Е благинина обедать

«Стихи Е. Благининой». Занятие со старшими дошкольниками (ознакомление с художественной литературой)

Наталья Вострикова
«Стихи Е. Благининой». Занятие со старшими дошкольниками (ознакомление с художественной литературой)

Цель. Познакомить с творчеством поэта; учить внимательно слушать воспитателя; развивать речь.

Материал. Фломастеры, бумага для рисования — для каждого ребенка.

Примечание. К этому занятию педагог заранее разучивает с детьми скороговорки и несколько стихотворений, автор которых Е. А. Благинина.

Воспитатель. Мы с вами много читаем стихов, заучиваем их наизусть. Кто назовет свое любимое стихотворение и скажет, кто его написал? (Ответы.)

Перечислили имена многих поэтов. И Александра Сергеевича Пушкина, и Корнея Ивановича Чуковского, и Самуила Яковлевича Маршака. Но среди них я не услышала имени Елены Александровны Благининой. А мне кажется, что некоторые ее стихотворения, как это:

Мы варили

Суп, суп

Из перловых

Круп, круп.

Получилась каша,

— То-то горе наше! — вы знаете. Эти стихи помнят, к наверное, и ваши мамы и бабушки. И мы с вами читали — помните, про девочку Аленушку? Кто прочтет?

Ребенок. Тяжела дорога от печки до порога!

Тяжела дорога

От печки до порога!

От порога до стола

Тоже очень тяжела.

Топ-топ, топ-топ,

Покачнулась — шлеп!

А сидит не плачет:

Не ушиблась, значит?

Воспитатель. А вы скажите, почему так тяжело дойти Аленушке от печки до порога? (Ответы.) Верно, Аленушка только-только учится ходить, она ведь еще маленькая.

У Елены Александровны очень много книжек, адресованных детям. Среди них и стихи, и сказки, и игры, и считалки, и скороговорки. Знаете, что такое скороговорка? (Ответы.) Да, это стихи, которые надо быстро произносить. Попробуем вторить вместе этот стишок: Простокваши дали Клаше

— Недовольна Клаша:

-Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши

Нашей Клаше каши.

— Не хочу я просто каши,

Так — без простокваши.

Дали вместе с простоквашей

Кашу Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела — встала,

Спасибо сказала.

Получается? Попробуем быстрее! Не так-то это просто. (Повторное чтение скороговорки.)

Говорят, Елена Александровна Благинина была очень веселой, собирала гостей, сочиняла в их присутствии, с ходу смешные пословицы и стишки. Сам Корней Иванович Чуковский очень любил ее слушать. А какие удивительные слова встречаются в ее стихах! Вот послушайте (называет имя девочки-чтеца).

Девочка.

Прилетел журавушка

На старые места:

Травушка-муравушка

Густым-густа!

Ивушка над заводью

Грустным-грустна!

А водица в заводи

Чистым-чиста!

А заря над ивушкой

Ясным-ясна!

Весело журавушке:

Весным-весна!

Красивое стихотворение? О чем оно? (Ответы.) Все слова вам в этом стихотворении понятны? Кто такой журавушка? (Ответы.) А заводь что означает? (Ответы.) Да, такое тихое озерцо. Скажите, когда прилетают к нам журавли? и откуда? (Ответы.) Совершенно верно, из теплых стран на старое место. Так вот и вернулся журавль на старое место, где все по-прежнему: и ивушка, и водица, и заря ясная.

А как это понять: «весело журавушке: весным-весна»? (Ответы.) Это слово, «весным-весна», придумала Елена Александровна, и оно, наверное, означает, что кругом, куда ни взгляни, весна, все цветет, зеленеет и радуется.

Весным-весну все любят, все радуются, когда она приходит. А зиму вы любите? (Ответы.) А за что? (Ответы.) Да, зимой мы встречаем Новый год, украшаем елку. Любите наряжать елку? развешивать игрушки? (Ответы.) У Елены Александровны есть стихотворение про девочку, которая очень любила разглядывать новогоднюю елку и старалась сделать так, чтобы все игрушки на ней чувствовали себя хорошо. Непонятно? Сейчас узнаете. Стихотворение называется «Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе».

Слушайте. (Называет имена детей, кто будет читать стихотворение.)

Первая девочка.

Люблю я у елки

Одна посидеть.

Люблю я как следует

Все разглядеть:

Какие игрушки,

Не скучно ли им

Иль кто недоволен

Соседом своим.

Вот рядом с Морозом

Висит стрекоза.

А с волком зубастым,

Смотрите, — коза.

Я думаю, холодно

Тут стрекозе

И очень уж страшно Бедняге-козе.

Воспитатель. Почему стрекозе должно быть холодно? (Ответы.) Конечно, она же летает только жарким летом, и Дед Мороз ее может ненароком застудить. А почему козе страшно рядом с волком? (Ответы.) Все понятно! Он ее вот-вот съест. Что делает девочка дальше?

Вторая девочка.

Я рядом с Морозом

Повешу звезду,

А козочку эту

Сюда отведу.

Тут, кстати, цветочек

Расцвел золотой,

И солнышко светит.

Ну, козочка, стой!

А вот колокольчик.

Фарфоровый он.

К нему прикоснешься

Послышится звон.

А вот балерина,

А вот петушок.

С ним рядом — цыпленок,

Как желтый пушок.

Воспитатель. Тут все в порядке, все игрушки мирные: колокольчик, петушок с цыпленком, они друг друга не обидят. Девочка разглядывает елку дальше.

Третья девочка.

А это — хлопушка,

А это — флажок,

А это — пастух,

Он играет в рожок.

Постойте, козу

Я повешу сюда.

Коза и пастух –

Замечательно, да?

Вот шар полосатенький,

Это — медведь.

Вон птичка – она

Собирается петь.

А это — грибочек,

А это — луна,

А это — душистого сена копна.

Четвертая девочка.

Постойте, козу

Я повешу сюда.

Коза у копны –

Замечательно, да?

Но жалобно вдруг

Закричала коза.

Гляжу — из-за сена

Сверкают глаза.

Смеюсь до упаду:

Вот это дела!

Козу-то я к волку

Опять привела!

Я, стало быть, елку

Кругом обошла.

Воспитатель. Вот так! Значит вдоль елки, разглядывала игру, вешала козу все дальше и волка. и в конце концов пришла место, с которого начала. Почему? Да, так всегда бывает, по кругу.

А давайте нарисуем елочную игрушку и повесим на нашу Новогоднюю елку в группе.