочагового поражения мозга.

Сегодня диагностика и способы коррекционного воздействия проработаны довольно слабо. Данная форма заболевания чаще диагностируется только после достижения ребенком возраста пяти лет. Всех детей с подозрением на стертую форму дизартрии направляют к невропатологу для подтверждения или не подтверждения диагноза. Терапия при стертой форме дизартрии должна быть комплексной, объединяющей в себе медикаментозное лечение, психолого-педагогическую помощь и логопедическую помощь.

Симптомы стертой дизартрии: моторная неловкость, ограниченное количество активных движений, быстрая утомляемость мышц при нагрузках функционального характера. Больные дети не очень устойчиво стоят на одной ноге и не могут совершать прыжки на одной ноге. Такие дети гораздо позднее других и с трудом усваивают навыки самообслуживания, такие как застегивание пуговиц, развязывания шарфа. Они характеризуются скудной мимикой, невозможностью держать рот закрытым, так как нижняя челюсть не может зафиксироваться в приподнятом состоянии. При пальпации лицевые мышцы вялые. В связи с тем, что губы тоже вялые, не происходит необходимая лабиализация звуков, поэтому ухудшается просодическая сторона речи. Звукопроизношение характеризуется смешением, искажением звуков, их заменой или полным отсутствием.

Речь таких детей довольно трудно понять, она не обладает выразительностью и внятностью. В основном наблюдается дефект воспроизведения шипящих и свистящих звуков. Дети могут смешивать не только близкие по способу образования и сложные звуки, но и противоположные по звучанию. В речи может появляться назальный оттенок, темп чаще бывает ускорен. Голос у детей тихий, они не могут менять высоту голоса, подражая каких-нибудь животных. Речь характеризуется монотонностью.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам. По клинической симптоматике в области мимики и артикуляции данная форма заболевания сходна с бульбарной формой, но вероятность полноценного усвоения звукопроизношения при псевдобульбарной форме существенно выше.

Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.

Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.

Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков. Такие дети, чаще всего, испытывают трудности с произношением таких букв, как: р, ч, ж, ц, ш, а звонкие звуки воспроизводятся без надлежащего участия голоса.

Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.

Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.

Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков. Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.

Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.

Диагностика дизартрии

При диагностике наибольшую трудность вызывает разграничение дислалии от псевдобульбарной или корковой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии является пограничной патологией, которая находится на рубеже между дислалией и дизартрией. В основе всех форм дизартрии лежат всегда очаговые поражения мозга с неврологической микросимптоматикой. Вследствие этого для постановки правильного диагноза нужно проводить специальное неврологическое обследование.

Также следует разграничивать дизартрию от афазии. При дизартрии нарушена техника речи, а не праксические функции. Т.е. при дизартрии больной ребенок понимает написанное и услышанное, может логично выражать свои мысли, несмотря на дефекты.

Постановка дифференциального диагноза происходит на основании общего системного обследования, разработанного отечественными логопедами, с учетом специфики перечисленных неречевых и речевых нарушений, возраста, психоневрологического состояния ребенка. Чем младше ребенок и чем меньше его уровень речевого развития, тем более значим в диагностике анализ неречевых расстройств. Поэтому сегодня, основываясь на оценке неречевых расстройств, разработаны способы раннего выявления дизартрии.

Наличие псевдобульбарных симптомов – это наиболее частое проявление дизартрии. Его первые признаки можно выявить даже у новорожденного. Такая симптоматика характеризуется слабостью крика или вообще его отсутствием, нарушением сосательного рефлекса, глотания или их полное отсутствие. Крик у больных детей на продолжении длительного времени остается тихим, часто с носовым оттенком, плохо модулированным.

Дети при сосании груди могут захлебываться, синеть, иногда молоко может вытекать из носа. В более тяжелых случаях ребенок в первое время вообще может не брать грудь. Кормление таких детей происходит через зонд. Дыхание может быть поверхностным, часто аритмичным и учащенным. Такие нарушения сочетаются с подтеканием молока изо рта, с лицевой асимметричностью, отвисанием нижней губы. Вследствие этих расстройств ребенок не может захватить соску или сосок груди.

По мере взросления ребенка все больше проявляется недостаточность интонационной выразительности крика и голосовых реакций. Все звуки, издаваемые ребенком, отличаются однообразностью и появлением позже нормы. Ребенок, страдающий на дизартрию, на протяжении длительного времени не может кусать, жевать, может давиться твердой пищей.

С взрослением ребенка постановка диагноза происходит на основании следующих речевых симптомов: устойчивых дефектов произношения, недостаточности произвольной артикуляции, голосовых реакций, неправильности расположения языка в ротовой полости, расстройства голосообразования, речевого дыхания и задержки развития речи.

К основным признакам, по которым проводят дифференциальную диагностику, относят:

— наличие слабовыраженной артикуляции (недостаточное загибание кончика языка вверх, тремор языка и др.);

— наличие просодических расстройств;

— наличие синкинезии (например, движения пальцев рук, которые возникают при движениях языком);

— замедленность темпа артикуляций;

— трудность удержания артикуляции;

— трудность в переключении артикуляций;

— устойчивость нарушений произношения звуков и затруднение автоматизации поставленных звуков.

Также правильный диагноз помогают установить функциональные пробы. Например, логопед просит ребенка открыть рот и высунуть язык, который следует удерживать неподвижно посередине. Одновременно с этим ребенку показывают передвигаемый в боковом направлении предмет, за которыми ему нужно следить. О наличии дизартрии при этой пробе свидетельствует движение языка в сторону, в которую двигаются глаза.

При обследовании ребенка на наличие дизартрии необходимо особое внимание уделять состоянию артикуляции в покое, при движениях мимики и общих движениях, в основном артикуляционных. Необходимо обратить внимание на объем движений, их темп и плавность переключения, соразмерность и точность, наличие оральных синкинезий и др.

Дизартрия лечение

Основная направленность лечения дизартрии – это развитие у ребенка нормальной речи, которая будет понятна окружающим, не будет препятствовать общению и дальнейшему обучению элементарным навыкам письма и чтения.

Коррекция и терапия при дизартрии должны быть комплексными. Кроме постоянной логопедической работы требуется также и медикаментозное лечение, назначенное невропатологом, и ЛФК. Терапевтическая работа должна быть направлена на лечение трех основных синдромов: расстройства артикуляции и речевого дыхания, нарушения голоса.

Медикаментозная терапия дизартрии подразумевает под собой назначение ноотропов (например, Глицин, Энцефабол). Их положительный эффект основан на том, что они специфически воздействуют на высшие функции мозга, стимулируют умственную деятельность, улучшают процессы обучения, интеллектуальную деятельность и память детей.

Лечебная физкультура заключается в проведении регулярной специальной гимнастики, действие которой направлено на укрепление мышц лица.

Хорошо зарекомендовал себя массаж при дизартрии, который обязательно нужно делать регулярно и ежедневно. В принципе массаж – это первое с чего начинается лечение дизартрии. Он заключается в поглаживании и легком пощипывании мышц щек, губ и нижней челюсти, сближении пальцами губ в горизонтально и вертикальном направлении, массировании подушечками указательного и среднего пальцев мягкого неба, не более двух минут, при этом движения должны быть вперед и назад. Массаж при дизартрии нужен для нормализации тонуса мышц, которые принимают участие в артикуляции, снижения проявления парезов и гиперкинезов, активирования плохо работающих мышц, стимулирования формирования зон головного мозга, отвечающих за речь. Первый массаж должен занимать по времени не более двух минут, затем постепенно следует увеличивать время массажа, пока он не достигнет 15 минут.

Также для лечения дизартрии необходимо натренировать дыхательную систему ребенка. С этой целью достаточно часто применяют упражнения, разработанные А. Стрельниковой. Они заключаются в резких вдохах при наклонах и выдохах при выпрямлении.

Хороший эффект наблюдается при самостоятельных занятиях. Они заключаются в том, что ребенок стоит перед зеркалом и тренируется воспроизводить такие движения языка и губ, какие он видел при разговоре с другими. Приемы гимнастики для улучшения речи: открыть и закрыть рот, вытянуть губы как бы «хоботком», удержать рот в открытом положении, затем в полуоткрытом. Нужно попросить ребенка зажать в зубах марлевую повязку и попытаться выдернуть эту повязку у него изо рта. Также можно использовать леденец на полочке, который ребенок должен удерживать во рту, а взрослому нужно его достать. Чем меньшим размером будет леденец, тем труднее будет ребенку его удерживать.

Робота логопеда при дизартрии заключается в автоматизации и постановке произношения звуков. Начинать нужно с простых звуков, постепенно переходя к трудным для артикуляции звукам.

Также немаловажным в лечебно-коррекционной работе дизартрии является развитие мелкой и крупной моторики рук, тесно связанной с функциями речи. С этой целью обычно используют пальчиковую гимнастику, собирание различных пазлов и конструкторов, сортировку небольших предметов и их перебирание.

Исход дизартрии всегда неоднозначен вследствие того, что заболевание вызвано необратимыми нарушениями в работе центральной нервной системы и головного мозга.

Коррекция дизартрии

Коррекционную работу для преодоления дизартрии необходимо проводить регулярно наряду с приемом медикаментозного лечения и реабилитационной терапии (например, лечено-профилактическими упражнениями, лечебными ваннами, гирудотерапией, иглоукалыванием и др.), которая назначается невропатологом. Хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы коррекции, такие как: дельфинотерапия, изотерапия, сенсорная терапия, пескотерапия и др.

Коррекционные занятия, проводимые логопедом, подразумевают под собой: развитие моторики речевого аппарата и мелкой моторики, голоса, формирование речевого и физиологического дыхания, коррекция неверного звукопроизношения и закрепление поставленных звуков, работу над формированием речевой коммуникации и выразительностью речи.

Содержание и способы коррекционной работы различаются в зависимости от тяжести и формы дизартрии, степени речевого развития.

Выделяют основные этапы коррекционной работы. Первый этап занятия – это массаж, при помощи которого развивается мышечный тонус речевого аппарата. Следующим этапом является проведение упражнения для формирования правильной артикуляции, с целью последующего правильного произношения звуков ребенком, для постановки звуков. Затем проводится работа по автоматизации при звукопроизношении. Последним этапом является обучение правильному произношению слов с использованием уже поставленных звуков.

Немаловажным для положительного исхода дизартрии является психологическая поддержка ребенка близкими людьми. Для родителей очень важно научиться хвалить детей при любых его, даже самых крохотных достижениях. У ребенка необходимо сформировать положительный стимул для самостоятельных занятий и уверенность в том, что он все сможет. Если у ребенка не наблюдается совсем никаких достижений, то следует выбрать несколько вещей, которые у него лучше всего получаются и хвалить его за них. Ребенок должен чувствовать, что его любят всегда, вне зависимости от его побед или проигрышей, со всеми его недостатками.