Игры для 6 месяцев

Содержание

Игра – основной метод развития

Главная функция игры – стимуляция развития умений малыша. Поэтому игры для ребёнка должны быть продуманными, увлекательными.

Игровые занятия способствуют достижению следующих целей:

  • эмоциональному становлению ребёнка;
  • обогащению пассивного словарного запаса;
  • развитию звукового и зрительного восприятия;
  • росту мышечной силы;
  • совершенствованию координации движений.

Игры с 6-месячным малышом направлены на развитие основных видов деятельности, доступных для освоения полугодовалым ребёнком. Игры должны способствовать закреплению полученных навыков, а также удовлетворять детское любопытство.

В этот период дети активно познают мир: щупают, берут в рот, рассматривают новые предметы. Это объясняется подсознательным стремлением получить знания, содействующие развитию интеллекта. Поэтому забавы с полугодовалым карапузом должны знакомить маленького человечка с новыми формами, фактурами, объёмами.

Речевое развитие

Если вы хотите поспособствовать развитию детской речи, читайте малышу вслух, показывайте красочные иллюстрации, объясняя, кто находится на картинке. Читать можно даже в процессе кормления, ведь обычно детки не любят кушать, а чтение их отвлечёт от скучного принятия пищи.

Все ваши действия должны иметь вербальное сопровождение, будь то купание, массаж, смена подгузника. Это поможет малышу уловить связь между словами и предметами, понять их предназначение.

Дополняйте игры с ребёнком 6 месяцев рифмованными пестушками, коротенькими стишками. Важно повторять их ежедневно, ведь малыши быстро улавливают ритм. Вскоре вы приятно удивитесь тому, что карапуз лепечет вам в такт.

Развитие моторики

Игры с детьми 6 месяцев должны совершенствовать моторику рук, поскольку это умение отвечает за речь и координацию движений. Пальчиковые игры эффективно развивают мелкую моторику.

Пока кроха не научится самостоятельно разгибать пальцы, вы должны массажировать ладошки, запястья и пальчики. Делать это нужно дважды в день. Массаж улучшает кровообращение, укрепляя мышечные структуры ребёнка.

Малышу также полезно играть с мелкими предметами: резиновыми шариками, матрёшками, формочками. Приобретите специальный шарик-пищалку, который оснащён массажными подушечками. Такая игрушка поможет развитию моторики, тактильных ощущений, слуха.

Научите ваше чадо играть в «Ладушки». Эта забава развивает моторику и учит находить причинно-следственные связи.

Для совершенствования крупной моторики выполняйте такое упражнение:

  1. Лягте спиной на пол.
  2. Положите малыша себе на стопы, чтобы его голова была обращена к вам
  3. Совершайте своими ногами различные движения, крепко держа чадо за руки.

Подобное занятие тренирует детский вестибулярный аппарат, появляется чувство равновесия, ориентации в пространстве. Это забава выстроит эмоциональную связь между вами и карапузом, научит его доверию, вызвав ряд положительных эмоций.

Слуховое совершенствование

Игры для детей 6 месяцев должны развивать слух. Выбирайте для занятий игрушки, которые издают звуки.

Возьмите, например, погремушку и потрясите ей за спиной крохи. Он обязательно повернётся, чтобы понять, откуда исходит звук.После этого переместите погремушку под покрывало, и снова потрясите.

Поисковые игры, сопровождаемые нахождением источника звука, способствуют развитию слуха.

Можно наполнить одну пластмассовую бутылку водой, а другую – рисом, и потрясти ими. Малыш заметит, что звук, исходящий от бутылок, различен. Затем позвольте малышу самостоятельно поиграть с бутылками и изучить их.

Обогащение тактильных ощущений

Приготовьте для занятия несколько предметов: перо, мягкую игрушку, шёлковую ленту, шерстяной носок. Разденьте малыша, уложите его на спину и начните прикасаться предметом к различным частям тела крохи.

Он будет смеяться, замирать, издавать различные звуки. Затем поменяйте предмет. Такая забава разнообразит детские ощущения.

Давайте в руки карапузу игрушки с разными характеристиками: гладкие, шершавые, твёрдые, мягкие, холодные, тёплые. Приобретайте игрушки, способные звенеть, менять форму, цвет.

Чтобы расширить представления ребёнка о физических явлениях, играйте с ним во время купания. Для игры подойдут резиновые игрушки, непромокаемые книжки, губки, маленькие мячики. Используйте мыльные пузыри, пену для купания, которые одарят кроху новыми тактильными ощущениями.

Физическое становление

Интеллектуальное развитие ребёнка напрямую зависит от физического. Именно поэтому педиатры отслеживают, своевременно ли ребёнок учится сидеть, ползать, стоять.

Если 6-месячный малыш ещё не начал ползать, простимулируйте этот навык увлекательной игрой. Положите перед ним интересную игрушку, малыш попытается дотронуться до неё, затем отодвиньте предмет дальше. Научиться ползать помогает и массаж.

Полезно развивать мышечную структуру карапуза с помощью фитбола.

Делается это следующим образом:

  1. Уложите ребёнка животом на фитбол, положив перед ним игрушку. Наклоняйте мяч, приближая кроху к предмету, чтобы он смог схватить игрушку.
  2. Усадите ребёнка на фитбол и, держа его за руки, раскачивайте мяч в разные стороны. Это упражнение развивает координацию движений и вызывает бурю положительных эмоций.
  3. Поставьте чадо на фитбол, держа его за подмышки. Выполняйте пружинистые движения.

Хвалите малыша после каждой успешно выполненной манипуляции.

Рекомендации по игре с 6-месячным ребёнком

Мама должна не только ежедневно заниматься с малышом, но и знать, как это делать правильно. От корректности подхода к игре зависит эффективность педагогических воздействий.

  1. Игровой процесс не должен продолжаться более 15 минут. Полугодовалые дети не способны концентрировать внимание слишком долго.
  2. Играйте с чадом после сна либо кормления, когда он находится в приподнятом настроении. Если ребёнок переутомлён либо заболел – отложите занятие.
  3. Для большей эмоциональной отдачи вспомните сами, что это такое – быть ребёнком.
  4. Во время игры находитесь рядом с малышом, смотрите ему в глаза.
  5. Не забывайте регулярно проветривать помещение для игр. Свежий воздух стимулирует интеллектуальную активность.
  6. Улыбайтесь и хвалите карапуза каждый раз, когда у него что-то получается. Одобрение и похвала творят чудеса. Малыш захочет доказать вам, что он может и лучше.

Педиатры рекомендуют играть в активные игры в первой половине дня, а в развивающие – после обеденного сна.

Правильно выбранные игры в 6 месяцев обеспечивают гармоничное развитие крохи. Развивающие занятия делают ребёнка общительнее, он ярче проявляет различные эмоции.

Уделяйте больше внимания забавам, совершенствующим мелкую моторику – они способствуют формированию речевых умений.

Игры для детей 6-ти месяцев

Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей — научить его разнообразным действиям.

Для мелкой моторики

Начиная с пяти месяцев ребенку можно предлагать проверенные временем игрушки, которые развивают мелкую моторику рук.

Игра с пирамидкой с крупными кольцами

Предлагая малышу пирамидку, не стоит ждать, что он сразу же соберет ее по порядку — колечко к колечку. На первом этапе родитель предлагает крохе одно колечко (самое нижнее) и просит снять его. Конечно, мама или папа сначала снимают его своей рукой, затем рукой ребенка, и только через 2-3 недели таких показов ребенок научится снимать его сам. Когда он научится снимать одно колечко, ему можно предложить снять уже три, а через некоторое время – все колечки. Как только малыш освоит манипуляции по снятию колечек, можно приступить к надеванию.

Как только крохе стукнет 6 месяцев, предлагайте ему пирамидку — игрушку, в которую играет уже не одно поколение детей. Пирамидка многофункциональна, хорошо развивает мелкую моторику рук и развлекает ребенка.

Контейнер с игрушками

Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.

Самый простой контейнер может стать частью игры с ребенком. В него можно класть игрушки, вытаскивать их и производить различные манипуляции, на которые только хватит фантазии.

Мячики (шарики) в стаканчике

Усложняем задачу. Вам понадобится коробочка, мячики и обычные пластиковые стаканчики (мячики можно заменить клубками с нитками или любыми другими круглыми предметами). Сначала вы учите малютку брать мячик из коробочки, а затем кидать его в стаканчик. Это довольно сложное действие для 6-месячного малыша, ведь сначала нужно взять этот мячик, а потом его еще и положить в стаканчик! Это может занять время.

Мячики в стаканчике и ложка

Для еще большего усложнения этой игры возьмите большую деревянную ложку. Теперь мы будем сначала брать мячик или шарик из контейнера, класть его в ложку (рукой), а потом перекладывать его в стаканчик.

Для крупной моторики

Наденьте на себя теплые толстые носки, лягте на пол и положите ребенка себе на ступни. Его головка должна быть обращена к вам. Крепко держите малыша за ручки. А теперь двигайте ногами: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу и т. д. По возможностям и фантазии. 6-месячного малыша еще несложно поднимать, заодно мамочки качают пресс.

Благодаря этой забаве, кроха тренирует крупную моторику, вестибулярный аппарат, осваивает равновесие, учится ориентироваться в пространстве, а также доверять взрослому.

Эта забава очень нравится малышам. Малютка может лежать на ступнях мамы, а также поверх голеней (как ей удобнее). Это одновременно и игра, развивающая вестибулярный аппарат, и упражнение для мамы, приводящее ее животик в порядок.

Для обучения ползанию

10-15 минут в день стоит уделить играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание. 6 месяцев — самое время этому учиться.

«Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним — его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца — он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день, и результат не заставит себя ждать.

В этом возрасте малыши во всю обучаются ползать. Чтобы помочь справиться с этой нелегкой задачей, применяется классический способ – игрушка «перед носом», но на таком расстоянии, чтобы малыш ее не смог достать. Это будет побуждать его двигаться тельцем вперед.

Для тактильных ощущений

Вот забава, которая нравится всем малышам без исключения. Разденьте ребенка до памперса (ему уже нравится!). Возьмите несколько предметов, которыми можно водить по голенькому тельцу — перышко, кусочек мягкой ткани, шелковую ленточку, что-нибудь пушистое, расческу для новорожденных с мягкой шерстяной щетиной и т. п. Начните с животика, потом руки, ноги. Ребенок будет то замирать, то улыбаться, то издавать звуки восторга от необычных ощущений. Как только почувствуете, что волна интереса сошла, переверните ребенка и погладьте ему спинку. За один «сеанс» используйте 2-3 предмета. Они разнообразят ощущения.

Для развития тактильных ощущений малыша можно поглаживать руками или предметами разной текстуры — перышком, щеточкой, шелковой ленточкой и т. д. Младенца можно положить на бархатную ткань или мягкое полотенце. Это добавит ему ощущений.

Для развития речи

Игра «Телефон» (с 6 до 8 месяцев). Вам понадобится игрушечная телефонная трубка. Суть забавы — говорить в него, произнося разные слоги с разной интонацией. Сядьте рядом с ребенком, поднесите к своему уху трубку, произнесите самые простые слоги, меняя интонацию и голос. Например, «ба-ба-ба!», «ба-ба-ба?» или «ма-ма-ма!», «ма-ма-ма?». Дайте трубку малышу, возможно он тоже будет повторять эти слоги вслед за вами.

Игра «Первые слова» (с 6 до 12 месяцев). Учим кроху звукоподражаниям и первым лепетным словам. Положите малыша на спинку и наклонитесь над ним так, чтобы он видел ваше лицо. Возьмите его за ручки и начинайте четко произносить слоги и слова. На каждое слово разводите ручки малютки в стороны. «Ма-ма-ма-ма-ма-мАмочка (руки в стороны)», «па-па-па-па-па-пАпочка (в стороны)» и т. д. Ребенок будет вас слушать, улыбаться, шевелить губками, пытаясь подражать вам. Ручки разводим и сводим — так они не будут его отвлекать от процесса, а наоборот, помогут сконцентрироваться на нем.

Детский сенсорный коврик для общего развития

Развивающие коврики представляют собой большое полотно (в среднем 110х80 см), на котором нарисованы разные красочные сюжеты. Повсюду расположены липучки и пуговицы, на которые крепятся дополнительные детали. Например, на пуговичку «застегивается» облачко. Обычно к коврику прилагается до 20 предметов — животные, птицы, рыбки, бабочки, машинки, геометрические фигурки и многое другое. Детали могут свободно перемещаться по коврику, позволяя ребенку сочинять увлекательные сказки и менять сюжет на ходу. 6-месячного крошку увлечет ощупывание деталек, отдирание их и прикрепление обратно.

Сенсорные коврики сегодня очень популярны. Они включают в себя много «фишек», секретиков и хитростей, с которыми малышам интересно разбираться. Это детальки, разные на ощупь, прикрепляющиеся на пуговичках и липучках, это яркие разноцветные фигурки и т. д.

Все фигурки сшиты из тканей разной фактуры, что позволяет развивать мелкую моторику и тактильные восприятия. Игра с ними развивает фантазию, пополняет словарный запас и знакомит малыша с окружающим миром.

Полезные советы: как играть с ребенком

Очень важно не только находить время для игр, но и знать, как играть с маленьким человечком. От этого будет зависеть эффективность игры. Но главное ведь, чтобы все получили удовольствие, не правда ли?

Советуем почитать:Как влияет классическая музыка на младенцев?

  • Игровой процесс с шестимесячным малышом должен длиться от 3-х минут до 15-ти. После полугода — дольше.
  • Играть с ним нужно после кормления или сна. А также тогда, когда у него хорошее настроение. Если малыш начинает заболевать или он переутомлен, то занятия проводить нельзя, потому что они не принесут ни пользы, ни удовольствия.
  • Чтобы играть с малышом, взрослому самому следует вспомнить, что это такое – быть ребенком.
  • Необходимо быть на его уровне. Если малыш на диване, то нужно сесть рядом с диваном и играть «глаза в глаза».
  • Комнату для игры следует чаще проветривать – играть в душном помещении с ребенком очень тяжело. Он будет быстро уставать, капризничать и раздражаться.
  • Не забывайте хвалить малыша. Если у него что-то получилось, то обязательно улыбайтесь и говорите: «Молодец!». Вы увидите в его глазах восторг и радость, ради вашей улыбки и одобрительного слова малыш будет стараться делать больше и больше.
  • С шестимесячным малышом в активные игры лучше играть с утра, а в спокойные развивающие — вечером.

Как играть с шестимесячным ребенком

С шестого месяца жизни ребенка его досуг начинает активно меняться. Он все меньше времени проводит во сне, больше бодрствует и не желает проводить время в кроватке. Кроха начинает учиться вставать на ножки, сидеть и ползать, а значит теперь в его распоряжении находится пространство всей комнаты или по крайней мере манежа. Главной задачей каждых родителей при этом является обеспечение безопасность малыша и в то же время нужно предоставить ему безопасный и свободный простор для перемещения.

Для игр лучше подготовить более безопасное пространство. Например, расстелить на полу теплый плед, положить на него несколько ярких погремушек, резиновых зайчиков и прочее. Ребенка положить на плед на животик. Тем более, что в этом возрасте ребенок начинает пытаться ползать. Некоторые родители хотят проскочить этот этап развития, считая, что ползающие дети позднее начинают ходить. На самом деле умение ползать позволяет ребенку не только увлекательно проводить время во врем игр, но и положительно влияет на развитие мышц спины.

С возрастом у детей начинает развиваться память и внимание. Поэтому игры с шестимесячным малышом должны быть направлены не только на развитие двигательной активности, но и на развитие логики, мышления и памяти. Однако проводить полноценные занятия с крохой вряд ли получится, все задания следует давать ребенку только в игровой форме.

У шестимесячного ребенка уже достаточно развиты слух и зрение, поэтому играя с ним, важно напевать песенки, проговаривать коротенькие стишки и потешки, рассказывать ему сказки. Кроха хорошо реагирует на предметы, пропавшие из поля его зрения. Активная игра с мячом или с каким-либо другим подходящим предметом, который способен катиться по полу, вызывает у малыша огромный восторг. Кроха старается все пощупать, попробовать на зуб, поэтому материал и фактура предметов, которых он касается, должны быть разнообразными. Это поможет развивать мелкую моторику пальцев рук, а значит, ускорит развитие речи ребенка.

Существует несколько видов игр для ребенка 5 месяцев, в которые он может играть вместе с родителями.

  1. Возьмите любимую игрушку ребенка, вытяните перед его лицом на расстоянии 30-40 сантиметров. Подвигайте ею со стороны в сторону, чтобы ребенок учился следить взглядом за предметом.
  2. Игра в прятки. Покажите ребенку игрушку, убедитесь, что он зафиксировал на ней взгляд. Накройте игрушку платком или чашкой. Попросите малыша найти игрушку. Эта игра учит кроху искать предмет, развивает внимание и память.
  3. Играйте с крохой в речевые игры «ку-ку», «ладушки», «сорока» и прочие. Они способствуют развитию речевого аппарата.
  4. Положите перед малышом несколько разных игрушек, которые можно легко взять в руку. Попросите ребенка взять, к примеру, погремушку, или зайчика. Это занятие развивает память, логику и мелкую моторику.

Регулярно играя с малышом и занимаясь с ним развивающими заданиями, родители могут заметить улучшение его показателей общего психо-физического развития, моторики, отметить, что движения малыша стали более осознанными.

Важно помнить, что, играя с ребенком, нужно давать ему пробовать на ощупь различные материалы и текстуры, это поспособствует развитию моторики, позволит определять на ощупь различные предметы. Сначала можно учиться на твердых предметах: печенье, хлеб, сушка, морковь, погремушка, текстильные игрушки из различных материалов. Когда малыш научится хватать твердые предметы, можно предложить ему другие консистенции и структуры. Такие занятия довольно увлекательны и полезны для детей 6 месяцев.

Критерии выбора игрушек для шестимесячного ребенка

Если в первой половине года жизни кулачки ребенка были сжаты, теперь они раскрываются и пальчики настраиваются по-разному, чтобы взять шарик, палочку или веревочку. Дальше развивается координация действий двумя ручками с двумя предметами: постукивание, вкладывание, нанизывание, наложение. Радость познания можно поддерживать новыми игрушками.

  1. Игрушки должны быть деревянные, из качественной резины или из пластика, который легко мыть. Мягкие игрушки пусть подождут, их время еще не пришло.
  2. Форма игрушек должна быть удобной малышу для хватания.
  3. Отдаем предпочтение игрушкам, издающим различные звуки: писк, музыку, говорение, сигналы и т.д.
  4. Крепкие игрушки. Им предстоит бесконечно падать, летать, испытывать сжатие детских кулачков и быть искусанными со всех сторон.
  5. Игрушки с возможностью простых операций: нажатие, надавливание, вращение, вкладывание, совмещение и др. Главное, чтобы игрушка отражала результат произведенного действия.
  6. Движущиеся или катающиеся игрушки для освоения ползанья как первого способа передвижения.
  7. Игрушки разного цвета и фактуры для зрительного развития и развития мелкой моторики.

Основная задача в выборе игрушек – создать увлекательное и безопасное изучение окружающего мира, с подключением разных органов чувств: вкуса, осязания, слуха, обоняния. Тогда будет развиваться не только моторика, тактильные ощущения, но и интеллект вашего малыша.

Происходит постепенное изучение формы и размеров предметов, их мягкости и твердости, цветовой гаммы и веса. Ребенок учится двигать предметы, бросать, извлекать звук из сжатия, постукивания и других действий.

Особенности игрушек для шестимесячных детей

Игрушек не должно быть много. Вместо купленных в детском магазине могут выручить и некоторые предметы домашнего обихода, домашней утвари. Ребенку всегда интересно, что вокруг, что есть у взрослых. Он готов играть с пластмассовыми стаканчиками, лоскутами материи, ленточками, баночками с крышками (не стеклянными!), коробками, пластиковыми бутылочками, особенно если они заполнены чем-то интересным. Можно сделать текстильные игрушки из махровой ткани или бязи и наполнить их чем-то шуршащим (фольга для цветов), звенящим (мелкие монеты или бусины). Главное – не забывать о безопасности и чистоте предметов.

Игрушки для купания

Игрушки для купания выполняют две задачи:

  • занимают ребенка, пока взрослые заняты гигиеническими процедурами;
  • развивают, так как купание можно превратить в познавательную игру.

Идеальным выбором игрушек для купания являются тематические наборы резиновых пищалок: животные, рыбки, птички, фрукты и др. Учтите предпочтения ребенка: не все дети любят игрушки в воде, иногда их выбрасывают из ванной. Можно разместить игрушки на бортиках или в поле зрения малыша, со временем он сам потянется к ним. Игрушки должны находиться на поверхности воды, не тонуть, чтобы ребенок не погружался за ними. Дети любят сжимать губку, наблюдать за плавающими игрушечными уточками, лягушками, рыбками.

Не забывайте ухаживать за игрушками для купания. Они тоже нуждаются в чистке моющими средствами. Пусть место для их хранения будет отдельным от других игрушек.

Основное место среди развивающих игрушек занимают разнообразные сортеры, принцип которых заключен в сортировке деталей. Начинать знакомство с ними нужно с простейших пирамидок или матрешек. Нанизывание, вкладывание, проталкивание и другие манипуляции позволяют изучить формы, размеры, объемы. Бывают сортеры с фигурками на веревочках для упрощения задачи. Многие сортеры разработаны опытными специалистами, педагогами для творческого развития малыша.

Привычные кубики, пирамидки по-прежнему актуальны. Собирать домик или башенку ребенок может вместе со взрослым, подавая детали для строительства. А вот разрушит и понаблюдает за падением сам – большое удовольствие.

Пользуются интересом детей развивающие коврики, сделанные из разных фактурных тканей с различным наполнением, элементами в виде замочков, кнопочек, кармашков и т.д. Такой коврик можно сделать самостоятельно из кусочков ткани, кожи и наполнить ячейки крупой, горохом, сухой травой, бумагой, ватой. Желательны яркие фигуры, четкие детали, понятный сюжет рисунка.

Для развития двигательных навыков детей важно иметь игрушки, катающиеся по полу, «убегающие» от него. Это могут быть машинки, мячики, лошадки на колесиках. Маленькому ползунку нужно пробуждать желание дотянуться к игрушке. Хорошо, если она будет звуковая и яркая, малыш будет задерживать на ней внимание.

Погремушки

Погремушка остается самой важной игрушкой в жизни ребенка, так как помогает осознать результат своих усилий. Погремушки делают из разных материалов: бумага, пластик, ткань и др. Выбор зависит от реакции малыша и проявленного интереса. Звук отслеживается, поэтому нужно менять место погремушки: давать в ручки, подвешивать над кроваткой, заманивая дотянуться, или играть в прятки с погремушкой. Главное – звук не должен пугать ребенка.

Ручки для хватания и перекладывания погремушек должны быть удобными и разнообразными по форме: колечко, столбик, петелька, капелька и т.д.

Книжки

Первые книжки с картинками пробуются на вкус, поэтому изготавливаются из плотного картона или обшиваются фактурным текстилем. Ребенок учится задерживать внимание на изображении, показывать пальчиком интересное и перелистывать странички. Занятия с книжкой нужно проводить вместе, комментировать содержание и разговаривать с малышом. Любовь к чтению закладывается в радости общения. По содержанию подойдут «Репка» и «Курочка Ряба». Сейчас предлагаются электронные книжки с песенками при перелистывании, они могут занимать ребенка некоторое время без участия взрослого.

В целом, занятия с игрушками обязательно нужно сопровождать общением. Ребенок должен слышать названия игрушек, описания предметов, действий, получать похвалу за старание и активность. Это формирует предпосылки речи, поможет в будущем хорошо заговорить и создаст целый арсенал для дальнейшего развития.

Вместо заключения

К новому полугодию своей жизни малыши очень много двигаются: начинают ползать, садиться, и внешний мир все больше их интересует. Появляется новый навык в схватывании и удержании предметов, открывающий дополнительные возможности познания. Неукротимое желание взять, помахать, постучать, укусить, бросить любой предмет и прислушаться к звукам падения. Теперь это главное занятие малыша, развивающее мышление, восприятие и другие способности.

Не стоит через чур перегружать внимание ребенка, покупать сразу много разных игрушек. Лучше позволить ему вдоволь наиграться с новой забавой и уже потом предлагать что-то новое. Не показывайте крохе сразу все забавы, а давайте поочередно, чтобы они не приедались малышу. Достаточно просто убрать надоевшую игрушку и через несколько дней, когда он забудет о ней, снова дать ее ребенку.

Покупая маленькому ребенку игрушку, нужно следить, чтобы она соответствовала основным критериям выбора. Игрушки, в первую очередь, должны быть качественными, от этого зависит не только безопасность, но и правильное развитие навыков ребенка. Игрушки ребенка должны соответствовать его возрасту. Правильный подбор игрушек способствуют укреплению связей между отделами мозга, которые отвечают за слуховое, зрительное и тактильное восприятие окружающего мира.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Если раньше кроху без проблем можно было оставить одного на диване, то теперь это опасно. Нет больше «полешка», спеленатого по рукам и ногам. Хотя не все малыши в этом возрасте умеют ползать — лежать на одном месте полугодовалый ребенок точно не будет.

Теперь кроха может недолго сидеть (с опорой): это освобождает руки малыша, которые нужно чем-то занять. Если же малыш не сидит самостоятельно, необходимы упражнения для укрепления спины. Их можно включить в ежедневную гимнастику, превратив в игру. Например, упражнение «Подъемный кран». Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет. В это время приговаривайте:

На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше!

«Тренировка мышц стимулирует рост и развитие мозга, — утверждает Джеки Силберг, автор увлекательной книги для родителей «125 развивающих игр для детей до года». – Игры, в которые взрослые играют с малышом, являются его подготовкой к взрослой жизни».

Существуют разные методики раннего развития детей. Следовать им или избрать собственный путь воспитания – личное дело каждого родителя, но игры для 6-месячного ребенка являются важным элементом любой методики, и на данном этапе им стоит уделить особое внимание.

Познаем себя!

Игры, направленные на изучение частей тела, уже в этом возрасте необходимы малышу. Совсем скоро на вопрос «Где ушки, носик, глазки?» ребенок все покажет сам, а пока родители должны помогать ему в «изучении анатомии».

«Для чего нужны нам ножки?»
Посадите ребенка напротив или на свои колени лицом к себе. Читайте стихотворение, показывая части тела на себе. В следующий раз можно показывать на малыше:

Для чего нужны нам ножки? Хлопаем обеими руками по ногам.
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? Рисуем пальцем кружки перед собой.
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать Показываем ушки.
Ротик, чтобы кашку кушать, Показываем ротик.
Глазки, чтоб на все смотреть, Показываем глазки.
Голос, чтобы песни петь. Поем любой звук.

«Вот такие у нас щечки – маленькие»

Возьмите ладошки малыша в свои руки. Похлопайте ими на манер «ладушек», приговаривая слова и прикасаясь ладошками к частям тела ребенка:

Ладушки-оладушки сладенькие…
Вот такие у нас щечки (ушки, глазки, ножки и т. д.) – маленькие.
Ладушек-оладушек сладенький,
Вот такой у Маши носик (ротик, лобик, животик и т. д.) маленький…

В этом возрасте ребенку интересны игры со своим отражением. Поднесите кроху к большому зеркалу. Пусть он посмотрит на свое и ваше отражение. Целуйте или поглаживайте ребенка, чтобы он видел, как это делает и зеркальная мама. Дайте крохе прикоснуться к стеклу. Показывайте разные мимические движения: улыбку, удивление, сердитость.

Развиваем речь

Речь человека полноценно развивается только в процессе общения.

«Языку, так же как и чувству юмора, не учат, – пишут в своей книге «Ребенок от рождения до двух лет» Уильям и Марта Сирс, – его впитывают!»

Действительно, только слыша чужую речь, можно овладеть собственной. Обеспечьте кроху полноценным общением! К 6 месяцам ребенок уже лепечет, он становится настоящим собеседником! Улавливая интонации голоса родителей, малыш пытается им отвечать. Играя с ребенком, можно попутно упражняться и в речи. Всегда сопровождайте свои действия словами, будь то массаж, одевание или купание. Пение – отличный инструмент для развития, как речи, так и слуха. Пойте малышу, и совсем скоро он начнет вам подпевать.

Вы считаете, что первым словом ребенка должно быть заветное «мама»? Можно этому поспособствовать. Проговаривайте свои действия от третьего лица. Например: «Сейчас мама тебе покормит и сделает массажик».

Важно, чтобы ребенок уяснял связь между предметами и словами, которыми они обозначаются. Рассказывая стишок, например, про мишку косолапого, хорошо бы привлечь к рассказу игрушечного медвежонка: продемонстрировать, как он топает ногой, и показать, где же этот лоб, в который влетела шишка.

Олеся, мама годовалого Ильи: «Илюша в полгодика любил, когда мы играли в «гуси-гуси». Перед кормлением я всегда спрашивала: «Гуси-гуси? Га-га-га! Вы есть хотите? Да-да-да!» И вскоре сынок уже сам «гагакал» и «дадакал»! До сих пор эта фраза служит у нас сигналом к приему пищи».

Как играть, чтобы задействовать речь ребенка? Это просто, главное, чтобы слова стишков и пестушек повторялись родителями регулярно, и ребенок узнавал коротенькие тексты. Почему так хороши для игр именно рифмованные фразы? В них есть ритм, который дети четко улавливают. Пройдет всего несколько занятий, и в намеренные мамины речевые паузы посреди стишка кроха начнет вставлять свои звуки.

Тренируем зрение

Кроха в 6 месяцев узнает родных и радуется их появлению. Подобным образом он реагирует на хорошо знакомые предметы. Ребенок внимательно следит за перемещением любимых игрушек не только поворотом головы, но и всего тела. Как развивать зрение с помощью игр?

«Далеко-высоко-близко»
Выберите яркую игрушку. Поднеся ее близко к лицу малыша, привлеките внимание ребенка каким-либо звуком. После отдалите игрушку примерно на метр, снова привлеките внимание ребенка. Можно поднимать игрушку, заставляя кроху следить за ней взглядом, либо, наоборот, опускать вниз. Такие занятия предупреждают развитие косоглазия.

Малыш уже узнает какой-то предмет и реагирует на вопрос мамы: «Где мишка (кукла, мячик и т. д.)»? Усложните задачу, задавайте этот вопрос, когда знакомый предмет расположен в другом месте.

Отличный тренажер – небольшая (до 0,5 л) пластиковая бутылка, наполненная не более чем на две трети подкрашенной водой или крупами (лучше – ассорти). При этом бутылка должна удобно размещаться в руках ребенка, чтобы он мог вертеть и крутить ей: булькающая вода или перекатывающаяся крупа развивают не только зрение, но и слух.

Пальчиковые игры

Развитая мелкая моторика ребенка – это не только хорошая координация движений, но и речь! Об этом неустанно твердят и педиатры, и неврологи, и логопеды.

Какие игры способствуют развитию моторики? Прежде всего, пальчиковые. Уделять внимание пальчикам при массаже стоит с самого рождения малыша. До того времени, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сгибать и разгибать пальчики в такт приговоркам, это должны делать взрослые.

Но стоит помнить, что физическое воздействие на пальцы ребенка должно быть настойчивым, но легким, не причиняющим боли. Суставы пальчиков еще хрупкие, и их легко травмировать!

Пальчиковые игры нужно проводить несколько раз в день. Начинать с небольшого массажа-растирания, чтобы улучшилось кровоснабжение. Далее переходить непосредственно к упражнениям, сопровождающимся ритмичными приговорками, например:

Мальчик-пальчик, улыбнись! Братцам-пальцам поклонись!(сгибая большой пальчик)
С этим братцем (загибая указательный) в лес сходи,
С этим — (средний палец) печку растопи,
С этим – суп свари густой (безымянный),
С этим (мизинец) – песенки попой!

Сгибая поочередно пальчики на каждой из ладошек, начиная с большого:

Раз, два, три, четыре, пять!
Нужно пальчикам поспать!
Разгибая по одному с мизинца:
Этот пальчик спать не хочет,
Этот – на весь дом хохочет,
Этот – хочет пошуметь,
А вот этот – песню спеть.
Тут родители пришли (массируя большой пальчик),
Шалунишки спать легли! (сжимаем ручку в кулачок)

Способствуют развитию моторики занятия с мелкими предметами. Прочно пришейте к куску ткани пуговицы разных форм и размеров и периодически давайте малышу их перебирать маленькими пальчиками.

Анна, мама двухлетней Арины: «В свое время нам очень помогли советы знакомого логопеда. С полугода мы стали заниматься пальчиковыми играми. Помимо того, что и говорить стали рано, уже в год небольшими фразами, так теперь я даже не боюсь давать ребенку ножницы. Под моим присмотром, разумеется, дочка уже неплохо ими орудует, координация очень хорошая!»

Игры с водой

Играть с водой можно во время гигиенических процедур. Главное, сопровождайте все действия словами! Каждый раз, умывая кроху, приговаривайте:

Водичка, водичка,
Умой Маше (другое имя) личико;
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Сделайте каждое купание незабываемым, «приглашайте» в ванночку семейство резиновых утят или небольшой мячик.

Ксения, мама девятимесячной Карины: «Дочка не случайно родилась по Зодиаку Рыбой. Воду обожает с рождения. Каждое наше купание – целое театрализованное представление: здесь и игрушки, и мочалки, и кричалки! А мы с папой – зрители. От нас требуют аплодисментов. Счастью нет предела».

Если кроха еще неуверенно сидит, замените на время ванночку глубоким пластмассовым тазиком: так и спине будет опора, и за игрушками тянуться далеко не нужно. При гипертонусе можно добавлять в воду отвары трав (лист брусники, шалфей, пустырник, корень валерианы), таким образом, игры будут иметь и лечебный эффект.

Игры с водой помогают развивать и тактильные ощущения. Налейте в мисочки воду разной температуры: комнатной, чуть потеплее, теплую. Опускайте поочередно в каждую из мисок ручку ребенка, приговаривая:

Это чистая водица для купанья не годится – холодна!
Эта чистая водица – умываться нам сгодится – неплоха!
Эта теплая водица для купанья пригодится – хороша!

Занятия с водой полезны не только для психического и эмоционального развития ребенка, они укрепляют иммунитет: вода – отличное средство для закаливания.

Развивающие игрушки

Для развития координации движений, тактильных ощущений, мелкой моторики необходимы соответствующие игрушки. С 6 месяцев ребенок способен играть одновременно с 2–3 предметами, и это позволяет делать игры более разнообразными, привносить в них сюжетность.

Например, построили башню из нескольких кубиков, а машинка-шалунишка, которой управляет мамина рука, въехала в постройку и сломала ее! Сколько смеха вызывает у малыша звук падающих кубиков и растерянное выражение на мамином лице! Повторяя регулярно эту игру, вы скоро заметите, что ребенок сам пытается толкать машинку в сторону сооруженной вами башни. Так малыш овладевает причинно-следственными связями.

Наполните ведерко или коробочку небольшими игрушками, покажите, как это весело, когда игрушки рассыпаются по ковру, если ведерко перевернуть! И уже сейчас можно тренировать координацию и мелкую моторику, ручкой ребенка складывая игрушки обратно в ведро.

Игровое поле малыша должно быть достаточно информативным: яркие игрушки разнообразных форм и фактур, среди которых обязательны и такие, которые реагируют на действия крохи, – звенят, пищат и т. д.

В каждом доме есть немало предметов, которые пригодны в качестве интересных и развивающих игрушек: деревянная и пластмассовая посуда, крышки от кастрюлек, пластиковые бутылки.

Развивающие игры для детей 6 месяцев не требуют приобретения особых, дорогих игрушек, разрекламированных модными производителями. Достаточно самых элементарных. Главное, чтобы игрушка не содержала мелких, непрочно прикрепленных деталей была изготовлена из безопасных материалов, ведь малыш все пробует на вкус!

Играйте с ребенком не только дома. На прогулке в позволяйте ему трогать листочки, травинки, камешки. Комментируйте все, что привлекает внимание ребенка, поясняя: «Это птичка, а это бабочка», «Вот какой большой дом!», «Посмотри, какая машина!».

В 6 месяцев ребенок – не беспомощный малыш. Сейчас у него формируется игровая деятельность, а игра – важная составляющая правильного, гармоничного развития. Малыш стал общительнее, он лепечет и вполне способен проявлять радость или недовольство так выразительно, что родители все понимают. Слуховой и звуковой анализаторы малыша продолжают совершенствоваться. Особое же внимание стоит сосредоточить на развитии мелкой моторики. Это важно не только для ловкости пальцев, но и для формирования речевых навыков. А лучшими помощниками в этом станут развивающие игрушки с мелкими деталями разных размеров и фактур.

>во что играть с ребенком в 6 месяцев??

Развивающие игры для детей позволяют малышам приобретать новые навыки и знания, постепенно, в игровой форме, знакомясь с окружающим миром.

Игры с юлой

Кто в детстве не играл с юлой? Наверное, нет таких. Это забавная игрушка всегда нравится малышам и они готовы играть с ней часами. Знакомить детей с юлой лучше пораньше, где-то с шести месяцев. Пустьребенок потрогает ее, повертит в ручках и посмотрит как мама или папа делают так, что бы она кружилась, издавала звуки, а внутри скакала лошадка или другое животное.Игры с юлой знакомят малыша с причинно-следственными отношениями; развивают наблюдательность и упражняют внимание, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление); стимулирует интерес к новому; вырабатывают зрительно-моторную координацию; отрабатывают новые движения или совершенствуют уже имеющиеся.

1. Посадите малыша возле себя на пол.

2. Покажите ему игрушку. Пусть он ее потрогает.

3. Поставьте юлу рядом с ребенком и запустите ее. Пусть посмотрит, как она кружится.

4. Когда ребенок посмотрел, как действует игрушка, дате ему самому попробовать запустить. Сначала помогите ему. Возьмите его ручку в свою руку и вместе запустите юлу. Порадуйтесь его новому успеху.

5. Можно также использовать для игры неваляшку. Пусть ребенок посмотрит как она качается из стороны в сторону.

Игра с тряпичной куклой

Ребенок все свое время тратит на познание окружающего мира, его внимание привлекает буквально все, что находится в его поле зрения. Но особенно онилюбят наблюдать за двигающими предметами. Поэтому малыша можно надолго занять при помощи тряпичной куклы, которую одевают на руку. Ее можнокупить, а можно сделать из старой перчатки, пришив к ней пуговички (глазки, носик) и вышив ротик. Игра с такой куклой подходит деткам от шести месяцев жизни. Эта игра помогает развить органы чувств, познавательные способности (внимание, память, творческое мышление, экспрессию), реакцию предвосхищения; отрабатывает новые движения, совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки, упражняет мышцы шеи, тренирует поворачивать головку; научиться следить взглядом за двигающимся предметом, обнаруживать местоположение объектов и наблюдать за ними.

1. Наденьте на свою руку игрушку, так чтобы малыш не увидел ее. Возьмите на руки ребенка.

2. Покажите ему куклу. Пускай кукла поздоровается с ним. Скажет как ее зовут. Спросит, как зовут малыша. Да и просто поговорит с ним. Говоря отимени куклы, измените голос.

3. Спрячьте куклу за спиной и опять покажите малышу, дайте потрогать ее.

4. На следующий раз приготовьте две куклы и инсценируйте небольшое представление.

5. Если вы будете каждый раз доставать куклу одним и тем же способом, то ребенок скоро научится предвосхищать ее появление.

6. Позже, когда подрастет малыш, можно играть с ним, надев ему на ручку игрушку.

Альпинист

Ваш ребенок превратился в маленького исследователя, который везде ползает и рассматривает все, что находится у вас на полках. Самое время направить его энергию в более правильном направлении и поиграть с ним в развивающую игру «Альпинист». Эта игра подходит деткам от шести месяцев жизни. Она развивает моторные навыки, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; увеличивает общую подвижность; координацию, развивает уверенность в своих движениях; обучает координировать движения; тренирует различные группы мышц; развивает логическое мышление.

1. При помощи подушек, одеял, одежды соорудите в комнате «горную вершину». Препятствие должно быть по силе ребенку.

2. Предложите малышу вскарабкаться на гору. Покажите ему, как это делается. Залезьте сами на «гору».

3. Малыш с удовольствием полезет «покорять вершину». Будьте рядом с ребенком, помогите, если что-то не будет получаться. Кстати, в этот момент ребенок может проявить свое логическое мышление. Наша доченька, после того, как я показала, как нужно перелезть через «гору», чтобы добраться до любимой игрушки, взяла и обползла эту «гору» вокруг и тоже добралась до игрушки. Но совсем другим путем. Это, кстати, показала, что она умеет мыслить и находить правильный путь к достижению цели (спокойно проползти вокруг, а не карабкаться по «горе».)

4. Потом, когда малыш освоится, можно соорудить целый «горный кряж». И уже всей семьей весело карабкаться, прятаться на этой «вершине».

Плаваю, как рыбка

Во время купания можно поиграть с малышом в развивающую игру «Плаваю, как рыбка». Эта игра подходит деткам от шести месяцев от роду. Эта игра позволяет ребенку привыкнуть к водной среде; научиться небояться в непривычных ситуациях; приобрести уверенность в себе и обучиться доверять окружающим; стимулировать психомоторное развитие, отрабатывать новые движения и совершенствовать уже имеющиеся; развить познавательные способности: память, внимание, творческое мышление; узнать социальные нормы и научиться общаться с другими людьми; развить способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.

1. Приготовьте ванну малышу.

2. Опустите его в воду, посадите его, пусть он вдоволь поплескается, поболтает в воде ручками и ножками, чтобы немного привык к воде.

3. Возьмите ребенка, поддерживая за спинку, так, чтобы он лежал на воде.

4. Начинайте потихоньку двигать его вперед и назад по поверхности воды. Следите, чтобы голова малыша была над водой.

5. Во время движения имитируйте звук парохода или рассказывайте потешку:

«Плаваю, как рыбка я

И туда,

И сюда,

Плим-плим-плим,

Прям как рыбка – налим».

6. Пустите рядом с ребенком яркую игрушку. Пусть малыш попробует ее схватить ручками во время «заплыва».

7. Никогда не оставляйте ребенка самого в ванне.

Туннель

Если малыш уже начал ползать, то с ним уже можно поиграть в развивающую игру «Туннель». Эта игра подходит деткам от шести месяцев жизни. Она тренирует мускулатуру; укрепляет координацию и учит различать лево и право; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; приучает не бояться в непривычных ситуациях; развивает уверенность в себе и учит доверять окружающим; знакомит с социальными нормами и учит общаться с другими людьми; вырабатывает способности к спонтанному выражению эмоций; разрядке напряжения; ощущения себя как личности.

1. Сделайте из большой коробки (или задрапируйте две стороны журнального столика тканью или целлофаном) туннель. Коробка или столик должны быть достаточно большими, чтобы ребенок мог спокойно по ним пролезть.

2. Посадите малыша на пол возле одной стороны туннеля, а с другой стороны положите игрушку. Или можно просто сесть самому с другой стороны и позвать малыша к себе. Не позволяйте долго находиться ребенку внутри коробки, ведь он может испугаться. Если потребуется, протяните руки и помогите малышу преодолеть препятствие.

3. Проползите сами через туннель. Пусть малыш с радостью встретит вас с другой стороны.

4. Ребенок с удовольствием проползет через туннель, если будет знать, что за ним ползет мама или папа. И наоборот, он с радостью будет ползти вслед за вами через туннель.

Семейный фотоальбом

У вас много семейных фотографий? Организуйте с их помощью развивающую игру для своего малыша. Эта игра подходит деткам от шести месяцев жизни, и еще долго ему не надоест. Такая игра учит следить взглядом за изображениями; тренирует узнавать и отличать близких людей; стимулирует работу органов чувств; развивает познавательные способности (память, внимание, экспрессию, творческое мышление); знакомит малыша с социальным нормами и учит общаться с другими людьми; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности; устанавливает эмоциональный контакт и взаимопонимание между родителями и ребенком.

1. Отберите часть фотографии со своими родственниками (чтобы были все ближайшие родственники: мама, папа, дедушки, бабушки, тети, дяди, братики, сестрички), и поместите в яркий альбомчик.

2. Возьмите малыша на руки. Скажите ему, что вы сейчас будете смотреть семейные фотографии и откройте альбом.

3. Рассказывайте, кто изображен на фото, кем он приходится ребенку.

4. По принципу этой игры можно сделать подобные развивающие альбомчики с изображениями животных, автомобилей, бытовых предметов и т.д. С такими альбомами можно рассказывать, какие звуки издает тот или иной предмет или зверюшка, зачем он нужен, где малыш его видел.

Догонялочки

Как только ваш малыш научится хорошо ползать, можно с ним поиграть в отличную развивающую игру «Догонялочки». Эта игра позволит вашему ребенку развить органы чувств и познавательные способности, такие как память, внимание, творческое мышление, экспрессия; научиться следить взглядом за людьми; натренировать моторные навыки, отработать новые навыки и усовершенствовать уже имеющиеся; научиться различать, где лево, а где право, работая руками иногами; отработать синхронность движений.

1. Пустите ребенка на пол. Опуститесь на пол рядом с ним и начните передвигаться ползком, малышу понравится столь необычное поведение мамы или папы, и он направится за вами следом.

2. Сделайте вид, что боитесь того, что ваш ребенок вас догонит. Это еще больше добавит ему азарта.

3. Потом поменяйтесь ролями. Когда малыш поползет, сделайте вид, что хотите его догнать. Дайте возможность малышу «убежать» от вас. Потом догнав его, сделайте вид, что хотите его «съесть».

4. Когда же ребенок выступает в роли преследователя, позвольте ему догнать вас. Выражайте свои эмоции по поводу его «победы».

5. Когда малыш освоится с правилами, усложните игру начните перемещаться среди препятствий (хаотично разложенные подушки, игрушки). В такую игру можно играть всей семьей.

Преодоление преград

Малыш с каждым днем растет и с каждым днем он все больше получает возможностей познавать мир. Как только малыш научится ползать, он самостоятельно начнет изведывать окружающий его мир.

В данном возрасте можно предложить малышу развивающую игру «Преодоление преград». Эта игра подходит от шести – до девяти месяцев. Она позволяет овладеть новыми моторными навыками, тренировать и укреплять мышцы рук и ног, совершенствовать уже имеющиеся двигательные навыки; развивать координацию движений при перемещении в пространстве; вырабатывать ловкость и чувство равновесия.

В эту игру играть лучше обоим родителям сразу.

1. Сядьте на полу, вытяните ноги. Посадите ребенка на пол.

2. Около второго родителя положите игрушку и привлеките к ней внимание ребенка, так чтобы ему захотелось добраться до нее, проползя поверх или под вашими ногами.

3. Положение ваших ног может быть различным: просто вытянутые ноги; согнутые ноги, образующие «туннель»; одна нога вытянута, а другая – немножко согнута. Таким образом, ребенок не только должен преодолеть, а и найти лучший способ преодоления препятствия.

4. Если малышу трудно, помогите ему. Поощряйте всяческий успех и радуйтесь вместе с ним, когда ему удалось достигнуть цели – завладеть игрушкой.

Коробочки

Когда ваш малыш научился хорошо сидеть, можно занять его интересной развивающей игрой «Коробочки». Эта игра подходит деткам от шести до девяти месяцев. Она укрепляет зрительно-моторную координацию, отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющие двигательные навыки; учит узнавать и различать различные предметы; развивает умение классифицировать объекты, органы чувств, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); стимулирует тактильное и зрительное восприятие.

Для этой игры вам необходимо будет приготовить несколько коробочек разного размера с крышечками. Лучше, если они будет отличаться друг от друга цветом.

1. Разложите на полу коробочки и крышки. Посадите рядом ребенка, так что бы он смог до них дотянуться. Дайте время малышу, чтобы он их рассмотрел.

2. Покажите ребенку, как закрывают крышкой коробочку. Когда крышка подходит к коробке, радостно восклицайте «Ура!!!». Если же крышка не подходит, произносите «Нет!»

3. Дайте малышу самостоятельно поиграть с коробками.

4. Через время смешайте коробки. И подавайте ребенку крышки одну за другой, чтобы ребенок прикладывал их к соответствующей коробочке.

5. Не расстраивайтесь, если он начал играть другим способом с коробками. Со временем, может уже завтра или послезавтра он примет ваши правила игры. А пока он просто знакомится с новыми игрушками.

6. Как вариант, на следующий раз сами начните играть коробочками (открывайте и закрывайте их крышками), ребенок, глядя на вас, заинтересуется и тут же захочет принять участие в игре.

Летящие предметы

Детки всегда любят бросать игрушки на пол. И это совсем не из вредности, и не для того, чтобы лишний раз погонять маму или папу. Просто у малышей пробудилось чувство исследователя. И вот они проводят такой опыт: что же произойдет, если бросить тот или иной предмет на пол? А для точного ответа, вам скажет любой ученый, нужно провести огромное число опытов.

Чтобы добавить новой информации юному исследователю поиграйте с ним в развивающую игру «В полете». Эта игра подходит деткам от шести до девяти месяцев жизни. Она развивает органы чувств и способствует когнитивному развитию (внимание, память, творческое мышление); отрабатывает новые движения и совершенствует имеющиеся; стимулирует хватательный рефлекс и упражняет в ловкости; укрепляет зрительно-моторную координацию и умение следить за движущими предметами; обучает различать и опознавать различные предметы.

1. Приготовьте для игры несколько легких предметов (перышко, листочек бумаги, кусочек ткани).

2. Дайте ребенку один из предметов. Малыш посмотрит на него и бросит.

3. Обратите его внимание на то, как падают предметы.

4. Потом пусть один из родителей бросит перышко, а другой пусть попробует поймать его.

5. Пусть малыш присоединится и тоже пробует ловить.

6. Демонстрируйте радость, когда вы поймаете предметы или поймает ваш ребенок.

7. Потом, покажите малышу, как изменяется траектория полета (например, перышка), если на него подуть.

Развивающие игры для ребенка в возрасте 6 месяцев

Как развивать шестимесячного ребенка? Как игры интересны малышу в шесть месяцев? Развивающие игры и упражнения для мамы и ребенка в возрасте шесть месяцев.

Ведущую роль в развитии шестимесячного малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша в 6 месяцев огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе — реакция «на новизну».

В период шести-семи месяцев ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук шестимесячного ребенка уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. Например, на вопрос: «где матрешка?», ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш «закрепляет», запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной «планки». Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание «золотое» правило педагогики: целесообразно «идти» за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Игрушки для шестимесячного ребенка:

  • Погремушки
  • Мобили и подвески
  • Пирамидки
  • Сенсорные коврики
  • Вкладыши
  • Игрушки с сюрпризом
  • Образные игрушки

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.
Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания. Несколько примеров:

  • игра с 2-3 предметами – воздействуя на один, малыш изменяет в пространстве положение других (игры с гирляндами игрушек);
  • прокатывание предметов: толкание игрушки от себя и следование за отталкиваемым предметом;
  • раскидывание предметов из емкости (ведерочка, коробки, тележки) путем ее переворачивания и высыпания всех шариков, кубиков, колечек и т.п.).

Несколько советов об играх с шестимесячным ребенком.

  • Совет 1.

Развивайте у крохи навыки устойчивых действий с предметами. Формируя такую предметную деятельность, Вы помогаете шестимесячному малышу лучше ориентироваться и управлять своими действиями с игрушками, исследовать их свойства.
Пример развивающей игры:
Возьмите для игры погремушку или другую яркую и звучащую игрушку. Расположите ее перед малышом.
Спросите ребенка: «Где шарик?» (назовите игрушку), можно делать это неоднократно, и, если он не сориентировался – укажите ему на игрушку сами. И вот он берет предмет, перекладывает его с места на место, играет им. Это и есть предметная деятельность, ведущий показатель развития ребенка в таком раннем возрасте.
Создайте все условия, чтобы малыш позанимался погремушкой в течение 1-2 мин. Можно заинтересовать кроху к действию с помощью несложных методов: показа и прятанья игрушки, а также дополнительных «аксессуаров»: цветных ленточек, колокольчиков привязанных к ручке погремушки.

  • Совет 2.

Покажите ребенку способы простых действий с игрушками, направленными на определенный результат, например, игра вкладышами (например: матрешка); научите прокатывать шары по сквозному пространству (шаборбос), нанизыванию колец (пирамидка) и т.д. Интересны малышу будут и игрушки с сюрпризом.

  • Совет 3.

Практикуйте простейшие совместные действия с ребенком: например, Вы нанизываете колечки пирамидки, а ребенок их снимает, или собираете шарики в мисочку – ребенок их раскладывает и т.д. Таким образом, Вы обогатите эмоциональную активность ребенка в процессе «делового» общения, поощряя его инициативу. А также поспособствуете проявлению у шестимесячного ребенка подражательных действий, повторяющих движения взрослого.

  • Совет 4.

Чем богаче становится опыт малыша по совместной с Вами игре с игрушками, тем быстрее он начнет узнавать их, даже если они чем-то частично прикрыты. Однако ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью! Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока малыш еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже если его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, кроха не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, чем-нибудь закрыты или заслонены.
Развенчайте для крохи этот миф с помощью такой игры:
Игра «В какой руке?»
Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажите ее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Весело похлопайте в ладоши и поздравьте его, если он найдет пропажу. Начните игру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажите ее еще раз.

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей.

У ребенка в возрасте 6 месяцев, необходимо также продолжить развивать ориентировочно-исследовательские действия при манипулировании предметами, учить выполнять простые результативные взаимосвязанные действия.
Игра «Дерни за веревочку!»

Возьмите яркую игрушку, любимую ребенком или новую для него, высотой около 20 см. Хорошо, если при движении эта игрушка будет издавать мелодичный звон, как, например неваляшка. Обвяжите ее узкой лентой (около 1 метра длиной) и ко второму концу ленты привяжите небольшое кольцо, удобное для захвата (диаметром 10-12 см).
Ребенок лежит на животе, опираясь на руки. Это кольцо положите перед малышом на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), игрушка же расположена от кольца на расстоянии одного метра.
Обратите внимание ребенка на кольцо, и назовите предмет: «Смотри, колечко». Побудите малыша подползти к кольцу.
Затем предоставьте возможность самостоятельно действовать с кольцом. Малыш подползает к нему, подтягивает к себе, начинает манипулировать им. Связанная с кольцом лента приводит в движение матрешку-неваляшку, раздается мелодичный звон.
Далее малыш будет пытаться сориентироваться в ситуации: установить источник звука, связь между двумя предметами – кольцом и игрушкой (дергая за кольцо, можно привести в движение матрешку-неваляшку). Если же, Ваш малыш не смог самостоятельно осуществить описанное выше действие, то продемонстрируйте этот «секрет» сами. А может Ваше чадо попробует подползти игрушке?
Народная игра «Бочата»

Народная игрушка «бочата». Используется один крупный бочонок. В бочонок вкладывается в свернутом виде легкий цветной платочек (примерно 40х40 см).
Расположитесь с ребенком на ковре. Малыш находится в позе «на животе». Поставьте перед крохой бочонок, из которого торчит уголок цветного платочка. Ребенок подтягивает за уголок платка бочонок. Играет им. Мама раскрывает бочонок. Ребенок вытаскивает платочек. После этого можно снова свернуть платочек и сложить его в бочонок, оставляя лишь его яркий уголок. Опять предложите малышу. Далее действия с бочонком разворачиваются ситуативно, в зависимости от поведения ребенка. Покажите крохе, как можно платочек вытягивать.
Осваиваем игру в вертикальном положении:
Колокольчики мои…
Учите малыша действовать совместно с Вами, при этом находясь в вертикальном положении у Вас на руках.

Подвесьте игрушки на веревочку. Все они должны отличаются по цвету, форме, величине (размером от 4 до 10 см).
Ребенок находится в вертикальном положении на руках у мамы. Вы при этом держите его на левой руке вполоборота и обхватываете правой за спинку, предоставляя малышу возможность манипулировать висящей игрушкой.
Малыш подтягивает к себе, например, колокольчик. Вы показываете, как им звенеть, как его раскачивать. Кроха повторяет. Точно так же обыгрывается шарик и другие игрушки-подвески.

А вот еще вариант этой игры:
Возьмите узкий медицинский лейкопластырь, и приклейте с его помощью игрушки, например, к деревянной поверхности шифоньера (пятен почти не будет, они легко отмываются). К обоям на стене лучше не клеить по понятным тому причинам. Захватив игрушку ручками и потянув их на себя, кроха оторвет их от шифоньера легко! Удивлению ребенка нет предела: только что игрушка была на шифоньере – щелчок, а теперь в его руках! На нашем опыте эта игра сопровождалась искренним смехом!

Развиваем тактильные (сенсорные) ощущения и мелкую моторику у шестимесячного ребенка.

На седьмом месяце у младенца совершенствуется мелкая моторика рук. Он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. Этому способствуют два момента: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет воспринимать изображение на расстоянии. Теперь кроха будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
Сделайте игровое поле ребенка достаточно информативным: обеспечьте ребенка предметами быта и игрушками, вызывающими яркие исследовательские эмоции, побуждающими к двигательной активности.
Примеры: бидончик с крышкой, коробочки с крышками, игрушки с забавными мордочками, звуковые модули – шумовые и музыкальные и т.д. Пусть все это будет разных естественных цветов, материалов, с различной друг от друга поверхностью.
Используйте для шестимесячного ребенка игрушки, которые могут реагировать на действия: пищать, звенеть, растягиваться, выскакивать и т. д.
Игра «Шарик в баночке»
Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть с предметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большую жестяную банку. Может у Вас есть такая – из-под кофе или чая? Главное, чтобы края ее были безопасными для крохи. Дайте малышу пластиковый шарик или кубик. Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик.
Незнакомый звонкий звук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз. Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится.

Домашняя песочница
Очень полезно для ребенка брать в руки, щупать и пересыпать сыпучий материал, например крупы, муку, фасоль, горох и так далее. Устройте ему небольшую домашнюю песочницу! Единственная проблема – ребенок будет тянуть все это в рот, и чтобы малыш не наелся всего вышеперечисленного, на первых порах используйте поваренную соль! Попробовав ее на вкус, он вряд ли уже возьмет ее в рот во второй раз. А в дальнейшем вполне вероятно, что этот опыт обращения с материалом перенесется и на остальные виды круп, песок в песочнице и прочее.

Микромассаж детских рук
Добавим к этому занятию интересный метод микромассажа руки: во время игры в «песочницу» насыпьте крохе в ладонь немного гречки (можно брать и рис, но форма гречневой крупы больше подходит для этого занятия). Насыпали? А теперь своей рукой покатайте крупу на детской ручке – так как будто Вы моете ему руку. Делайте это осторожно, чтобы не вызвать боли. Попробуйте этот массаж и для себя, он приятно воздействует на биологически активные точки, которых на ладони великое множество.

Из чего же сделана мама?
Если Вы возьмете шести-семи месячного ребенка на руки и попробуете просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, скорее всего он решительно отодвинет ваше приветливое лицо и будет хватать все доступные и недоступные для манипулирования предметы — волосы, воротник, бусы, серьги и т.д. Игры с мамой, на маме и с мамиными «игрушками» — это очень увлекательное занятие для малыша.
Поспособствуйте этому – повесьте себе на шею побольше разных «побрякушек», деревянных бус, и бус из натурального камня, да в общем все, что попадется под руку. Конечно, не обязательно ходить ряженой как новогодняя елка целый день, но на минут 15 доставить крохе удовольствие – почему бы нет?
Бумага, целлофан, фольга
В возрасте шести месяцев ребенок любит играть с шуршащей папиросной бумагой, целлофаном и фольгой. Ему интересно мять и отрывать кусочки, слушать звуки, которыми сопровождаются эти действия.
Поскольку во время игры малыш может затащить бумагу или фольгу в рот, необходимо очень внимательно наблюдать за любимым чадом. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может нанести вред здоровью.

Когда лучше всего проводить игру?

Для того, чтобы ваши игры с ребенком проходили в хорошем настроении и настрое, необходимо выстроить правильно организованный режим дня.

Соблюдение режима дня — залог полноценного развития шестимесячного малыша.