Игрушки для 5 месяцев

Содержание

Какие новые навыки появляются у ребенка в 5-6 месяцев?

Физическое развитие

К полугоду малыш может переворачиваться со спины на живот и обратно. Некоторые дети уже дети уже вовсю ползают, а некоторые только пытаются добраться до отдаленной игрушки. Появляются первые попытки сесть, малыш может приподняться, опираясь на одну руку, а второй играя предложенными игрушками.

Развитие мелкой моторики и координации

Ребенок начинает манипулировать предметами – брать игрушки, ощупывать их, перекладывать из одной руки в другую. Он уже отчетливо противопоставляет большой палец остальным пальцам кисти.

Развитие зрительного восприятия и внимания

Ребенок способен находить спрятанный предмет, узнает знакомые предметы, начинает отличать цвета и формы. Он изучает все, что находится вокруг него – игрушки, лица родителей, вещи, ощупывая и рассматривая все, до чего может дотянуться.

Развитие слуха и речи

Ребенок начинает слышать удаленные звуки, различать посторонние шумы, определяет источник звука. Малыш поворачивается на свое имя, ищет глазами знакомый предмет при вопросе взрослого, где тот находится, повторяет за родителями некоторые слоги и звуки.

Семь игр для малыша в 5-6 месяцев

Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?

«Ползем за игрушкой»

Цель игры: стимулировать малыша ползать

Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.

Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.

«Маленький футболист»

Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка

Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.

«Воздушный шарик»

Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным

Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки. Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными. Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.

«Перекладываем мячик»

Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую

Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.

При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.

«Где картинка?»

Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)

Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».

Время от времени меняйте изображения на коробке.

«Сорока-белобока»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.

Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.

Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.

«Ладушки»

Цель игры: повторение отдельных слогов

Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:

— Ладушки, вы – ладушки
Где были?
— У бабушки!…

Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.

Какая вы мама? Узнать

Екатерина Кушнир

Что умеет ребенок в 5 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Во время игры с переворотами ребенка приговаривайте ритмично русскую потешку, например:

«Катилася торба с великого горба.
В этой торбе хлеб, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?»

Как тренировать равновесие у пятимесячного ребенка?

Для освоения поворотов тела, а в дальнейшем для овладения ползанием, очень важно научить малыша удерживать равновесие. Для того, чтобы тренировать равновесие у ребенка есть специальные упражнения. Вот упражнения из книги Ю.А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста». Очень советую всем мамам эту книгу!

Вариант 1. Сядьте на коврик. Положите малыша на животик вдоль своей ноги. Наденьте на носок ноги куклу бибабо. Малыш ей заинтересуется. Покачивайте ногу и малыша из стороны в сторону, побуждая его переносить вес тела. Малыш будет наблюдать за покачивающейся куклой бибабо и одновременно стараться удержать равновесие тела.

Вариант 2. Сделайте это же упражнение, положив малыша на надувное бревно. Играя, читайте потешку:

«Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня (имя ребенка) на палочке,

А Дуня в тележке

Щелкает орешки».

2. Второе движение — подползание

В возрасте 5 месяцев ребенок учится подтягивать своё тело на руках – это называется «подползать» (еще не ползать!). Как понять, овладел ли малыш этим умением? Если малыш видит впереди себя яркую игрушку, то он, лежа на животе, опирается на ручки и пытается подтянуться поближе к игрушке. Это и есть подползание к игрушке или другому привлекательному предмету.

Что нужно сделать для развития подползания:

  • Обеспечить свободное место, чтобы ребенок мог свободно и без риска для жизни и здоровья поворачиваться и двигаться,
  • Скатать валик из одеяла (это будет опора для толчка) и приложить к стопам малыша. Насильно толкать ребенка не нужно! Нужно просто приложить валик к стопам и дать опору малышу, чуть-чуть подтолкнув его вперед, если в этом возникнет необходимость.
  • Упражнение 1. Когда малыш лежит на спинке, показать ему красивую яркую игрушку, позвенеть ей, привлечь внимание малыша. Затем показать эту игрушку чуть сбоку. Ребенок сделает поворот на бок, а затем на живот и подтянется к ней. Дайте малышу затем возможность поиграть с игрушкой, обследовать ее.
  • Упражнение 2. Когда ребенок лежит на животе, поставьте или положите перед ним интересную игрушку (например, неваляшку). Нужно поставить ее на расстоянии чуть большем, чем длина вытянутой руки малыша. Предмет можно класть не только прямо перед малышом, но и в разных направлениях от ребенка, например, чуть в стороне. Позвените игрушкой или раскачайте неваляшку, чтобы она стала издавать звуки. Малыш заинтересуется, подтянется на руках и подползет к игрушке. При необходимости подставьте под стопы ребенка свои ладони, чтобы создать упор. Можно подложить под стопы валик из одеяла.
  • Упражнение 3. Можно показать ребенку заводную игрушку, а потом пододвинуть ее на нужное расстояние к малышу (как в предыдущем упражнении). Малыш подтянется на руках и подползет к ней. Если есть необходимость, подставьте свою ладонь под стопу малыша как опору.

3. Третье движение — попытки сесть (попытки овладения сидением)

Ребенок на шестом месяце жизни пытается садиться. Но не надо его насильно усаживать! Это вредно для неокрепшего позвоночника малыша. Ребенок окончательно научится уверенно и длительно сидеть сам, примерно к 8-9 месяцам, когда его организм будет к этому готов. И спешить вперед здесь не нужно!

4. Четвертое движение — развитие координации «рука – нога»

В возрасте 5 месяцев важно развивать умение ребенка захватывать свои ноги. Подтяните ножку малыша к груди и помогите ему ее захватить. На ножки можно надеть браслетик, привязать колокольчик, ленточку, бантик, чтобы вызвать интерес малыша.

5. Развитие умения ровно и устойчиво стоять на твердой поверхности при поддержке под мышки

В овладении этим движением очень помогут упражнения, разработанные Ю.А.Разенковой.

Положите большой мяч в ноги малышу. Согните его ножки и потолкайте мяч ножками ребенка. При этом приговаривайте: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!». Затем возьмите ребенка под мышки вертикально и помогите ему делать движения, напоминающие прыжки: «Прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок!».

Развитие действий с предметами у ребенка в 5 месяцев

Пятимесячный ребенок может брать в свои ручки предмет из любого положения тела (на животе, на боку, на спине). Он обследует каждый предмет и прежде всего тянет его в рот. И даже если Вам это не нравится, ребенок всё равно будет это делать! Поэтому в возрасте 5 месяцев нужно тщательно следить за тем, чтобы игрушки соответствовали требованиям.

Игрушки для ребенка 5 месяцев: как выбрать и какие они должны быть

А) Очень важно покупать только качественные игрушки. Нужно, чтобы в изготовлении игрушки использовались только экологически безопасные красители! Любая игрушка должна иметь сертификат качества.

Б) Игрушки должны быть чистые, ведь малыш в 5 месяцев всегда их тянет в рот. Поэтому нужно их регулярно мыть.

В) Игрушки для ребенка в 5 месяцев быть размером не менее 5-6 см. Меньшие по размеру игрушки или детали игрушек всегда должны быть прочно прикреплены к большой детали или к ленточке (веревочке). С игрушками меньшего размера ребенок может играть только в присутствии мамы.

Г) Ребенку в 5 месяцев нужны игрушки и погремушки с РАЗНОЙ формой ручки для захватывания (это очень важно для развития движений руки), разного цвета и формы, из разных материалов. В чем здесь отличие с предыдущим месяцем жизни малыша? Если четырехмесячному малышу нужны были очень удобные ручки погремушек для захвата (он еще этому учился, осваивал первые движения) ,то для пятимесячного малыша уже нужны самые разные ручки погремушек – в виде палочки, булавы, петельки, кольца, гантельки, хвоста попугая или другого персонажа. Ведь ему нужно научиться делать самые разнообразные движения по захватыванию игрушки и в своих движениях учитывать ее форму.

Д) Будьте очень осторожны с использованием пуговиц в текстильных игрушках. Малыш может запросто их отгрызть и проглотить. В семье моей приятельницы именно в этом возрасте ее малыш умудрился проглотить 5 пуговиц с развивающей текстильной игрушки, сшитой мамой (к счастью, всё закончилось вполне благополучно и съеденные пуговицы просто вышли естественным путем). Лучше для пятимесячных малышей покупать игрушки с нарисованными деталями.

Е) В игрушках должны быть подвижные детали, которые будут удивлять малыша, стимулировать его к действиям с игрушкой. Такими интересными для ребенка элементами могут быть: пищалка (игрушка запищит, когда малыш нажмет на деталь игрушки), разный цвет шарика с разных сторон погремушки (побуждает вращать шарик), шнурок для подтягивания детальки игрушки (если потянешь за одну деталь, приходит в действие другая деталь) и другие.

Как проводить упражнение с подвижной игрушкой с ребенком в 5 месяцев?

Вам понадобится звучащая игрушка (или бубен, колокольчик, маленькая неваляшка).

  • Привяжите к игрушке цветную ленту шириной 3 см и длиной примерно 80см (обкрутите лентой игрушку несколько раз). На другой конец цветной ленты пришейте кольцо для захватывания игрушки.
  • Подвесьте игрушку. (Очень удобно подвешивать игрушки на специальную подставку над кроваткой, сделанную в форме буквы Г).
  • Кольцо положите рядом с ручкой малыша.
  • Малыш потянет за кольцо с лентой, и игрушка придет в движение и зазвучит. Малыш научиться видеть результат своих действий. Такие упражнения проводятся только в присутствии мамы.
  • Если малыш не хватает за кольцо, то сами вложите кольцо в его ручку и потяните за кольцо (рука малыша в Вашей руке). Малыш заинтересуется игрушкой, и в дальнейшем начнет сам пытаться вызвать звучание игрушки.

Как учить ребенка захватывать и перехватывать погремушки с разной формой ручки?

  • Положите малыша на спинку. Покажите погремушку (расстояние от глаз ребенка примерно 25 см). Берите погремушку за самый край, чтобы осталось место для захватывания им ручки.
  • Погремите игрушкой, и дайте возможность малышу ее перехватить. Дайте малышу поиграть этой игрушкой 1-2 минутки.
  • Затем покажите погремушку с другой ручкой (держите ее так же как держали первую, чтобы у малыша была возможность ее перехватить своей рукой). Дайте малышу перехватить игрушку и возможность поиграть с ней.
  • На следующий день предложите погремушки с другой формой ручки.

Для каждого вида ручки рука делает свой тип движения – петлеобразные действия или скользящие. Их можно выполнить рукой ребенка (рука в руке), если захватывание какой-либо игрушки вызывает у ребенка затруднения. Так Вы обучите малыша разным способам захватывания предметов с учетом их формы.

Ж) Важно, чтобы игрушки имели разную фактуру (шероховатый и гладкий, мягкий и твердый). Для этого нужно проследить чтобы игрушки были сделаны из разных материалов (резина, пластмасса, ткань, вязаные игрушки)

Как сделать игрушку для ребенка 5 месяцев своими руками?

Для игр с ребенком можно использовать подушечки, сделанные из ткани разной фактуры — шелк и шерсть, лен и флис, ситец и фланель, махровая ткань и бархат.

Как играть с ребенком с набором тактильных подушечек?

  • Сшейте набор двусторонних подушечек из ткани (например, с одной стороны – фланель, с другой – шелк). Подушечки должны быть разного цвета и с разными рисунками (однотонные без рисунка, в горошек, в полоску, в клеточку, с нарисованными цветочками и т.д.). Можно сделать несколько подушечек, а на них надевать футлярчики из разных тканей и их менять по мере надобности.
  • Положите ребенка на животик и покажите ему подушечку, дайте в руки, проведите его ладошкой по подушечке.
  • Потом переверните тактильную подушечку и дайте потрогать другую сторону.

В дальнейшем, когда малыш чуть подрастет, Вы сможете играть с ним в более сложные игры — искать пары подушечек – по фактуре, по цвету, по рисунку на ткани.

Можно делать и тактильные книжки с аппликацией с разной фактурой поверхности. Удобнее, когда такая текстильная книжка будет сборно-разборной и всегда можно будет достать из нее нужный квадратик с рисунком и дать малышу в руки. Об изготовлении книг для самых маленьких Вы можете узнать из статьи «Детская книжка своими руками».

Как играть с кусочками тканей, развивая мелкую моторику рук малыша?

Совсем не обязательно шить игрушки. Ребенку в 5 месяцев можно давать для игр не только подушечки, но и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Как часто менять игрушки для ребенка 5 месяцев?

Регулярно 2-3 раза в неделю для игр и упражнений с ребенком меняются игрушки, так как они быстро надоедают малышу, и он теряет к ним интерес. Поэтому удобно разделить все домашние игрушки на 3-4 набора и предлагать их ребенку по очереди.

Почему иногда малыш в 5 месяцев тянет руку к игрушке не по прямой, а петлеообразно, с отклонением от кратчайшего пути?

Хватание – это то движение, которому тоже надо учиться, как и речи или ходьбе. Движения малыша в 5 месяцев еще несовершенны. А если с ребенком специально не заниматься, то он будет хватать все предметы одним и тем же способом – прижимая пальцами к ладони. Поэтому для того, чтобы малыш научился уверенно захватывать предметы разными способами и их удерживать в своей ручке, ему нужна тренировка.

Упражнения для развития хватания начинают проводить с возраста в 3,5-4 месяца (подробнее см. статью «Развитие ребенка в 4 месяца»). До 4-5 месяцев малышу подвешивают на цветных лентах игрушки, удобные для захватывания с разными ручками (игрушки удобно прикреплять к стойке в форме буквы Г), Ребенок будет тянуться за игрушкой и упражняться в хватании.

К концу месяца малыша важно научить хватать игрушку из любого положения тела и удерживать ее крепко в своей руке. На основе хватания в дальнейшем формируются другие движения (например, ходьба с поддержкой за опору).

Развитие предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев

В 5 месяцев малыш радует нас разными звуками. А ближе к шести месяцам появляются четкие слоги – вавава, ммммааааа, бууууу и другие. Это лепет. Лепет – это упражнение артикуляционного аппарата ребенка, которое поможет ему в дальнейшем овладеть речью. Лепетом называются не отдельные звуки, а слоги (согласный плюс гласный звук): ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, которые малыш произносит цепочкой с разной силой звука и высотой тона.

Лепет наблюдается тогда, когда малыш здоров, спокоен, в хорошем самочувствии и готов к общению. Лепет нужно развивать и поощрять. Такая голосовая активность очень нужна малышу и свидетельствует о его здоровье и благополучии. Если же ребенок в этом возрасте только гукает и гулит, но не лепечет – значит, в его общении с мамой и другими близкими людьми что-то не так. Именно лепет больше чем все другие предречевые проявления ребенка активно подготавливает его к овладению речью. И именно лепету обычно малыша учит … взрослый! Да, да, ведь именно взрослый человек произносит ритмические слоги в колыбельных, прибаутках, потешках, пестушках, которые говорит малышу: «Три-та-та, ду-ду-ду» и другие.

Советы по развитию предпосылок речи у ребенка в 5 месяцев – профилактика речевых нарушений

  • Чтобы хорошо развивалась речь, важно все действия по уходу за малышом сопровождать своими словами, стишками, песенками. Коллекцию таких стихов и потешек для умывания, кормления, одевания, укладывания спать Вы найдете в статье «Стихи для новорожденных и самых маленьких».
  • Разговаривайте с малышом во время бытовых действий в спокойном темпе речи, называйте в это время предметы, их части, действия, признаки: «А сейчас вытрем Сашеньку. Возьмем полотенце. Наше полотенце большое. Вот какое полотенце! Теплое! Пушистое! Будем Сашеньку вытирать. Вытрем ручки. Где наши ручки? Вот ручки. А теперь вытрем ножки». Не важно, что малыш еще не говорит. Такие диалоги создают питательную среду для дальнейшего развития речи ребенка и оправдают затраченные на них Ваши усилия с лихвой уже в скором времени.
  • Очень важно как можно чаще использовать народные песенки и потешки, потому в них многократно повторяются те слоги, которые есть в лепете ребенка! Причем эти слоги (бу, ба, да, та, ти и другие), как правило, в потешках находятся в начале или в конце фразы, то есть в сильной позиции, и поэтому хорошо выделяются на слух ребенком из потока речи. А значит, развивают предпосылки речи у малыша и содействуют развитию его лепета.
  • С 5-6 месяцев можно играть с малышом его ручками в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Гули – голубочки» и другие народные игры для маленьких, делать его ручками движения «Вот какой я большой» (потянуть руки вверх) или «пока-пока» (помахать ручкой).
  • Называйте своего малыша по имени. Попробуйте однажды проверить, как реагирует малыш на свое имя. Отойдите от малыша так, чтобы он Вас не видел. И скажите любое имя (не имя ребенка) два раза. Затем через 10 секунд скажите два раза имя ребенка. Снова сделайте паузу. Потом после паузы – повторите другое имя. Малыш, узнав свое имя, радуется и поворачивается к маме.
  • Играйте в игру «Где?». В эту игру можно начать играть ближе к возрасту шести месяцев. Поставьте в комнате игрушку на ее постоянное место, чтобы малыш запомнил. Несколько раз в день спрашивайте: «Где часики тик-так?» И покажите на часы. Потом спросите о другом предмете: «Где киска кис-кис?» Постепенно малыш запомнит, где что находится и начнет поворачиваться в нужную сторону в ответ на Ваш вопрос.
  • Играйте в переклички с ребенком. Это базовая игра этого возраста, которая развивает лепет, а значит и органы артикуляционного аппарата и речевой слух малыша. Эта игра предупреждает многие проблемы и является профилактикой речевых нарушений. Играть в переклички очень просто. Вы прислушиваетесь к лепету малыша, к его репертуару слогов. И начинаете говорить те слоги и звуки, которые уже есть в лепете Вашего ребенка. Малыш к Вам начинает прислушиваться. А затем повторяет Ваш слог — лепечет. Затем Вы говорите новый слог, а малыш Вам отвечает. И вот малыш что-то сам пролепетал, а Вы за ним повторили его слог. Так в перекличках Вы развиваете активный лепет ребенка.

Полезные советы по игре в переклички:

  1. В переклички постепенно можно и нужно вводить новые слоги, расширяя «репертуар» малыша.
  2. Очень важно в перекличках делать паузы, чтобы малыш успел прореагировать.
  3. После переклички ребенок может еще долго сам лепетать. Надо дать ему возможность это делать. Можно еще раз повторить игру-перекличку через некоторое время, если после первой переклички малыш продолжает активно лепетать.
  • Очень важно, чтобы во время речевого общения, малыш видел Ваше лицо. И чтобы в эти моменты ничто его не отвлекало. Тогда он наблюдает мимику и губы взрослого, и постепенно начинает имитировать их движение. Помните – так называемые «обучающие видеоролики для младенцев» с красивыми мелькающими картинками не развивают речь, а наоборот, тормозят ее развитие у маленьких деток! Гораздо полезнее речевое общение с малышом, в котором он видит лицо мамы, слышит ее голос, отвечает звуками на ее спокойный голос с паузами.
  • Рассматривайте с малышом предметы и игрушки. При это называйте их сначала общеупотребительным словом, а затем – детским, облегченным словом. Например: «Вот часы — тик-так» (машина би-би, уточка кря-кря)
  • Развивайте внимание ребенка к речи. Говорите с ним медленно, с паузами, выделяйте голосом отдельные слова. Тяните в колыбельных и потешках гласные звуки: «котя – серенький котооооооок, котя – белый животоооооооок». Стихи читайте с разной интонацией и разной мимикой, изменяя голос по высоте, силе, тембру. Можно петь песни без слов, просто на один знакомый слог как вокализ.

Вот и закончился месяц жизни ребенка. Малыш подрос, окреп, многому научился. Что умеет пятимесячный ребенок к концу первого полугодия своей жизни, то есть к шести месяцам?

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится, отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос, и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

До новых встреч в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года»

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье «Шестимесячный ребенок»

О развитии детей до года Вы также можете почитать:

Развитие детей в раннем возрасте: основные показатели развития малышей.

Пестушки для умывания, купания. гимнастики и массажа

Секреты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье малыша. Как правильно выбрать колыбельную и как ее петь?

Занятия и игры с ребенком в 5 месяцев: растем весело

Такой большой, но все же еще такой маленький! Да, так смело можно сказать про пятимесячных деток. Они сейчас такие интересные! С большим интересом наблюдают за мамиными делами, радуются приветливой улыбке, с удовольствием гулят и еще много чего интересного! И, конечно же, чтобы постоянно развивать и совершенствовать умственное и физическое развитие вашего чада, с ним нужно заниматься. Как? В форме игр, ясное дело!

  1. Массаж и гимнастика
  1. Обзор игрушек
  1. Во что играть с ребенком 5 месяцев?
  1. Советы родителям


На 5-ом месяце жизни малыш обретает новые навыки: он уже умеет самостоятельно переворачиваться на животик и на спинку, встает на четвереньки и уже совсем скоро начнет ползать.
Чтобы придумать развлечение для крохи, маме нужно быть все более и более изобретательной. Малыш старается в полной мере использовать навыки, приобретенные за 5 месяцев жизни, и теперь все, что попадается в его маленькие ручки, тут же оказывается опробованным на вкус. Занимаясь с ребенком, помните об этом, и мелкие опасные предметы уберите из зоны досягаемости. В противном случае малыш может подавиться.
Для любого маленького исследователя важно, чтобы объект изучения был новым и интересным, по этой причине лучше не перегружать малыша игрушками. Не стоит выкладывать сразу гору интересных вещей: кроха такого богатства выбора попросту не в состоянии оценить.
Лучше доставайте несколько игрушек каждый день, периодически меняя их. Разнообразие выбора с постоянным обновлением ассортимента привлечет интерес и поможет сделать игру увлекательной.

Массаж и гимнастика

Продолжаем заниматься физическим развитием малыша. Занятия и игры с ребенком 5 месяцев включают в себя упражнения на укрепление вестибулярного аппарата.

  • Возьмите малыша на руки лицом вниз. Пусть одна рука поддерживает его под грудь, вторая – под живот, аккуратно «полетайте» по комнате, изображая самолетик. Большинству малышей нравятся такие игры. Следует иметь в виду, что если подобные полеты вы не совершали с ребенком ранее, стоит начинать их плавно и осторожно, иначе противном кроха может испугаться.
  • Медленно, но верно тело малыша готовится к новому скачку в развитии двигательных навыков – очень скоро ваш крохотный моторчик начнет самостоятельно передвигаться по дому на четвереньках. Помогите малышу быстрее освоить этот навык. В положении лежа на животе подгибайте ножки в коленях под живот и одновременно выставляйте ручки. Ккроху нужно научить стоять на четвереньках.
  • Следующим этапом в занятиях с ребенком 5 месяцев, когда такое положение будет с успехом освоено, станет раскачивание корпуса вперед-назад. Такие упражнения на координацию движений помогут малышу в скором времени сделать самостоятельные движения.

Не стоит забывать о безопасности дитя: если и в более раннем возрасте оставлять его на кровати или диване без бортов в одиночестве было крайне опасно, то сейчас такие действия могут привести к травмам еще с большей вероятностью. Дети развиваются скачкообразно, и очень часто приобретение новых навыков становится неожиданностью для родителей. Обезопасьте кроху от возможных падений. Очень может быть, что момент, когда ребенок научится ползти, вы проглядите

Обзор игрушек

Сейчас малыш очень интересуется всем, что шуршит, гремит, блестит. В общем, издает всяческие звуки, забавно двигается и ярко выглядит. При этом в качестве игрушек могут служить не только всевозможные погремушки, сортеры и любая другая продукция детских магазинов, но и вполне себе житейские вещи. Кусочки ткани, разноцветные баночки с камушками или крупой (только следите, чтобы ребенок не открыл и не наелся), шуршащие фантики, и так далее и тому подобное. Всего лишь немного маминой фантазии!
В качестве особого интереса среди игрушек стоят волчок, неваляшка и пирамидка. Малыш сейчас воспринимает не только зрительную информацию, но и наощупь. Ему очень хочется взять интересующий предмет в ручки, ротик, покрутить его, пощупать. Не отказывайте ему в этом удовольствии и обязательно начинайте знакомить его со свойствами предметов (меховой помпон мягкий, пластиковая крышка жесткая, атласная ленточка гладкая и т.д.). Мелкая моторика и тактильное восприятие сейчас активно развиваются, да и как интересно перебирать маленькими пальчиками такие цветные игрушки!

Во что играть с ребенком 5 месяцев?

  • Как и ранее, будет актуальна и интересна для крохи игра в прятки. Спрячьтесь за салфеткой или платком сами и задайте крохе вопрос: «Где мама/папа?», выждав секундную паузу, покажите малышу свое лицо и скажите: «Вот тут!». Можно прятать и самого ребенка – накиньте платочек на его лицо. Желательно использовать небольшие кусочки материи, которые кроха без труда сможет убрать, поскольку при возникновении затруднений с освобождением лица, ребенок может попросту испугаться.
  • Вторая популярная игра, в которую ребенок со временем начнет играть с большим удовольствием — это «Найди предмет». Под ту же самую салфетку можно спрятать любимую игрушку или книжку, можно обозначать вещи, людей, животных в комнате и просить малыша указать на них. Конечно, сейчас он еще не в состоянии этого сделать, но слушать ваши вопросы и ответы, поверьте, будет очень внимательно. В скором времени во время подобных занятий малыш начнет отличать близких, предметы, игрушки и указывать на них сначала взглядом, а после и пальчиком.
  • Научите ребенка отдавать и принимать предметы в игре. Например, используя забавные потешки и мягкую игрушку, в игровой форме покажите малышу, как ее брать ручками, помогите поместить ее из одной ладошки в другую, отдать маме и вернуть обратно в ручки.
  • Уже с первых месяцев жизни уделяйте время чтению книг с малышом. Зачитаться, конечно, не выйдет, помните, что карапуз еще не в состоянии долго концентрироваться на одном действии. Достаточно 5-10 минут, но каких! Сейчас можно найти яркие, красочные книжки с крупными рисунками, толстыми страничками (ребенок может сам их переворачивать), даже со звуковыми эффектами.
  • В игровой форме можно знакомить малыша с музыкой и звуками. Детки с огромным интересом слушают мелодичные звуки, легкую музыку, классические произведения, звуки природы. Расскажите, что так звучит водичка (можно даже показать), так стучит стаканчик, а вот так чирикает воробушек. Сборники детских песен можно использовать как фоновую музыку для упражнений. Ну и кто запрещает танцевать на руках с малышом?! Плавно раскачиваясь на маминых ручках под веселую мелодию – что может быть лучше!


Кстати, о музыке. Сейчас существуют специальные сборники современной музыки в детской аранжировке. Некоторые давно всем известные популярные композиции адаптированы под детские колыбельные. Малыши с удовольствием слушают приятные мягкие звуки, ну а родители могут узнать знакомые нотки.
5 месяц жизни ребенка – время введения первого прикорма. Если Ваш малыш до этого времени питался материнским молоком, то вполне вероятно, что именно сейчас Вы предложите ему первые фруктовые или овощные пюре или соки.
Крайне не рекомендуется совмещать процесс игры с кормлением. Таким образом, ребенок не сможет воспринимать его серьезно. Не зря известная поговорка гласит: «Делу – время, потехе – час». Для 5-месячного малыша, время еды – большое и серьезное дело.

Как играть с ребенком 5 месяцев?

Игры с малышом помогают развивать его во всех направлениях – зрение, слух, речевые навыки и физическое развитие невозможны без внимания и усилий со стороны близких любящих людей. Развивающие игрушки с различными свойствами – шуршащие коврики, пищалки и гремелки, книжки-малышки – все это хорошо для малыша в 5-месячном возрасте, но гораздо более познавательно и интересно, если мама и папа покажут, как нужно играть, и какими свойствами обладает тот или иной предмет.
И очень важный момент: комментируйте свои действия, объясняйте ребенку, что вы делаете и зачем, рассказывайте о свойствах предметов. Очень важно говорит с карапузом, даже если он поймет не все и не сможет вам ответить. Речевые навыки закладываются уже сейчас, ребенок уже старается подражать взрослым, копировать интонацию и манеру общения.То, как вы общаетесь с домочадцами и, прежде всего, с самим ребенком, в последующем отразится на его поведении и речевых навыках. Учите доброте и общению уже с этих пор!
Открывайте с малышом новый мир – учитесь радоваться птичке на дереве во время прогулки, яркому летнему солнышку, мыльным пузырям или легкому теплому дождику. Не только малыши учатся у нас, взрослых людей, — нам тоже есть чему поучиться у них – искренности, неподдельной радости от простых вещей, безмерной любви к окружающему миру. Уделяйте больше внимания своим деткам, а их солнечная улыбка пусть станет вам наградой!

Советы родителям

  • Не переусердствуйте с физическим развитием, помните, что все должно быть в меру. Ребенок еще слишком мал для активных и продолжительных игр. Если малыш не хочет играть, капризничает и отказывается, не настаивайте.
  • Если вы первый раз играете с ребенком, проявите осторожность. Например, любимая всеми детками игра «в самолетики» в первый раз может быть пугающей для пятимесячного младенца. Он может заплакать от резкого движения, подбрасываний, испугаться. Учтите это.
  • Не желательно играть сразу после кормления, лучше подождать и «переварить» сытный обед, а потом уже приниматься за веселье.
  • Помните о безопасности. Любые игрушки и интересные вещички, которыми ваше чадо может увлечься, должны быть доступны для него. Например, свисающие игрушки на мобиле должны висеть так, чтобы ребенок смог их потрогать, дотянуться ладошкой. А вот потенциально опасные предметы, мелкие детали и прочее лучше убрать с глаз долой.
  • Не забывайте про веселые потешки, их очень любят детки всех возрастов! С помощью таких нехитрых и коротких стишков можно превратить обычные повседневные дела в забавные игры. Так и рутинная смена подгузника с веселым стишком и комментариями на каждое действие превращается в повод для смеха и веселья.

Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?

Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.

Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?

  • погремушки;
  • висюльки и мобили;
  • пирамидки;
  • сенсорные коврики;
  • вкладыши;
  • игрушки с сюрпризами;
  • образные игрушки.

Во всемирной паутине всегда можно посмотреть фото различных игрушек, предназначенных для раннего развития детей, заодно и почитать отзывы родителей, у которых уже есть опыт использования той или иной игрушки (подробнее в статье: рейтинг игрушек для детей до года по месяцам).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: методики раннего развития ребенка

Ребенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой — ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как нужно развивать ребенка в 6 месяцев?

Попробуйте показать малышу крутящийся волчок. Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе — пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.

Как играть?

Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный режим для 6-месячного ребенка Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.

Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую — постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие игрушки выбирать для 6 месячного ребенка?

Единственное, чего не стоит делать — торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: особенности развития малыша по месяцам до года

Развитие координации движений

Основное задание родителей на этом этапе — вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев — самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».

Игра «Веселый мячик»

Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:

  • «Вот такой веселый мяч!» — Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
  • «Он готов пуститься вскачь!» — Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
  • «Так и просится играть!» — Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
  • «Трудно будет удержать!» — С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
  • «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.

Игра «Убегающая игрушка»

Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в какие игры родителям играть с ребенком с 8 месяцев?

Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.

В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу — он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый — надо об этом помнить.

Развитие осязания и мелкой моторики

Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.

Экскурсия по дому

Разминайте кисти малыша — проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».

Домашняя песочница

Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу — для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.

Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема — он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.

Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте — подробнее увидеть их нюансы можно на видео.

Развитие и совершенствование захвата

В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным — он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что в норме умеет ребенок в 5,5-6 месяцев?

Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.

Развитие понимания речи и звуков

Первые книги

Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги — именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: что можно подарить на день рождения ребенка-мальчика?).

Речь

Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами — так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как в домашних условиях можно эффективно развивать ребенка в 2 месяца?

Музыка

Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.

В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.

Активно двигаемся

Прогресс двигательной активности особенно заметен у ребенка, начиная с пятого месяца жизни. Окрепшие мышцы позволяют ему совершать немыслимые кульбиты – кроха поворачивается со спины на живот и обратно, поднимает голову и плечи, пытаясь сесть. Лежа на животике, ребенок высоко поднимает голову, опирается на ладошки, меняет свое положение, пытаясь дотянуться за игрушкой.

На этом этапе важно поддержать стремления малютки и подготовить его к ползанию, вставанию и первым шагам. Какие игры будут полезны для детей 5 месяцев?

  1. «Ползунок» — положите ребенка на животик, поставьте перед ним игрушку так, чтобы до неё нельзя было дотянуться рукой. Скорее всего, малыш начнет раскачиваться, опираясь на ладошки, и попытается подтянуться на ручках, чтобы схватить игрушку. Можно слегка помочь крохе, одной рукой создав опору под его стопами, от которой он будет отталкиваться. Второй рукой в этот момент стоит поддержать карапуза под грудку.
  2. «Руки-ноги» — игра на развитие координации движений. На ножки малютки надеть яркие носочки, браслетик или привязать колокольчик. Карапуз попытается захватить ножку руками и затянуть её в рот.
  3. «Волшебная палочка» — для игры нужна деревянная или пластиковая палочка, диаметром около 3 сантиметров. Дайте малютке хорошенько ухватиться за неё двумя руками. Зафиксируйте своей рукой кулачки крохи. Слегка приподнимите палочку – малыш напряжет мышцы спины, рук, шеи, живота, и обязательно сядет.
  4. «Поехали-поехали» — такую забаву любят все детки этого возраста. Держа малыша на коленях, приговаривайте: «Поехали, поехали в лес за орехами. По ровной дороге, по ровной дороге (заставляем кроху слегка подпрыгивать). По кочкам, по кочкам (наклоняем ребенка в разные стороны). Бух…. в ямку упали (Слегка опускаем малютку)».

С пятимесячным ребенком нужно ежедневно заниматься зарядкой, выполняя различные упражнения для ручек и ножек. Очень полезен и массаж, причем к поглаживающим движениям уже можно добавить легкие пощипывания и растирания мышц и кожи.

Знакомимся с миром

В 5 месяцев ребенок стремиться узнавать все больше и больше об окружающем мире. В сложном процессе познания задействованы органы зрения, слуха и осязания. Малютка внимательно изучает предметы, прислушивается к звукам и речи, подолгу ощупывает игрушки и пробует их на зуб.

Специалисты утверждают, что в игре интенсивность мозговой деятельности малыша возрастает в два раза. Чем занять маленького человека?

  • Изучение собственного тела вызывает большой интерес у пятимесячных детишек. Поэтому игра «Птички-пичужки» будет как нельзя кстати: «Птички-пичужки, где у Максимки ручки? (ножки, животик, ушки, носик и т.д.) – Вот у Максимки ручки (берем за ручки, слегка трясем их). Ай, хороши!»
  • Проведите экскурсию по комнате. При этом показывайте малышу разные предметы, рассказывайте о них и давайте их пощупать: «Это занавески. Они защищают Антошкины глазки от солнышка. Потрогай их. Чувствуешь, какие они мягкие и гладкие?» Причем предметы должны быть совершенно разными по форме, фактуре и предназначению.
  • Поднесите малыша к зеркалу. В этом возрасте он начинает узнавать свое отражение. Вы увидите, как долго и сосредоточенно ребенок всматривается в него, а затем начинает улыбаться: «Где Настенька? Вон Настенька. Какая красивая девочка. Какая большая девочка».
  • Подарите крохе новые тактильные ощущения – разрешите ему потрогать кусочек льда, затем тёплую бутылочку. При этом комментируйте его ощущения. Пусть малютка опустит пальчики в кисель или в кашу. Можно опустить маленькую ручку в пальчиковые краски и оставить отпечаток на бумаге. Поверьте, эта игра удивит и восхитит маленького человечка.

Элементарные знания, заложенные родителями в этом возрасте, станут базовыми и останутся у ребенка на всю жизнь.

Займемся игрушками

По мере того, как навыки и умения малыша становятся сложнее, возникает необходимость расширить ассортимент игрушек и усложнить игры.

Ребенок уже не только свободно берет игрушку и удерживает ее в руке, но еще и совершает определенные действия с ней, следит за движением, внимательно рассматривает детали, знакомится с причинно-следственными связями. На этих возрастных особенностях базируются все развивающие игры и занятия для 5 месячного ребенка.

  1. «Бросалки» — пятимесячные дети очень любят бросать предметы и следить за тем, как они летят и падают. Давайте крохе предметы разного размера, веса и фактуры. Комментируйте процесс их падения: » Бух, упал мячик. Видишь, Машенька, мячик упругий, он ударился об пол и подпрыгнул снова» или «Бумажка полетела — полетела. Она легкая, летит плавно». Такие игры разовьют объемное, пространственное мышление малыша и умение делать умозаключения.
  2. «Разбиралки» — детки этого возраста уже могут разобрать простейшую пирамидку. При этом мама обязательно комментирует каждое действие: «Молодец, Сашенька, снял колечко. Это колечко зеленое, самое маленькое. А следующее колечко – красное, побольше». Обратите внимание, что малыш пока берет предметы всей ладошкой, растопырив пальчики – пока он еще не умеет делать тонкий щипковый захват.
  3. «Открывалки» — очень любят карапузы этого возраста открывать всевозможные коробочки и баночки. Соберите «сенсорную коробочку», положив в неё предметы разной формы и фактуры. Открыв такую сокровищницу, малютка долго будет возиться сам, изучая её содержимое.
  4. «Знакомимся с куклами» — покажите, как укачивать, обнимать и жалеть куклу: «Ляля хорошая, давай, Катенька, погладим её по головке» или «Давай, Оленька, укачаем куклу, бай-бай».

Какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев? Конечно, пока еще сохраняют свою актуальность погремушки, прорезыватели для зубов, колечки, мячики, музыкальные игрушки. Но к ним необходимо добавить и другие, более сложные – куклы, заводные и движущиеся механизмы, пирамидки, кубики и книжки с толстыми страницами и крупными картинками.

Поговорим

В 5 месяцев малыш начинает лепетать – произносить слоги с различной интонацией и в разной тональности. Это зачатки будущей речи маленького человечка. Поддержать и развить их обязательно должны родители в игровых занятиях с крохой.

  • Играя с ребенком, пойте ему песенки, рассказывайте стишки и потешки: «Ма-ма-ма-ма, мамочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Ду-ду-ду-ду, дудочка! Па-па-па-па, папочка! Му-му-му-му, мурочка!» Такие занятия стимулируют детский лепет, обучая малютку произнесению новых слогов.
  • Играйте с детьми в «Ладушки», «Сороку – белобоку». Эти игры хороши тем, что помимо слухового анализатора задействуются еще тактильные ощущения и мелкая моторика, что в комплексе способствует развитию речи.
  • Очень хороши игры с пальчиками: «Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик – деда. Этот пальчик – баба. Этот пальчик – мама. Этот пальчик – папа. А вот этот пальчик – я. Все мы – дружная семья» (загибаем пальчики карапуза, пока все они не сожмутся в кулачок).
  • С 5-и месяцев уже можно играть в названия – для этого потребуются разные предметы или изображения. Показывая их, используйте упрощенные названия: «Смотри, Анечка, это часики, тик-так» или «Это пчелка, жу-жу». Ребенок быстро запомнит такие простые словечки, а в следующий раз, когда вы спросите: «Где часики, где тик-так?», он обязательно потянется к игрушке или картинке с их изображением.
  • Устройте перекличку – произнесите слог, который ребенок уже может произнести. Малыш начнет лепетать, повторяя за вами. Теперь попробуйте произнести новое сочетание звуков, сделайте небольшую паузу, чтобы кроха успел осмыслить и отреагировать, расширяя свой звуковой репертуар.
  • Научите малыша провожать папу на работу, покажите, как нужно махать ручкой и говорить: «Пока – пока!».
  • Качая кроху на руках, приговаривайте: «Вверх – вниз». Так он поймет, что разное положение в пространстве обозначается разными словами и запомнит их.

Занимая ребёнка, не стоит перегружать его развивающими играми или тренингами. У маленького человечка обязательно должно быть время отдохнуть от массы новых впечатлений и эмоций и заняться собственными делами. Только в этом случае развивающие игры принесут радость общения и эффективный результат.

Про игрушки (5 месяцев)

Наконец я собралась написать про наши игрушки. Дело долгое, потому что у нас их уже целый ящик, а ведь ребенок играть-то начал всего как месяца 3 (сейчас ему 5 месяцев)… Что же дальше будет… Обожаю выбирать игрушки!) Ну и играть с ними тоже :)))

UPD: решила сделать апдейт, написать, как Миша играет с этими игрушками в 8,5 месяцев (красным шрифтом)

Начну с крупногабарита.

Коврик «Зоопарк kick and play», Tiny love

Я довольна: яркий, много всяких штук на самом коврике (шуршалки, пищалки), легко стирается и очень быстро сохнет. Миша любит шуршалки и пищалку (но сам еще не может ею пищать — довольно тугая) и две из 4 игрушки-подвески (льва и птичку-бубенчик). Платформа kick and play ему не нравится. Ее наличие никак не мотивирует его стучать ногами и руками: в настроении — барабанит и без нее, нет — никакая платформа не интересна. Может позже распробует… Любит зеркало.

8,5м: распробовал кик-энд-плей, стучит руками. Разглядывает картинки, щупает выступающие части. Играет с игрушками на дугах, сидя на коврике

Качели Graco Loving Hug

У нас сейчас стоят без столика и с другими игрушками на мобиле. Вполне неплохая штука. Разные скорости раскачивания, много мелодий, звуки природы. Не очень удобно сажать туда ребенка, так как люлька никак не фиксируется, но зато если усадил, то дите пристегивается надежно. Мобиль дурацкий — неподвижный. Не знаю, какой в нем смысл. И родные игрушки совершенно никакие, но их легко заменить. Мы используем качели вместе с дугой tiny love «солнечный денек»

отличнейшая штука, очень нам нравится. Думаю, будет еще интереснее, когда научится сам раскручивать пропеллер. Пока кручу я:)

8,5: качели все еще в ходу, столик так и не пригодился. Мобиль теперь — хит. Но его нужно оторвать и дать в руки 🙂 С дугой играет, все крутит сам.

Мобиль «Волшебный остров» Tyny love

Знаю, что многие детки на мобили «залипают» совсем маленькими. А Мишка его более или менее распробовал месяцев с 4. И непременно в комплекте с погремухой-растяжкой. На мобиль глядит, погремуху треплет руками. Иначе злится, что не может достать игрушки 🙂 Думала, будет полезен пульт, на деле ни разу не воспользовалась.

8,5: мобиль убрали давно (месяцев в 6)

Ну теперь собственно игрушки. Начнем с любимых.

Жираф Софи, на котором, по словам нашего педиатра, помешалась вся Москва.

У нас это хит хитовый! Грызет — аж скрип стоит :))) Купила после того, как в гостях нам «дали пожевать». Сразу было видно, насколько ребенку нравится.

8.5м: грызет, но уже не так много, как раньше, хотя зубы лезут во всю. Жираф основательно покусан уже)

Зебра Bright Starts

Была самой любимой игрушкой месяцев с 2. Сейчас уже не так любит, но играет периодически. Прекрасна тем, что совсем маленький дитеныш может смотреть на ее черно-белые полоски с комфортного расстояния, при этом трогая ручками подвески.

8,5 м: играет, но мало. Впринципе, уже можно безболезненно ее отдать младшему поколению, что мы через месяцок и сделаем.

Капитан Кальмар Lamaze

Клевый! Мы с Мишей его любим 🙂 Мише особенно нравится хватать и совать в рот щупальца (они все разнофактурные)

8,5 м: играет редко. Хотя иногда находит — и может подолгу перебирать щупальца, колечки.

Волшебный узел Lamaze

Выглядит странно, но для ребенка очень удобная и интересная игрушка. Много фактур, бубенчик, погремушка, пищалка и даже маленькое зеркальце. Удобно хватать, тягать и совать в рот.

8.5 м: давно не видела, чтоб Миша с ним играл

Жираф Playgro

Очень приятная игрушка. Мише нравится звук, который издают пластиковые колечки на шее, когда жирафа трясут. Жаль только нельзя его подвесить.

8.5 м: давно не видела, чтоб Миша с ним играл

Виброподвески Infantino

Зебра мне нравится больше. А Мише нравится, когда вибрирующую игрушку прижимают ему к ручке или животику. Сам их «активировать» пока не научился.

8,5 м: так и не научился сам включать. Не слишком ими интересуется

Цветочек Tiny love

Любимая погремушка. Грызет с удовольствием резиновую часть цветка.

8,5 м: все так же любит

Шарик Tiny love

Очень клевый! Миша сам его пока только грызет, но любит смотреть, как я перебераю подвижные «сектора». Одна из моих любимых игрушек.

8.5 м: очень любит! Катает по полу и ползает за ним

Панда-погремушка Lamaze

Самая первая наша игрушка. Но Миша ее никогда особенно не любил. Зато с ней любят играть взрослые, включая бабуше и дедушек — из горы игрушек часто выбирают именно ее :)))

8.5 м: так и не распробовал 🙁 Зато на ней отлично показывать глазки 🙂

Жучек-погремушка Lamaze (на картинке он с двух сторон)

Та же история, что с пандой. Мне он очень нравится! И, казалось бы, имеет все, чтобы нравится ребенку — яркий, у коровки крылышки шуршат, гремит, колечки резиновые удобно хватать и жевать. Но Мишка к нему равнодушен 🙁

8.5 м: так и не распробовал 🙁 Зато на ней отлично показывать глазки 🙂

Лось Lamaze

В семье зовется лось-дебил:) За придурковатый вид. Веселит взрослых. Мише нравятся шуршащие разнофактурные копыта, колечки на хвосте и пищалка внутри. Еще нравится, когда с ним играют в «забодаю-забодаю»:) Рога резиновые, но ребенок их почему-то не грызет вообще.

8.5 м: играет больше, чем с другими похожими игрушками, но уже меньше, чем раньше

Книжка-раскладушка, genius babies (здесь и далее уже живые фото)

Купили среди первых за контрастные ч/б картинки. Совсем малявкой рассматривал ее. Сейчас иногда любит потрепать-пожевать. Вообще она двусторонняя, но на цветной стороне такой психоделический ужас, что даже показывать не буду 🙂 Еще ее можно привязать, как бортик, в кроватку или поставить в люльку совсем маленькому ребенку.

8.5 м: уже не интересна

Пластиковые погремушки.

Синий колокольчик любит за звонкость. Колечки — вообще хит хитовый, чуть ли не любимая игрушка. Их больше вообще-то, около 20 штук.

8.5м: обожает все 3 игрушки. С колокольчиком не расстается. Колечки очень любит перебирать, когда они не соединены в цепь

Еще погремушки

Растяжка с боевыми совами с милым названием «совятки-внучатки» у нас идет в паре с мобилем, я писала выше. Розовая прозрачная штука — вариация на тему «палки дождя», гипнотизирует Мишу шелестящим звуком и перекатывающимися внутри цветными шариками. Красный психоделический грибочек — забавный гибрид неваляшки и юлы. Его ребенок пока не особо распробовал.

8.5 м: растяжка порвалась, Миша с удовольствием перебирает ее фрагменты. Две другие игрушки весьма любимы.

Грызунки-прорезыватели

Два справа — Bright starts. Звездные бусы сейчас в фаворе. Ключики Nuby Мише не нравятся, да и мне тоже — тяжелые и громоздкие. Нижний левый — pigeon — очень хорош, как прорезыватель, легкий, мягкие резиновые лепестки ребенок грызет аж до скрипа. Как погремушка никакой — практически не слышен (позиционируется, как погремушка-прорезыватель).

8.5м: все, кроме ключиков не вызывает уже интереса. А ключики любит 🙂 Всему свое время…

Трио «ферма» infantino

Ну подвески, как подвески, ничего особенного. Мише нравится цыпленок-пищалка (в корове погремушка, в свинке бубенчик). Части, предназначенные для грызения не грызет.

8.5 м: по-прежнему играет только с цыпленком

Книжка Tiny love

Она, конечно, на вырост. Иногда листаем вместе.

8.5 м: где-то с 7 месяцев одна из любимейших игрушек

Телевизор Cotoons

Нам его подарили. И он сломался дня через два. Никогда ничего не куплю этой фирмы! Однако на его примере мы поняли, что Мише нравятся музыкальные игрушки. Поэтому была приобретена музыкальная карусель Simba и извлечен с полки подаренный давно сортер BeBe lino

8.5 м: тоже сломалась :/ Непруха…

Обе игрушки Мишку очень увлекают. Конечно, пока он только таращится и слушает, сам ничего включить не может. Хотя по кнопкам сортера лупит иногда, случайным образом включая музыку. Про карусель могу сказать, что она немного быстровата, на мой взгляд. И динамик у нее почему-то снизу, так что если поставить на мягкое, ее не слышно. Кстати, регулятора громкости нет ни в одной из игрушек.

8.5 м: из сортера любит выковыривать фигурки. вставлять даже не пробует

Это наши купальные игрушки

Черепашки связаны веревочкой и если их растащить — сползаются обратно. Мише нравится жужжание, которое они при этом издают. И нравится их грызть. Конечно, пока он не сидит, играть в ванной затруднительно. Но игрушки помогают отвлечь, если закапризничает.

8.5 м: любит играть с резиновыми игрушками вне ванны.

А это — нелюбимые погремушки

Обезьяна fisher price, крыса mothercare и текстильный медведь не-помню-кто. С ними Мишка практически вообще не играет.

8.5м :обезьянка Фишер заинтересовала. Остальные так и не пошли.

Еще есть Краб Келвин, Tolo Toys

На мой взгляд, у него крупноваты конечности. И вообще весь он какой-то крупноватый… Основной его плюс — крепление-подвеска в виде липучки. Позволяет закрепить его на ручке автокресла так, чтоб не съезжал (в отличие от пластиковых колец-креплений). Так что мы с ним и играем исключительно в машине. Миша не очень им впечатляется.

8.5м: а вот сейчас он в самый раз:) Миша его любит.

Теперь выбираю игрушки на 6+. Может посоветуете чего хорошего?:)

Так много уже умеет

Да, карапуз значительно прибавил с того момента. И не только в весе или росте. Он стал довольно смышленым, умелым. Чего ребенок уже достиг к этому возрасту?

  • В положении на спине он умеет приподнимать головку и плечи, давая понять родителям, что скоро будет готов садиться. Но пока еще высаживать его рановато: позвоночник недостаточно окреп.
  • Умеет переворачиваться со спины на животик, с бока – на спину или животик.
  • Лежа на животике, ребенок отталкивается от опоры, стараясь ползти. Пока что получается только по-пластунски, но совсем скоро кроха научится вставать на четвереньки и даже раскачиваться.
  • Координация «рука – глаз» достаточно развита, и малыш уже в состоянии точно определить расстояние до игрушки, чтобы схватить ее. Он может делать это любой рукой, лежа на животе или спине, даже если игрушка находится над его головой, а если она падает – ищет ее глазами. Многие детки умеют перекладывать игрушку из руки в руку.
  • Кроха проявляет живой интерес к игрушкам: он подолгу их рассматривает, держит в ручках, ощупывает, может отдать взрослому, бросить, умеет нажимать на кнопки, если они есть.
  • Активно развиваются эмоции грудничка. Он уже научился выражать радость, недовольство, даже страх. Может требовать, сердиться, заливисто хохотать.
  • Заметен прогресс и в речевом развитии крохи. Он переходит от гуления к лепету. Ребенок уже научился повторять разные слоги, некоторые малыши умеют их удваивать (ба-ба, ду-ду). Ребенок активно приглашает взрослых беседовать с ним, выражает бурную радость, когда ему отвечают, учится повторять звуки за взрослыми.
  • Значительно окрепла нервная система малыша. Сейчас она в состоянии выдерживать достаточно интенсивные физические и эмоциональные нагрузки. Ребенок может бодрствовать не менее 2 часов между снами, поэтому их количество сокращается днем до 3.

Что нужно развивать?

Обычно к 5-месячному возрасту в арсенале любого малыша – множество самых разных игрушек. Какие из них для карапуза сейчас самые актуальные?

  • Прорезыватели для зубов.
  • Игрушки с зеркальными поверхностями.
  • Музыкальные игрушки или инструменты (барабан, бубен, дудочка, ксилофон, панели с кнопками, проигрывающими мелодии).
  • Прозрачные тубы с сыпучим содержимым.
  • Мячи разных размеров.
  • Неваляшки.
  • Погремушки в виде животных, фруктов, ягод.
  • Игрушки с нанизанными на основу мелкими предметами, колечками, шариками.
  • Развивающие коврики.

Но сами по себе игрушки не дадут ребенку необходимых навыков. Для этого с ним должны играть взрослые. Развивающие игры для детей 5 месяцев должны быть разносторонними – дающими стимул для развития и физических навыков, и речи, и органов чувств, и эмоций.

Что касается последних, то сейчас наиболее актуально развивать у ребенка чувство юмора. Не наше, взрослое, основанное на понимании сложных законов жизни, а то наивное детское, которое заставляет кроху реагировать смехом. Как можно это сделать? Довольно просто:

  • подбрасывать ребенка и ловить, если ему это нравится;
  • щекотать или дуть на животик;
  • строить смешные рожицы;
  • издавать забавные звуки (например, фыркать);
  • играть с мыльными пузырями, которые всегда вызывают у деток этого возраста бурный восторг;
  • трогать ручками малыша губы взрослого, когда он произносит разные слоги;
  • играть в прятки – ребенок будет визжать от восторга, когда мама, спрятав лицо руками, начнет искать свое чадо (а если спрятать под салфеткой его собственное личико, то совсем скоро он поймет, что маму можно найти, стянув салфетку);
  • иногда бывает достаточно просто бросать и поднимать какую-то игрушку (особенно мячик).

Весьма полезно сейчас знакомить ребенка с разными запахами. Это могут быть, например, фрукты, ягоды, молоко, выпечка, специи, кофе, даже мамины духи, если их нанести на ватку и дать время немного «выдохнуться».

Следите, чтобы запахи не были слишком резкими, не отталкивали кроху и не вызывали дискомфорта. Всегда говорите, что это так пахнет, комментируйте, понравилось крохе или нет. Но! Если ваш ребенок склонен к аллергическим реакциям, игры с запахами лучше не проводить!

Общий и музыкальный слух, а также чувство ритма прекрасно развивают различные мелодии (а это пригодится для последующего речевого развития). Они могут быть бодрыми или медленными, тихими или громкими. При этом мама обязательно рассказывает ребенку, какой темп и какая громкость у каждой мелодии. А если при этом еще и потанцевать с малышом в такт музыке, то такие занятия с ребенком будут способствовать стимуляции вестибулярного аппарата, который нужно развивать для освоения ходьбы.

«Трогательно-хватательные» навыки

Для чего ребенок все трогает? Изучает мир. Но польза от прикосновений и в другом: так он развивает тактильные ощущения, а также мелкую моторику, необходимую для стимулирования речевых навыков. Трогать малышу можно все, что угодно, если это не опасно (не обожжет, не поранит, не может быть проглочено) – игрушки разных форм и размеров, предметы обихода из разных материалов (дерево, металл, пластик, ткань, картон, вата, перья, мех). При этом важно следить, чтобы ребенок не тянул это в ротик. Поэтому лучше, если мама будет сама касаться предметами ручек, пальчиков крохи, научит сжимать их, но не даст пробовать на зуб.

Весьма полезны в этом плане всевозможные развивающие коврики: ребенку обычно есть что трогать или ощупывать на них.

Что касается захвата предметов, то этот навык совершенно необходим малышу. Его нужно учить брать, отдавать, бросать предмет, стучать одной игрушкой о другую, открывать, нажимать, трясти. Для этого важно, когда ребенок бодрствует, раскладывать перед ним разные предметы, подвешивать их на шнурках перед глазами, давать в ручки. При этом обязательно называем, что дали, какого оно цвета, с какими свойствами (теплое, холодное, пушистое, гладкое, твердое).

Ни в коем случае не допускайте, чтобы ваш ребенок имел доступ к медикаментам. Даже пустые флакончики или тюбики могут содержать остатки просроченного средства, которое будет слизано. А таблетки он и вовсе может проглотить в любой момент!

И снова – к мелкой моторике

Развивать ребенка в 5 месяцев невозможно в отрыве от развития речи. А ее стимулировать нужно постоянно. Здесь не зря все время говорится о необходимости все называть и комментировать для крохи: постоянная речевая среда – прекрасный стимул для речевых навыков малыша. Но не единственный. Прекрасно способствуют развитию речи упражнения, стимулирующие мелкую моторику, в частности пальчиковые игры.

В этом возрасте кроме всем известных «ладушек», «сороки-вороны» и «козы рогатой» полезны специальные комплексы упражнений.

  1. Начинаются они с разогревающей разминки. В нее входят поочередное сгибание-разгибание каждого пальчика и всей ладошки, поглаживающие движения по ладошкам, массаж каждого пальчика с проработкой всех фаланг (так, словно ребенку надевают перчатку).
  2. Далее ребенку сгибают-разгибают кисти рук, затем сжимают и разжимают кулачки, прокручивают их в разные стороны. Все движения важно сопровождать ритмичными прибаутками, которые несложно сочинить самим (а можно подобрать готовые).
  3. Каждый пальчик немного потягивают, затем выполняют ним круговые движения в разные стороны.
  4. Поднимают ручки ребенка и стараются провести ими по волосикам на голове.
  5. В качестве дополнительных «тренажеров» могут выступать, например, грецкие орехи, массажные шипованные мячики, ребристые карандаши, которые катают между пальчиками и ладошками крохи.

Чтобы помочь ребенку быстрее освоиться с артикуляционным аппаратом, используйте зеркало. Поднесите к нему ребенка и начинайте медленно, утрированно имитировать какой-то звук (животного, птицы, ветра, мотора). Малыш не только начнет повторять за вами, но и сможет видеть одновременно ваши движения и свои.

Движение – не ограничивать!

Развивать малыша в 5 месяцев в физическом плане не менее важно. Ведь чем крепче и сильнее его мышцы, суставы, скелет, чем лучше он научится держать равновесие, тем быстрее начнет ползать, вставать и – к радости родителей – ходить без их помощи. Поэтому сейчас особенно важно стимулировать ребенка к движению. Пусть он учится садиться, ползать, топать ножками. Для этого подойдут следующие упражнения.

  • Когда кроха лежит на животике, пусть перед ним лежат яркие игрушки, за которыми он захочет потянуться. Возможно, это будет музыкальная игрушка, которую ему нравится нажимать. Ребенок будет барахтаться на поверхности, стараясь достать до предмета. Можно помочь ему, подставляя под пяточки опору. Когда у него получится достать до игрушки, обязательно похвалите!
  • Возьмите ребенка под мышки, поставьте ножками на опору и наклоняйте в стороны примерно на 45 градусов. Это тренирует вестибулярный аппарат. Также для этой цели хорошо кружить малыша, переворачивать, поднимать и опускать – то есть всячески менять его положение в пространстве.
  • Малыша нужно подтянуть за ручки в сидячее положение, а затем аккуратно толкнуть назад, чтобы он лег на спину. Он будет стараться снова сесть, укрепляя мышцы шеи, спины, бедер, а также вестибулярный аппарат.
  • Возьмите ребенка руками под грудь, приподнимите и опустите себе на колени. Как только он упрется и сделает толчок, снова приподнимайте его и опускайте. Следите, чтобы вес малыша не переносился полностью на ножки.
  • То же упражнение, только на твердой опоре. Малышу дают возможность, упершись в поверхность, сделать несколько шагов, а затем снова поднимают.

Кстати, многие родители сегодня спешат заменить пружинящие прыжковые упражнения качанием ребенка в прыгунках. Да, это ему доставляет эмоциональное удовольствие. Но! Стоит иметь в виду, что чаще всего, находясь в прыгунках, детки отталкиваются от опоры только пальчиками ног, что приводит в дальнейшем к деформации стоп. А если малыш полноценно встанет на всю ступню, то его вес даст непосильную нагрузку на тазобедренные суставы. И еще один довод против этого устройства – оно лишает ребенка полноценного телесного и зрительного контакта, а также общения с родителями.

Если вы не хотите препятствовать физическому развитию ребенка, сведите до минимума время, которое он проводит в «заточении» манежа, ограничивающего подвижность. Забудьте о том, чтобы обкладывать свое чадо подушками и оставлять сидящим на кровати или диване. Во-первых, маленький позвоночник еще не готов к такой нагрузке. Во-вторых, малыш будет стремиться к маме, поэтому перевернется и скатится, как умеет, на пол. То есть – упадет и ударится.

С того момента, как ребенок начал перемещаться (пусть даже на животе, перекатами или «по лягушачьи»), расчистите ему путь от всего, что может быть опасным (бытовые приборы, розетки и шнуры, лекарства и бытовая химия, стекло).

Итак, впереди ребенка ждет окончание первого полугодия жизни вне маминой утробы. А это значит – новые навыки, умения и победы. Малыш научится полноценно ползать, вставать на ножки, отпускать опору, сделает свои первые шаги, скажет первые слова… Все это уже не за горами. Чтобы этими навыками кроха овладел своевременно, важно постоянно развивать его во всех сферах. А главное – крепко любить.