Фитбол для ДЦП

Польза фитбола для грудничка

Фитбол был изобретен в Швейцарии еще в 50-х годах прошлого века врачом-физиологом Сюзан Кляйн-Фогельбах. Она использовала его для своих пациентов с травмами и заболеваниями позвоночника. Как оказалось, чудо-мяч отлично справлялся и с проблемами в работе центральной нервной системы.

В наше время этот надувной мячик стал отличным тренажером, который мягко воздействует на мышечную и костную систему человека. Его используют очень широко как в лечебных целях, так и для занятий спортом.

Вы готовитесь стать мамой или недавно родили чудного малыша? Обязательно вместе с манежем, коляской и детскими вещичками приобретите гимнастический мяч. Заниматься с ребенком с его помощью можно практически с рождения. В чем же польза и каковы достоинства этой гимнастики?

Занятия на фитболе с грудничком позволят:

  • расслабить мышцы и снять их тонус. Детки после рождения имеют повышенное напряжение мышц, это обусловлено позой эмбриона еще в утробе. Наверняка вы замечали сжатые кулачки и согнутые ножки, дрожащий подбородок при плаче? К трем месяцам тонус практически исчезает, нервная система приспосабливается к условиям вне маминого животика. Но мы в силах помочь малышу адаптироваться гораздо быстрее;
  • укрепить и развить мышцы. Ножки и ручки, спинка и пресс должны начать работать как можно раньше. Позвоночник станет гибким, младенец уверенно будет удерживать головку. Опорно-двигательный аппарат окрепнет, и малыш раньше времени сможет сидеть, ползать, ходить. Крепкие мышцы спины обеспечат хорошую осанку;
  • улучшить пищеварительные процессы. Давление на животик расслабляюще действуют на желудок и кишечник, вашего ребенка не будут мучить газы, колики и запоры. Занятия на мяче массажирует внутренние органы. Увеличивается кровообращение, а значит, все будет работать как часики;
  • развить координацию движений. Тренировка вестибулярного аппарата позволит ориентироваться в пространстве и не терять равновесие. Ребенка в будущем не будет укачивать в транспорте.

Ранние занятия на фитболе укрепят нервную систему и станут прекрасной профилактикой различных заболеваний. А в комплексе с массажем, закаливанием, плаваньем вырастет здоровый и активный малыш.

Правила выбора мяча

Вы решили приобрести мяч для занятий с грудничком? Не знаете, какой выбрать? Здесь нет ничего сложного. Ориентируйтесь на то, что ребенок быстро развивается и с возрастом «перерастет» маленький мячик. Чтобы не покупать новый, выбирайте сразу большой диаметром 75 сантиметров, и вы сможете заниматься на фитболе всей семьей.

У мяча могут быть ручки или рожки – это оптимальный вариант для занятий с ребенком. Во-первых, они создают своеобразный упор, и малыш не соскользнет с мяча на пол. Во-вторых, за эти ручки он в один прекрасный момент схватится, а хватательный рефлекс очень важен для полноценного развития.

Мяч может быть гладким или иметь рифленую поверхность. Пупырышки более эффективно массажируют, но не должны сильно выступать. Проследите при покупке, чтобы не было деформаций и грубых швов, способных натереть кожу. Нипель для насоса не должен выходить на поверхность.

Особое внимание обратите на запах. Гимнастический мяч должен быть выполнен из качественной резины и не пахнуть. Не забывайте, что дети до года познают мир на вкус. Не минует это и фитбол, поэтому он должен быть гипоаллергенный, изготовлен из безопасных материалов.

Хороший мяч выдерживает вес до 300 кг, имеет приглушенный цвет, не взрывается при повреждениях, а тихо сдувается. Покупайте его только в специализированных спортивных магазинах. Выбирая мячик для младенца, вы делаете подарок всей семье.

Основные упражнения

Для занятий на гимнастическом мяче существует множество упражнений и видеоинструкций в интернете. Осваивайте их постепенно. Выберите те, которые понравятся вам и вашему малышу. Многие из них станут любимыми и будут доставлять море радости и удовольствия. Через некоторое время вы вместе сможете придумывать упражнения для тренировки. Дерзайте, и все у вас получится!

Для детей младше 3 месяцев

Первые упражнения на мяче для грудничков заключаются в легких покачиваниях вперед-назад, влево-вправо. Сначала ребенок лежит на спине, позже, после заживления пупка, его можно укладывать и на животик. Обращайте внимание, чтобы головка не запрокидывалась, когда малыш лежит на спинке. Не держите за кисти и стопы – они очень хрупкие и их можно повредить при неловком движении.

  1. «Люлька» – многие мамы используют фитбол в качестве колыбели, укачивая малыша.
  2. «Пружинка» – придерживая ножки легко нажимайте на попку, заставляя мяч пружинить вверх-вниз.
  3. «Футбол» – ребенок лежит на спине на твердой поверхности, например, на диване. Подносите мяч к ножкам, малыш будет толкать его от себя. Прекрасная тренировка ног для юных футболистов.
  4. «Вокруг света» – медленно поворачивайте мяч с ребенком по и против часовой стрелки.
  5. «Попрыгунчик» – одно из самых любимых упражнений для детей, уверенно держащих головку. Возьмите ребенка подмышки и поставьте ножками на мяч. Тут же ноги пойдут в «пляс», вызывая смех и радость.

Во время занятий ласково разговаривайте с крохой или включите спокойную музыку.

Для детей 3-6 месяцев

Комплекс упражнений для деток до полугода усложняется и становится более разнообразным. Это связано с тем, что ребенок уже уверенно держит голову, опирается на предплечья, может держаться за ручку мяча. Он осмысленно занимается и даже может показать, какие упражнения ему по душе.

С этого возраста можно не придерживать малыша за спинку или животик, можно ограничиться голенями и предплечьями.

  1. «Тачка» – уложите кроху на живот, крепко возьмитесь за голеностопы и толкайте мячик вперед-назад, как тачку или коляску.
  2. «Рыбалка» – ребенок на животе, мама держит его за ножки. Наклоняем так, чтобы ручками малыш смог подобрать игрушку с пола. Можно «наловить рыбки» много и получить удовольствие.
  3. «Качаем пресс» – грудничок лежит на спинке. Придерживая за предплечья, медленно поднимаем малыша до состояния сидя, так же аккуратно возвращаемся в исходное положение.
  4. «Самолет» – из положения на животе переворачиваем на бочок, держась за предплечье и голень. Массируем бок с помощью движений вперед-назад. Повторяем с другой стороной.

Для детей старше 6 месяцев

К комплексу упражнений можно добавить еще более сложные.

  1. «Закатушки» – поставьте малыша с противоположной стороны мяча и потяните его за ручки, чтобы он закатился на мячик. Теперь толкайте его от себя до исходного положения.
  2. «Перетягивание каната» – это упражнение нужно выполнять с помощью второго взрослого. Положите ребенка на мяч на живот. Катайте его, держа за предплечья и голени так, чтобы на поверхности мяча были только ручки или ножки, а спинка зависала в воздухе. Это прекрасно укрепляет спинные мышцы и делает позвоночник сильным и гибким.
  3. «Пружиним сидя» – усадите ребенка на фитбол и покажите ему, как пружинящими движениями малыш может подпрыгивать. Это хорошее упражнение для пресса.
  4. «Равновесие» – посадите малыша на мяч и добейтесь устойчивого положения, придерживая за корпус. После этого опустите руки на коленки. Ребенок будет балансировать, чтобы сохранить равновесие.

Когда ребенок научится ходить и стоять, покажите, как приятно хлопать по поверхности мяча ладошками и толкать его ручками.

Для мамы и ребенка

Заниматься на фитболе может и мама, причем вместе с малышом. Ведь женщине необходимо восстановить форму после родов, а щадящие упражнения на мяче позволят это сделать быстро, не подвергая себя повышенным физическим нагрузкам.

Сядьте на мяч, держа ребенка на руках и мягко пружиньте вверх-вниз. Это упражнение хорошо напрягает область ягодиц и бедер, расслабляет позвоночник. Малыш в это время засыпает – отличный способ укачивания, ведь в обычном положении сильно устают руки и напрягается спина.

При кормлении грудью можно поставить ступни на мяч и отдохнуть, здоровое кровообращение в ногах и расслабление, что еще нужно?

Пока малыш спит, мама с удовольствием может повторить упражнения грудничка, покачиваясь на животе или спине. Вот так незаметно и приятно фигура вернет былую упругость.

Имеются ли противопоказания к занятиям

Конечно же имеются не только показания к занятиям, но и противопоказания.

  1. Не спешите, все должно быть вовремя. Не начинайте занятия, выкладывая ребенка на животик, если пупочная ранка не зажила полностью. Комплекс упражнений выполняйте по возрасту. Ведь опорно-двигательный аппарат должен окрепнуть.
  2. Если ребенок заболел, простыл или просто не в настроении – не следует заниматься.
  3. При неврологических проблемах или заболеваниях опорной системы занятия должны проводиться под наблюдением специалиста хотя бы первое время. Комплекс упражнений выполняет лечебные функции, поэтому должен быть составлен индивидуально.

Совместные занятия помогают родителям и детям стать еще ближе эмоционально друг к другу. Гимнастика превращается в веселую игру, приносящую радость и удовольствие маме и крохе. Обязательно подключайте к веселой физкультуре папу.

После занятий малыш хорошо кушает и крепко спит, ведь он тоже трудился. Совмещайте полезное с приятным, и вы увидите, как ваш малыш окрепнет на глазах. Фитбол для грудничков – это «круто»!

>
Образовательный портал

Методическая разработка

Методика занятий фитбол-гимнастикой

Сабитова Танзилия Карамовна

Фитбол — гимнастика выполняется на больших упругих мячах. Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. Так, например от 6 до 10 лет-55см, для учащихся имеющих рост от 150 до 165см, диаметр мяча должен составлять 65см, а для занимающихся, имеющих рост от 170 до 190-75см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нём угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90 градусов. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создаёт дополнительную нагрузку на связки при выполнении упражнений сидя на мяче.

Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует улучшению кровообращения и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшает функции сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышает скорость обмена веществ и интенсивность процессов пищеварения, защитные силы, сопротивляемость организма.

Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с лечением верховой ездой.

При оптимальной и систематической нагрузке создаёт сильный мышечный корсет, улучшает функции внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

  1. Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное

Взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90 градусам, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг друга. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности -главным условиям сохранения правильной осанки.

  1. Необходимо и правильно использовать страховку, самостраховку

и помощь для профилактики травматизма. Кроме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. На занятия одеть удобную одежду и не скользкую обувь.

  1. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных

положений, постепенно переходя к более сложным.

  1. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять

дискомфорт.

  1. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и

поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно- двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.

  1. При выполнении упражнений лёжа на мяче не задерживать

дыхание, особенно это касается исходного положения, лёжа на животе, на мяче, так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.

  1. При выполнении упражнений лёжа на спине на мяче и лёжа на

груди на мяче голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

  1. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  2. При выполнении упражнений лёжа на животе на мяче с упором

руками на пол ладони должны быть параллельны друг к другу и располагаться на ширине плечевых суставов.

10. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на

растягивание и расслабление.

11. На каждом занятии стремиться к созданию положительного

эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Важна также эстетика выполнения упражнений.

12. Каждое упражнение повторять, начиная 3-4 раз, постепенно

увеличивая до 6-8 раз. Упражнения выполнять, исходя из принципа рассеивания нагрузки, в разных исходных положениях на разные группы мышц. В конце занятия используются упражнения для восстановления дыхания и расслабления.

Фитбол – гимнастика позволяет решать следующие задачи:

— развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);

— обучение основным двигательным действиям;

— развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

— укрепление мышечного корсета, создание навыков правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;

-улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной

систем;

— нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

— улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

— улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

— стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной

чувствительности;

— развитие мелкой моторики и речи;

-адаптация организма к физической нагрузке.

Использование фитбол-гимнастики в профилактике, лечении и коррекции различных заболеваний и деформаций позволяет разнообразить занятия,

вносить эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению занимающихся в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий. При ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исходных положениях в зависимости от поставленных задач. Занятия дают положительные результаты.

Примерный комплекс №1

специальных физических упражнений с фитболом.

№п/п

Дозировка

Методические рекомендации

И.п.лёжа на животе на фитболе, и лёжа на спине с вращением мяча в различных плоскостях.

15 – 20 сек.

Уменьшает силу земного притяжения, обладает антигравитационным эффектом, который позволяет ребёнку поднять голову и плечи.

И.п.лёжа на животе на фитболе,

прогнуться в грудном отделе и поднять ноги.

сек

Способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и подниманию нижних конечностей.

И.п. лёжа на спине на фитболе,

Поворот налево, поворот направо.

сек

Способствуют растягиванию большой грудной мышцы и укреплению прямой и косых мышц живота.

И.п.стоя на четвереньках с фитболом под грудью, руки в упоре на пол,

перекат вперёд-назад.

сек.

Укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса, тренирует равновесие и координацию движений.

И.п. сидя на фитболе, держать равновесие, руки произвольно.

сек

Способствует выработки навыка правильной осанки, спину и голову держать прямо.

И.п.лёжа на животе на фитболе, с прокатыванием мяча вперёд и назад.

сек

Способствует координации рук и ног

И.п.лёжа на животе на фитболе,

переход перекатом в положении лёжа на спине

сек

Способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и коррекция координации.

И.п.лёжа на спине, ноги на фитболе,

поднять правую ногу вверх, затем левую

раз каждой ногой

Выработка силы мышц брюшного пресса.

И.п.стоя у фитбола, правой рукой фиксировать его, левой рукой подтянуть пятку к ягодице, сгибая ногу в коленном суставе.

раз каждой ногой

развитие координации равновесие.

И.п. лёжа грудью на фитболе, правая рука в упоре на полу, левая подтягивает пятку к ягодице.

раз каждой ногой

развитие координации равновесие.

И.п. стоя на одном колене, другая нога вытянута и отведена в сторону, руки на фитболе перед грудью, откатить фитбол от себя и вернуться в и.п.

раз

Укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса, тренирует равновесие и координацию движений.

И.п. сидя на полу ноги врозь, фитбол между ног, руки на фитболе, откатить фитбол от себя и вернуть в и.п.

раз

Способствует выработки навыка правильной осанки.

Методические рекомендации

В проведении занятий по лечебной физкультуре наиболее важным является для учителя знание результатов медицинского обследования и медико-психологической характеристики учащихся, отражающих индивидуальность каждого из них, зачисленных в группу лечебной физкультуры (приложение№1) .

Учитывая специфические особенности развития и имеющиеся физические нарушения детей рассматриваемой категории:

1. Изучать учащихся следует в процессе проведения занятий по лечебной физкультуре, провести тестирование в начале года (сентябрь) и конец года (апрель) приложение №. 4

2. Обязательным условием организации уроков по лечебной физкультуре является индивидуальный и дифференцированный подход к регулированию физической нагрузки и оценки потенциальной, личностной и функциональной возможности ребенка при усвоения программного материала.

3. В процессе занятий необходимо осуществлять педагогический

контроль за самочувствием занимающихся. В этом случае можно пользоваться рекомендациями рядов авторов (приложение№2,№3), где представлена характеристика проявления внешних признаков утомления.

4. Занятия по лечебной физкультуре должны быть эмоционально и эстетически насыщенными.

5. В процессе занятий необходимо, чтобы дети забыли о своих недугах. Почувствовали себя здоровыми, а занятия физическими упражнениями доставляли им радость, бодрость, эстетическое наслаждение.

Практическая деятельность учителя требует знания:

1. основного дефекта, его проявлений, качественного своеобразия и структуры.

2. сопутствующие заболевания и вторичные отклонения.

3. медицинские показания и противопоказания к тем или иным видам физических упражнений.

4. необходимо знать состояние сохранных функций, особенности психомоторики с учетом возраста.

5. основного вида деятельности, характерного для каждого возрастного периода.

Эти сведения необходимы учителю, чтобы:

1. Не навредить.

2. Выявить потенциальные личностные и функциональные возможности ребенка.

3. Определить оптимальный путь коррекции развития занимающихся.

Методика фитбол-гимнастики для детей с детским церебральным параличом

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

При детских церебральных параличах одним из нарушений физических качеств является нарушение координации движений, т.е. нарушена способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей. Нарушение координационных движений проявляется в неточности, несоразмерности конечностей (прежде всего рук). Дети не могут точно захватить предмет, наблюдается тремор. Возникают трудности в манипулятивной деятельности.

Для развития координационных способностей у детей с церебральным параличом, применяют упражнения для рук и ног, которые выполняются на месте и в движении, с открытыми и закрытыми глазами, с изменением темпа и ритма выполнения. Вначале выполняются более простые упражнения в медленном темпе, с малым числом повторений. Постепенно упражнения усложняются, ритм их выполнения ускоряется. Упражнения проводятся как на месте, так и в движении.

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы:

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей. Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.

2.2.1. Методические особенности урока по адаптивному физическому воспитанию, с использованием методики фитбол-гимнастики.

Фитбол-гимнастика выполняется на больших упругих мячах. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х гг. XX столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн Фогельбах в Базеле для больных ДЦП. Фитболы изготавливаются из высокопрочного материала ледрапластика. Этот материал использует с 1963 г. Аквелино Касани (владелец небольшого семейного предприятия на севере Италии внедрил в производство новую технологию изготовления особо прочных мячей большого диаметра). В течение последующих 38 лет продукция фирмы «Ледрапластик» пополнилась такими изделиями, как физио-роллы (два соединенных между собой мяча, образующих устойчивый овальный ролл), мячи-стулья (мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками (хопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи и др. В технологии изготовления этих мячей учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, анти- статические свойства, максимальная травмобезопасность, так как в случае механического повреждения мяч не лопнет, а будет медленно сдуваться.

Выдерживает фитбол вес более 300 кг, позволяя заниматься людям любого возраста и комплекции. Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. Так, например, для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть равен 45 см., от 6 до 10 лет-55 см., для детей, имеющих рост от 150 до 165 см., диаметр мяча должен составлять 65 см., для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см — 75 см.

Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создает дополнительную нагрузку на связки при выполнении упражнений сидя на мяче. Накачать фитбол можно велосипедным или автомобильным насосом.

Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшается функция сердечно — сосудистой системы, внешнего дыхания, повышается скорость обмена веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные силы и сопротивляемость организма. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с райт терапией (лечением верховой ездой), о положительном воздействии которой на здоровье писал еще Гиппократ.

При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Условия выполнения упражнений на мяче гораздо тяжелее, чем на жесткой устойчивой опоре (на полу), так как упражнения выполняются в постоянной балансировке, и, для того чтобы не упасть, необходимо совмещать центр тяжести тела с центром мяча. Усложненные условия работы позволяют получить быстрые результаты за короткое время. Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, а естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника. Кроме оздоровительного, несомненно, также воспитательное, педагогическое и психологическое воздействие фитбола на организм занимающегося.

Прежде чем приступить к занятиям, следует ознакомиться с некоторыми методическими рекомендациями.

1. Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90°, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности — главным условиям сохранения правильной осанки.

2. Необходимо правильно и своевременно использовать страховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Кроме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. На занятия одевать удобную одежду и нескользкую обувь.

3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

4. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

5. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.

6. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание, особенно это касается исходного положения лежа на животе на мяче, так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.

7. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и лежа на груди на мяче голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

8. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

9. При выполнении упражнений лежа на животе на мяче с упором руками на полу ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов.

10. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление.

11. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Важна также эстетика выполнения упражнений.

12. Занятия на фитболе могут проводиться через день или два раза в неделю. Продолжительность занятий для детей до 5 лет 15-20 мин, 6-7 лет — 25-30 мин, в более старшем возрасте — до 40-45 мин.

13. Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, постепенно увеличивая до 6 — 8 повторений. Упражнения выполнять, исходя из принципа рассеивания нагрузки, в разных исходных положениях на разные группы мышц. В конце занятия используются упражнения для восстановления дыхания и расслабления.

Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи:

— развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);

— обучение основным двигательным действиям;

— развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

— укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;

— улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

— нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно- психического развития; — улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

— улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;

— стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;

— развитие мелкой моторики и речи;

— адаптация организма к физической нагрузке.

Использование фитбол-гимнастики в профилактике, лечении и коррекции различных заболеваний и деформаций позволяет разнообразить занятия, вносить эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению занимающегося в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий.

При ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исходных положениях в зависимости от поставленных задач.

Упражнения на фитболе лежа на животе и лежа на спине с вращением мяча в различных плоскостях уменьшают силу земного притяжения, обладая антигравитационным эффектом, который позволяет ребенку поднять от опоры голову и плечи. Покачивание и вибрация на фитболе снижают патологический мышечный тонус и уменьшают гиперкинезы.

Упражнения в исходном положении лежа на животе на фитболе с паравертебральной стимуляцией разгибателей спины и большой ягодичной мышцы способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и подниманию нижних конечностей.

Упражнения в исходном положении лежа на спине на фитболе способствуют растягиванию спастичной большой грудной мышцы и укреплению прямой и косых мышц живота.

Упражнения стоя на четвереньках с фитболом под грудью вырабатывают опороспособность на верхние и нижние конечности, тренируют равновесие и координацию движений, укрепляют мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса.

Упражнения сидя на фитболе способствуют выработке навыка правильной осанки, формируют оптимальное взаиморасположение головки бедренной кости и вертлужной впадины, уменьшают спастичность приводящих мышц бедер.

Для тренировки опороспособности рук и ног используются упражнения лежа на животе на фитболе с прокатыванием мяча вперед и назад.

Фитбол-гимнастика в практике АФК дает положительные результаты и может эффективно применяться у детей с церебральным параличом. Тем же эффектом, но большей устойчивостью обладают двойные фитболы — физиороллы и цилиндрические мягкие модули, широко используемые в практике дошкольных учреждений, школ и реабилитационных центров города.

Общие правила занятий на фитболе для детей:

— не забывайте придерживать малыша, чтобы он случайно не упал и не ударился

— выбирайте более просторные места, подальше от углов и опасных мест столкновений

— обязательно проветривайте заранее помещение

— делайте каждое из упражнений не более, чем 4-5 минут по 5-10 раз максимум, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес.

2.3. Медико-педагогический контроль.

Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при ДЦП Оценка эффективности занятий АФК может складываться из различных параметров. Это может быть текущая оценка внешних признаков утомления занимающихся, оценка функционального состояния организма детей по физиологической кривой, хронометрирование с оценкой плотности проведенного занятия. Так как оценка производится врачом совместно с педагогом, этот метод оценки называется врачебно-педагогическим наблюдением (ВПН).

При церебральном параличе необходимо ввести специфические методы оценки, отслеживающие антропометрические, функциональные и физиометрические показатели. В связи с преимущественным при ДЦП поражением двигательной системы, необходимо оценить в динамике состояние мышц — силы, тонуса, амплитуды движений в суставах, состояние позвоночника, стоп, двигательные умения и навыки, действие патологических синергии и тонических рефлексов, оценить навыки самообслуживания, бытовые и профессиональные умения. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата должна проводиться совместно с оценкой деятельности ребенка педагогом, психологом, логопедом.

Функциональный контроль при детских церебральных параличах

В последние десятилетия во многих странах мира, в том числе и в России, наблюдается рост заболеваемости детским церебральным параличом (ДЦП), являющимся одним из наиболее частых инвалидизирующих заболеваний ортопедо-неврологического профиля.

Многочисленные методики восстановительного лечения, применяемые на ранних этапах реабилитационного процесса, а также в период сформировавшегося патологического двигательного стереотипа, позволяют добиться значительного улучшения состояния больных. Основополагающими являются методы лечения, предложенные Б. и К. Боботами, С. А. Бортфельд, К. А. Семеновой и др., основанные на применении средств физической терапии. В связи с расширением методов лечения, развитием адаптивной физической культуры, физической реабилитации и внедрением современных технологий лечения ДЦП в практическую деятельность реабилитационных учреждений особую актуальность приобретают вопросы врачебного контроля, а также оценки эффективности проводимого лечения.

При ортопедо-неврологической патологии особенно важно соблюдение основных дидактических принципов организации системы реабилитационных мероприятий: своевременности, непрерывности, преемственности и комплексности лечения. При определении и выборе методов лечения необходимо иметь четкие представления об этиологии и патогенезе заболевания, механизмах влияния на звенья патологического процесса различных средств кинезотерапии, уметь объективно оценивать состояние больного на различных этапах реабилитации.