Как подготовить ребенка к детскому саду Комаровский

«Как быстрее адаптировать ребенка к детскому саду?»

«Как быстрее адаптировать ребенка к детскому саду?»

Малыш подрос, хотя прошло совсем немного времени с того дня, как его с мамой выписали из родильного дома. Позади бессонные ночи, соски и бутылки, смеси и подгузники. Конечно, многим мамам подольше хотелось бы посидеть с ребенком, но пора выходить на работу. Хорошо, если есть бабушка, которая согласится сидеть с внуком или внучкой, но… либо ее нет, либо бабушка тоже работает. Поэтому у мамы нет другого выхода, как отдать бесценное чадо в детский сад в руки чужой тети. И все мамы без исключения считают, что именно ее ребенка будут там бить, обижать, морить голодом. Но… что бы там мама не придумывала, идти в ясли надо. В основном, молодые родители задаются одним вопросом: «Как облегчить привыкание ребенка к детскому дошкольному учреждению?»

1. Для начала надо соотнести распорядок дня ребенка и режим детского сада, куда собираются его отдать. Постараться укладывать его спать в то же время, что и в дошкольных учреждениях. Гулять и кушать в те же часы.

2. Обязательно нужно обратить внимание на меню. Если ребенок дома привык кушать только творожки и пюре, то в садике не заставить его съесть ни супы, н каши. Ребенок останется голодным! И в этом вина родителей!

3. Очень многие дети современных мам долгое время пьют из бутылки и писают-какают в памперс. Придя в детский сад, ребенок испытывает ужас. Мало того, что его отдали чужой тетеньке, так еще нет любимой бутылочки и спасительного подгузника! Дорогие родители! Ничего, что вы чуть-чуть помучаетесь и своевременно отучите своего ребенка от этих удобств, зато потом и вам, и ему, поверьте, будет легче и спокойнее.

4. Пусть ребенок берет с собой в детсад , особенно первое время, любимую игрушку. С ней ему спокойней, ведь он взял частичку родного дома.

5. Первый месяц не надо оставлять ребенка на целый день, нужно стараться постепенно приучать его к новому коллективу. Сначала приводить его только в часы утренней прогулки и оставаться самим. В последующие дни увеличивать понемножку время пребывания в детском коллективе. Если родители будут пренебрегать этим советом и оставят малыша в первый же день надолго, то он у них будет часто болеть. Что же он почувствует? Что мама, самый родной для него человек, бросила его в незнакомом месте среди незнакомых людей. Для него это будет шоком.

6. Утром, когда ребенка уже привели в группу, не надо устраивать долгих проводов. Чем дольше мама с малышом прощаются, тем тяжелее расставание. Даже если он заплакал, нужно обязательно уходить. После ухода родителей ребенок успокоится и пойдет играть.

При соблюдении этих простых правил адаптация к детскому саду пройдет менее болезненно.

Чем полезен детский сад для малышей

До того момента, как начнется школьный возраст, родители являются фактически единственным авторитетом для ребенка. Но важно помнить, что с трехлетнего возраста ребенок должен начать общаться со сверстниками, развивать общительность и коммуникабельность. Детский сад в полном объеме справляется с этой задачей, предоставляя массу возможностей. Главной проблемой становится вопрос о том, как лучше адаптировать ребенка к детскому саду.

Плюсы детского сообщества:

  1. В коллективе сверстников малышу гораздо проще освоить и понять навыки самообслуживания: самостоятельно научиться надевать одежду, производить за собой уборку вещей и игрушек, освоить соблюдение правил личной гигиены.
  2. Благодаря пребыванию в детском саду у детей формируются навыки общения, малыши приучаются считаться с общими интересами и работать во взаимодействии с другими детками. Успешная адаптация ребенка в детском саду особенно важна для развития этих навыков у детей, единственных в семье.
  3. Установка из младенчества «я – мое» переходит в понимание «наше — общее». Дети начинают охотно помогать другим, делиться игрушками.
  4. Дети получают различную информацию и опыт, что способствует быстрому развитию речи, логического мышления, музыкальных способностей и художественных наклонностей.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Каждая мама, которая намерена в скором времени отвести своего ребёнка в детский садик, должна заблаговременно продумать процесс помощи ребёнку в адаптационный период. Есть несколько советов психологов и педагогов по данному поводу:

  1. Не стоит устраивать сюрприз для ребёнка из посещения детского сада. Нужно постараться заранее объяснить малышу, куда он идёт, зачем, что он будет там делать и так далее.
  2. Желательно узнать примерную программу развития детей, принятую в саду, и начать знакомить ребёнка с её ключевыми моментами. Это важно для решения проблемы того, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.
  3. Все объяснения должны быть максимально простыми, с позитивным настроем, чтобы заинтересовать ребёнка садом.
  4. Если жилье находится рядом с детским садом, нужно чаще гулять на его территории.
  5. Неплохо заблаговременно познакомиться с воспитателями, набирающими группу, и познакомить с ними кроху. Причём чем лучше ребёнок узнает воспитателя до того, как он останется с ним без мамы, тем ему будет проще в дальнейшем.

Советы по здоровью

По поводу укрепления здоровья малыша перед началом посещения сада следует обратить внимание на такие советы по адаптации ребенка к детскому саду:

  1. Прежде всего следует подготовить иммунную систему ребёнка к скорой встрече с новыми вирусами. Скорее всего, кроха всё равно будет какое-то время болеть.
  2. Когда семья поедет отдыхать летом, лучше отдать предпочтение той климатической зоне, которая имеется на территории постоянного проживания, чтобы не переживать акклиматизацию. Если же запланирована поездка на море, отпуск должен быть рассчитан таким образом, чтобы ребёнок находился на побережье целый месяц (а не семь дней, как чаще всего происходит). Важно знать, как адаптировать ребенка к детскому саду по здоровью, так как иммунная система крохи работает на полную мощность, приспосабливаясь к изменениям, и вместо оздоровления в первые пять дней происходит ухудшение состояния. Поэтому, если по финансовым или каким-либо другим причинам нет возможности обеспечить ребёнку тридцать дней пребывания на море, лучше отказаться от его посещения совсем (по крайней мере, в тот год, когда малыш начнёт посещать детский сад).

Как облегчить задачу воспитателям

Не нужно думать, что только для родителей является большой проблемой адаптация детей к детскому саду. Для воспитателей это также является сложным процессом, а родители могут помочь им и своим детям. Нужно помнить о следующем:

  1. Не стоит думать, что воспитатели обязаны научить ребёнка всем необходимым ему навыкам сами. Это ребёнок своих родителей, и чем больше самостоятельных навыков ему будут ими привиты дома, тем легче и быстрее пройдёт приспособление к новой среде.
  2. Следует начать соблюдать дома режим дня, принятый в детском саду, хотя бы за два месяца до начала его посещения, чтобы малыш успел привыкнуть к определённой упорядоченной системе действий, а также к тому, в каком порядке эти действия должны выполняться. Это легко поможет решить проблему того, как адаптировать ребенка к детскому саду.
  3. Нужно стараться как можно раньше начать развивать своего ребёнка в социальном плане: прививать ему навыки говорить правильно, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Для этого полезно посещать клубы раннего развития детей.

Длительность периода адаптации

Многих родителей интересует вопрос, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду. Однозначного ответа на него нет, так как многое зависит не только от взрослых, но и от характера малыша, а также его окружения и периода подготовки к первому дню похода в детское учреждение. Так, например, существуют специальные клубы адаптации, куда можно отдать малыша, прежде чем отправляться с ним в детский сад.

Может так сложиться, что клуб раннего развития детей, расположенный ближе всего к дому, посещает только один ребёнок похожего возраста. Для начала он подходит, но по истечении месяца заведение придётся сменить.

Идеально подойдёт группа со средней посещаемостью 5-7 детей возраста ребёнка, где родителей допускают только на первые 1-3 занятия, а дальше занимаются с детьми самостоятельно. Неплохо будет, если ведётся видеонаблюдение, и родители, находясь в комнате ожидания, контролируют процесс обучения своего чада. Это привьёт ребёнку навык слушаться новых взрослых, общаться со сверстниками и мягко подготовит иммунитет к встрече с новой микрофлорой.

В лучшем случае адаптация детей раннего возраста к детскому саду происходит на протяжении месяца, иногда срок достигает трех-четырех месяцев, а некоторым деткам хватает и пары недель.

Что делать, если поведение изменилось

Вне зависимости от того, сколько длится адаптация ребенка к детскому саду, родители в скором времени начинают замечать изменения в поведении малыша. И здесь могут пригодиться следующие советы:

  1. Первое, что советуют психологи – набраться терпения. Первое время (от двух недель до трёх месяцев) дети плачут, меняют манеру поведения, становятся агрессивными. Они протестуют против слома привычной комфортной безопасной среды обитания.
  2. Не оставлять ребёнка в детском саду одного внезапно. Маленького человечка легко увлечь чем-то новым, и он охотно пойдёт в группу без слёз и криков, заинтересовавшись новой игрушкой. Но если мама на радостях от такого поведения уйдёт, не попрощавшись, малыш может на следующий день закатить истерику при одном упоминании о садике. Он не понимает, куда исчезла мама в предыдущий день, проблема адаптации ребенка к детскому саду в этом случае может усугубиться.
  3. Возможно, кроха прилипнет к родителям и морально, и физически, а отпускать будет только с рёвом. Это нормальная реакция на слишком резкую перемену жизни. Не стоит сразу же оставлять ребёнка на целый день. Лучше сначала — на час-два, затем до обеда. Со второй недели уже можно оставить его на весь день.

Подготовительные игры

В трёхлетнем возрасте чаще всего дети ещё не понимают объяснений, нотаций и окриков. У них всё обучение происходит через игру, и эту особенность можно использовать себе на благо и подумать, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

С определённой регулярностью с ребёнком стоит проводить ролевую игру «мышка-малышка посещает детский сад» (вместо мышки может быть взята любая игрушка, которую кроха любит больше всего). Цель данной игры – вызвать у малыша ощущение безопасности, комфорта и интереса к саду. Самое главное – если нет времени играть, лучше не начинать это сегодня, ведь каждая новая игра в мышку-малышку обязательно должна заканчиваться приходом мамы, объятием, поцелуем и уходом домой. Это важно помнить и понимать, как правильно адаптировать ребенка к детскому саду.

Лучше пропустить какие-то режимные моменты (мытьё рук, прогулку), чем остановить игру до вечернего прихода мамы. Можно предложить своему ребёнку самому рассказать мышке-малышке, как хорошо в садике, почему он туда ходит. Пускай малыш станет для мышонка старшим братом/сестрой и будет защищать его. Родителям в это время нужно очень внимательно слушать, что ребенок станет говорить. Чаще всего, уговаривая игрушку, дети описывают свои проблемы и переживания, а поняв своего ребёнка, можно лучше ему помочь пережить трудности адаптации.

Как легче адаптировать ребенка к детскому саду

Помочь проблеме адаптации можно следующим образом:

  1. Разрешать ребёнку забирать домашнюю игрушку с собой на следующий день (если это не запрещено в саду), он покажет ей свой шкафчик, кроватку, стульчик. Пусть сажает любимца рядом с собой на занятиях, ведь в данном случае это не просто игрушка, а частичка дома, заменитель мамы.
  2. Посещение детского дошкольного учреждения – огромный стресс для крохи, даже если он не показывает этого внешне. Он не может расслабиться при воспитателях, боится сделать что-то не так. По этой причине, придя домой, ребёнок может капризничать – он «скидывает» накопившееся за день напряжение. Справиться с этим можно при помощи повышения физической активности малыша, игр.
  3. Идя забирать ребёнка, можно взять с собой футбольный мяч или попросить друзей, у которых есть собака, пойти вместе с вами. Ребёнок будет просто счастлив поиграть в подвижные игры с родителями или побегать собачкой на свежем воздухе. Тем самым он сбросит стресс, устанет и легко ляжет спать.

Поведение родителей

Так как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду должны в первую очередь сами родители, то от их поведения и зависит очень многое в этот сложный период. Зачастую они сами виноваты в затянувшейся адаптации ребёнка.

Если они ругают садик или воспитателя при малыше, пугают его садом, если плохое поведение обсуждают со всеми родственниками, а хорошее не показывают никому, то ребёнку будет вдвойне тяжело. Он нуждается в поддержке, а не в порицании, и считает такое поведение мамы предательством.

О слезах лучше забыть совсем и просто не обращать на них внимания, отвлекая игрой. В присутствии крохи необходимо хвалить садик, воспитателей, других работников. Делать акцент на том, как хорошо малыш приспосабливается, какие (пускай небольшие) успехи он имеет на сегодняшний день, чего сможет добиться через месяц, неделю, к концу года. Это поможет решить проблему, как быстро адаптировать ребенка к детскому саду.

Нужно придумать свой особенный ритуал прощания и встречи с малышом, обсудить с ним детали и приучать их соблюдать. Тогда у ребёнка выработается привычка прощаться без слёз, ложиться спать самостоятельно, отпрашиваться у воспитателя, когда за ним пришли.

Залог успешной адаптации ребёнка – спокойствие и уверенность родителей в положительном конечном результате. Ребёнок «считывает» информацию и сам становится спокойнее. Поэтому если мама не может смотреть на детские слёзы, более того, всё время их подсознательно ожидает, пускай первый месяц-два ребёнка отводит папа или другой, более спокойно настроенный член семьи.

Ребенок и детский сад. Часть 2

Уникальные браслеты в стиле Pandora

С егодня вы узнаете ответы на вопросы: в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад? как проходит адаптация ребенка в детском саду? как подготовить ребенка к посещению детского сада? можно ли вести ребенка в садик с соплями? как не заболеть в детском саду? нужна ли в детской группе кварцевая лампа? какой должна быть профилактика детских болезней в садике? и многое другое.

Прошлый рассказ, что такое хороший детский сад и как выбрать детский сад для ребенка, об этом можно посмотреть ЗДЕСЬ. Сегодня доктор продолжит отвечать на вопросы родителей про детский сад.

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад, если есть возможность сидеть с ребенком дома?

Вопрос весьма актуальный для многих молодых родителей. Рассмотрим какие вопросы и сложности возникают у родителей с появлением малыша.

Безусловно с рождением ребёнка свободного времени у родителей становится на много меньше, и круглосуточные забота и уход за малышом требуют много сил и терпения. Жизнь становится ещё прекраснее и интереснее с маленькими детьми, но взрослым папе и маме нужно продолжать работать, делать карьеру, зарабатывать деньги (расходы с появлением ребёнка растут) и когда малышу уже более года, возникает вопрос, отдавать ли ребёнка в детский сад.
Отдавать ли детей в детский сад?

Конечно есть разные мнения по поводу детского сада. Одни считают, что ребёнок не для того родился, чтобы его детство проходило среди чужих детей в детском саду и сидят с ребёнком дома самостоятельно. Другие, предпочитают на весь дошкольный период нанимать нюню (сиделку). А третьи, проанализировав пользу от одного, другого и третьего — отдают своих малышей в детский сад в хорошие руки (желательно).

Вопросов здесь конечно много:

В принципе, отдавать или не отдавать ребёнка в детский сад? И почему?
Во сколько лет отдавать своё чадо в садик?
Как выбрать хороший садик и воспитателей?

Ответим на вопросы по порядку:
1. Отдавать ли ребёнка в детский сад и что это даёт?

Ответ. Если у вас есть такая возможность — то да, отдавать обязательно! У меня 2 сына, сейчас им 6 и 8 лет. Тот, которому 6 лет — сейчас заканчивает второй класс вместе со старшим сыном и по развитию не отстаёт, хотя в первом классе пришлось немного брать индивидуальные занятия с учителем.

И первого и второго сына мы отдали в детский сад с 1 года. Врачи в поликлинике на нас конечно «гнали беса» и отговаривали, но в итоге мы родители, да и дети тоже остались очень довольны. Нам, конечно очень повезло, спасибо Высшим Силам, и с садиком и с воспитателями. Сыновей моих очень любили все воспитатели, и это очень важно, но я бы хотел отметить следующее.

Как выбрать детский сад

Садик, не замкнутая домашняя среда, общение с другими детьми, выстроенные режим жизни, продуманные игры и занятия воспитателей с детьми — дают очень и очень много:

Развитие ребёнка ускоряется многократно.
Изначально уходит и не формируется страх окружающего мира и людей, других детей — ребёнок становится коммуникабельным, смелым с самого маленького возраста обучается общения и жизни в коллективе.
Выстроенные ритмы делают свое важное дело — в одно и тоже время вставать утром, кушать, ходить в туалет, играться, спать днём и т.д.
Реально, уже с первых недель пребывания в детском саду ребёнок очень многие вещи начинает делать самостоятельно, он уже не является таким беспомощным и зависимым как до этого.
Ребёнок с детских лет в очень комфортных условиях учится искусству жизни, общения, отстаивания своих интересов, различным видам игр, и мн. др. Это даёт им серьёзный задел и начальные навыки для их будущего жизненного успеха.

Я замечал неоднократно, что дети, которые воспитываются в одиночестве мамами или нянями — по многом показателям, по скорости реакции, по скорости мышления, по активности, по лёгкости и смелости в общении, по количеству испытываемых позитивных эмоций и любознательности, на порядок уступают деткам, которые посещают детский сад с раннего возраста.

В итоге, те детки, которые с малых лет ходили в детский сад — менее закомплексованы, они, как правило, не боятся жизни и умеют радоваться, у них сильнее развито творческое мышление и способность находить в жизни не стандартные решения. Они более сильные, смелые и устойчивые по жизни.

Родители, не бойтесь отдавать своих детей в детский сад, отдавайте смело, скажете потом спасибо! Хотя конечно всегда есть нюансы, которые нужно обязательно рассмотреть внимательно. (8580)

Вам также будет интересно:

Как правильно провести адаптационный период к детскому саду? Столько ужасов наслушалась: и болеют дети там часто, и кормят их плохо… Не знаю теперь, отдавать дочку в садик (ей 3,5 года) или лучше няню нанять?

опубликовано 08/12/2008 15:57
обновлено 14/01/2016
— Разное

Отвечает Комаровский Е. О.

В широких народных массах существует заблуждение, что докторам известны некие волшебные таблеточки-капельки, и что если эти таблеточки-капельки вовремя дать ребенку для профилактики, то он, пойдя в детский коллектив, болеть не будет. На самом деле наличие подобных лекарств — сплошь и рядом бизнес, а их эффективность — народные сказки. Будет ли ребенок болеть в детском саду, зависит от здоровья самого ребенка, точнее от того, чем вы занимались те 3,5 года, до того как собрались в детский сад. Например, как часто болели, насколько интенсивно лечились, много ли гуляли, увлекались ли бытовой химией, закаливали ребенка или нет, приучали ли его к стерильности и т.п. А также это зависит от самого детского сада. И следует признать, что последний фактор является доминирующим. Если в детском саду тепло и сухо, если там много накопителей пыли, администрация злоупотребляет дезинфицирующими средствами (хлором и т.п.), помещение не проветривается и с детьми мало гуляют, то ребенок будет болеть, каким бы здоровым он ни был и какие бы таблеточки вы ему ни давали. Поэтому прежде всего надо уточнить, каковы «условия жизни» в том детском саду, куда вы собрались. В конце концов, можно попробовать походить туда немного, а потом уже решать — детский сад или няня.

Гость

На просвещенном Западе ситуация с садиками не лучше. Живу в Бельгии. Тоже самое: в яслях, садиках температура воздуха зимой до 30, окна не открывают — экономят тепло. Дети целый день в уличной обуви — у них здесь не принято переобуваться, даже спят в обуви (в некоторых садах, не во всех). Все дети привыкли сидеть на улице ПРЯМО НА ЗЕМЛЕ ИЛИ АСФАЛЬТЕ! Многие болеют (девочки) циститом потом, но родители всё равно не запрещают им сидеть на холодном. Сопли детям никто не вытирает. (Типа: их много, а я одна). Ходят (в мороз) без шапок, большинство детей без колгот даже зимой. Ни о каких горячих обедах — понятия не имеют, весь день жуют бутерброды. После 3х лет в садах ДЕТИ НЕ СПЯТ! И при этом мест нет. Запись в садик за два-три года вперед. После 3х лет уже не садик называется, а школа. Так что, радуйтесь, что в России, на Украине, хоть за деньги можно найти что-то лучше. Здесь даже за деньги не найдешь.

GANJENKO Украина, Коминтерновское

Добрый день! Моему сыну 2,5 лет. 2 июля ребёнок первый раз пошёл в садик, а уже на следующее утро у ребёнка повысилась температура до 40 градусов. К концу дня у ребёнка уже начался жуткий бронхит и воспаление лёгких. Прошла неделя, а ребёнок ещё в тяжёлом состоянии. В районной СЭС сказали, что садиковскую группу нужно постоянно кварцевать, но аппаратов нет. Что делать?

Дорогая Светлана! Не переживайте! Все будет хорошо! На своем опыте и наблюдая за другими, однозначно — все описанные сложности — не показатель проблем с адаптацией в саду. Стадное чувство сильнее!))). У меня было все тоже самое! Кормились грудью до 1,10 мес. в туалет вместе, засыпали с грудью. Когда отлучите от груди (мы своего сисиного фаната за неделю и без бабушек, главное показать ребенку, что все равно сильно любишь, и по первому воплю кормить человеческой едой и завлекать недозволенными ранее игрушками-болтами. гвоздями. ) удивитесь, какой Ваш ребенок на самом-то деле самостоятельный и взрослый! А в сад, честное слово, как не настраивай, как бы 1й день не бежал с радостью, неделя рева обеспечена (и маминого тоже обязательно. ). Повторюсь, это статистика моих наблюдений, и адаптацию, как это не странно, трудно связать с признает т-ко маму/признает всех, сися/без сиси, истерит по любому поводу/не истерит. ВСЕ БУДЕ ХОРОШО! Здоровья вам и читайте Комаровского. )))

Жили и мы до сада по Комаровскому , до 2 лет вообще НИ РАЗУ не болели, даже когда в доме болели все остальные. Пошли в садик в сентябре. Болели уже 6 раз. Из них с температурой — один раз, и вот в последний раз — с отитом (ребенок пожаловался на боль в ухе, поши к лору — отит, закапали отипакс, больше не жалуется, прыгает-скачет, кушать просит, и т.п.). Вроде бы ужас. НО. В нашей группе уже половина переболели по несколько раз с обструктивными бронхитами, два случая гнойного отита, и т.д. и т.п. Сама воспитательница нам сказала, что мы хоть и болеем не реже других, но пока — ттт — намного легче других, в большинстве случаев все вообще ограничивается только соплями. Избежать болезней не удастся никак, правильно писал ЕОК — весь вопрос в том, КАК болеть. Садик у нас самый обычный, советский , но с воспитательницей нам повезло. Сын плакал в садике только первые три дня, теперь, когда болеет, просится в садик. Воспитательница все время звонит, если нас нет, спрашивает что и как.
И еще. В любое время родитель имеет право надеть белый халат и пойти в садике на кухню — посмотреть, как и что готовят, чем кормят. Это нам воспитательница рассказала, что где-то там в каком-то положении есть такой пункт, только о нем не говорят обычно. Я ходила, знаю, что еще несколько мамочек из нашей группы ходили тоже. На кухне ко мне отнеслись спокойно, попросили вымыть руки и надеть еще косынку. Показали ГОСТЫ, или что там у них, чего и сколько положено давать, и т.п. Заведующая тоже отнеслась спокойно, даже похвалила, что вот мол мамочка беспокоится. Оказывается, мамы просто часто не знаю своих прав, и никто не торопится нас о них информирвоать.
И еще одно преимущество нашего советского сада. У нас стоят старые деревянные рамы, и как ни топи батареи — температура в игровой 21 градус, в спальне 17-18, выше никак. Жаловались мне мамочки во дворе, что в соседнем крутом садике с пластиковыми окнами — температура в спальне +29.

Здравствуйте. моей дочке сейчас 1год и 7 месяцев,но вопрос о садике меня волнует с самого ее рождения.Дело в том, что мы до сих пор целыми днями висим на груди,засыпаем и спим тоже с грудью,ни с кем не остается даже с папой,мы с дочкой везде вместе,даже когда я моюсь она стоит рядом,извините за подробности,даже когда я в туалете она рядом стоит.Скажите пожалуйста как мне подготовить ребенка к садику,чтобы ребенка меньше травмировать.Когда она плачет у меня сердце разрывается.

Три дня в детском саду, — две недели на больничном

Очень распространенной бывает ситуация, когда ребенок до начала посещения им детского сада почти совсем не болел, а потом в три года как пошел в детский сад и началось. неделя в детском саду, две недели — на больничном.

Что делать родителям? Прежде всего, надо признать тот факт, что любой детский коллектив — это источник вирусов и бактерий. Каждый ребенок является носителем своих, специфичных микробов, которые он получил у себя в семье и к которым у него выработался иммунитет. Дети в начале посещения детского сада начинают активно обмениваться микробам, поэтому часто болеют первое время.

Снижает иммунитет у детей также стресс, вызванный посещением детского сада. Чем труднее проходит привыкание ребенка к садику, чем сильнее он переживает разлуку с любимой мамой, тем чаще будет болеть.

В том, что ребенок, начавший посещать детский сад, часто болеет, может быть виноват еще один фактор. Как правило, начало посещения ребенком дошкольного учреждения совпадает с выходом мамы на работу после декрета. Если женщине не очень нравится ее работа, если ей хотелось бы лучше сидеть с ребенком дома, не работать, то она на бессознательном уровне даже будет рада тому, что ее ребенок часто болеет и не может поэтому посещать детский сад. Нежелание мамы по каким-то причинам выходить на работу может подкреплять постоянные болезни ребенка.

ЧТО СЕЙЧАС ЧИТАЮТ НА НАШЕМ САЙТЕ

Развивающие игры онлайн

Меню для детского праздника

Занимательные опыты для детей

Как организовать и провести детский праздник дома

Болезнь ребенка дает выгоду как маме, так и ему самому. У мамы решается вопрос с работой. Сам ребенок теперь не ходит в детский сад, и кроме того, получает во время болезни повышенное мамино внимание и заботу. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), когда имеют место температура, боль и другие сильно выраженные признаки болезни, потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. И тогда ребенок н а бессознательном уровне начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение домой.

Как помочь ребенку легче адаптироваться к детскому саду и меньше болеть?

1. Во-первых, надо принимать в расчет не только то, как часто ребенок болеет, но и насколько тяжело протекают болезни. Если болезни протекают хоть и часто, но легко, без осложнений, без приема кучи лекарств, если малыш выздоравливает сам и все лечение состоит только в обильном питье, фруктах, частом проветривании помещения, то так болеть и так выздоравливать не вредно! Но если, как пишет доктор Комаровский: . каждый чих — повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, — такие ОРЗ однозначное и очевидное зло, и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи.

2. Также родители должны понимать, что если вы не будете водить ребенка в детский сад, боясь частых болезней, то такая ситуация с болезнями может возникнуть с началом посещения ребенком школы. В школе, как вы понимаете, болеть хуже, т.к. ребенок пропускает занятия.

3. Хорошо заранее начать готовить ребенка к посещению детского сада. О том, как подготовить ребенка к детскому саду, вы можете прочитать в нашей специальной статье по ссылке.

4. Идеальный вариант, это когда ребенок идет в детский сад, а его мама при этом имеет возможность хотя бы еще полгода не выходить на работу. В этом случае можно обеспечить ребенку постепенную адаптацию к детскому саду. Т.е. сначала отводить его в группу на пару часов, постепенно увеличивая время пребывания в детском саду.

Кроме того, при таком раскладе мама будет иметь возможность днем переделать все домашние дела, и, забрав малыша из садика, все свое время посвятить ему. Ну и, естественно, вопрос с частыми больничными будет решен.

5. Маме надо изменить свое поведение во время болезни ребенка. Ч тобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо определенным образом вести себя с ребенком во время болезни. Это означает, что внимания к нему должно быть ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни. Условия должны быть такими, чтобы болеть было скучно. По этой теме рекомендуем вам прочитать следующие статьи:

6. Конечно, на здоровье ребенка сказывается его образ жизни. Ежедневные прогулки на свежем воздухе, физкультура, полноценное питание, богатое витаминами, отсутствие вредных продуктов в рационе, жизнь в экологически чистой местности. все это укрепляет иммунитет. Про это знают все родители, но не всегда все эти условия осуществимы, особенно, в условиях жизни в крупном городе. Но, по крайней мере, к этому надо стремиться.

7. И последнее. Если есть возможность, не надо торопиться с выходом ребенка в детский сад после болезни. Дождитесь, когда у него полностью пройдут сопли и кашель. В это время можно и нужно ходить с ребенком гулять, идеальный вариант — прогулки на свежем воздухе в лесу или парке, подальше от большого скопления людей и машин. Свежий воздух поможет ребенку окрепнуть после болезни и будет способствовать лечению кашля и соплей. Затягивать с детским садом тоже не стоит. Если малыш полностью здоров, значит надо идти в детский сад.

Анна Пономаренко

Как проявляется адаптация

В процессе адаптации малыш может плакать при нахождении с другими детьми с отрывом от своих родителей во время их пребывания в группе

  • протестовать
  • бурно реагировать
  • проявлять приступы гнева
  • быть раздражительным, вялым или безразличным.

Как правило, проявление агрессивного поведения, например кроха может кусаться и драться, на самом деле является следствием большого количества социальных и эмоциональных потребностей, в том числе фразами «Будьте добры» и «поделиться с другими», или разочарованием, потому что он не получит то, что хочет.

Вообще некоторые детки являются более склонными к физиологическим реакциям, например, отказу от пищи и отдыха. В то время как другие более склонны к внешнему поведению, например, плачу, агрессии или пассивности. Одной из возможных реакций является регресс в поведении — возвращение к более незрелому поведению и проявлению слабых сторон крохи, например он может опять

  • начать мочиться в постель
  • сосать палец и
  • ли требовать соску.

Реакции могут произойти сразу или несколько дней спустя после первого посещения детского сада. Такие изменения в поведении, это переходный период и это нормальные реакции в процессе прохождения адаптации.

Они исчезнут, когда малыш привыкнет к новой среде, то есть, когда она почувствует себя в безопасности.

Большинство реакций деток происходят в самом начале, а у некоторых после 2-3 дней, или даже после недельного пребывания в яслях или детском саде по распорядку, когда малыш понимает, что пребывание в группе становится повседневным. Такие реакции продлятся до момента пока ребенка и воспитатель не устанавливает социально-эмоциональную связь и доверие.

Адаптация будет успешно завершена, когда малыш начинает спонтанно выражать свои

  • чувства
  • потребности
  • мысли
  • и активно участвовать и проявлять интерес к деятельности группы.

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии “несадиковский ребенок” и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Подготовка ребенка к детскому садику

По мнению доктора Комаровского, смена привычной для ребенка обстановки почти всегда вызывает у него стресс. Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать несложные правила, которые подготовят ребенка к жизни в коллективе.

Подготовка ребенка к детскому саду состоит из нескольких этапов:

  1. Период психологической адаптации. Готовиться к походу в детский сад нужно начинать примерно за 3-4 месяца до намеченной даты. В игровой форме ребенку нужно объяснить, что такое детский сад, зачем туда ходят, чем он будет там заниматься. На этом этапе важно заинтересовать ребенка, указать ему на преимущества посещения сада, рассказать как ему повезло в том, что он идет именно в это учреждение, ведь многие родители хотели бы туда отдать детей, но выбрали именно его, потому что он самый-самый.
  2. Подготовка иммунитета. Постарайтесь летом хорошо отдохнуть, давайте ребенку больше свежих фруктов и овощей, а как минимум за месяц до посещения детского сада желательно пропить курс витаминов для детей, посещающих детский сад. Это не убережет малыша от заражения в период острых респираторных заболеваний, но протекать они будут гораздо легче, без осложнений на другие органы и системы. В самом начале заболевания, как только ребенок почувствует недомогание, нужно забрать его садика и начать лечение, поскольку в этом случае даже адаптированный ребенок может начать плакать.
  3. Соблюдение режима. Независимо от того, пошел уже ребенок в детский сад или только собирается, важно придерживаться такого режима сна и отдыха, как и в садике. В таком случае малыш, попадая в новые для него условия, будет чувствовать себя психологически боле комфортно.
  4. Расскажите ребенку о том, что в садике ему всегда придут на помощь воспитатели. Например, если он захочет пить, достаточно попросить об этом воспитателя.

И самое главное, никогда не нужно пугать ребенка детским садом.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, – сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи – психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Первый день в детском саду

Это самый непростой день в жизни мамы и малыша. Первый день в садике – тревожный и волнительный момент, от которого нередко зависит, насколько легко или сложно пройдет адаптация.

Превратить первое посещение детского сада в праздник помогут следующие рекомендации:

  1. Чтобы утренний подъем не стал для ребенка неприятной неожиданностью, заранее подготовьте его к тому, что завтра он идет в детский сад.
  2. Вечером приготовьте одежду и игрушки, которые малыш может захотеть взять с собой.
  3. Лучше лечь спать вовремя, чтобы утром чувствовать себя более бодрыми.
  4. Утром вести себя спокойно, словно ничего волнительного не происходит. Ребенок не должен видеть ваших переживаний.
  5. В садике ребенку нужно помочь раздеться и подвести его к воспитателю. Не нужно тайком убегать, как только малыш отвернется. Мама должна сама объяснить ребенку, что она уходит на работу и сказать, что она за ним обязательно вернется. И это не связано с тем, что ребенок плачет в садике. Что делать, Комаровский объясняет тем, что ребенку важно знать, что его заберут, как только он позавтракает или поиграет.
  6. Не оставляйте ребенка в первый день на более чем на 2 часа.

Стоит ли водить в садик, если ребенок плачет?

С точки зрения социологии, психологии и педагогики детский сад рассматривается как положительный фактор, способствующий полноценному развитию ребенка и его правильному воспитанию. Коллективная жизнь учит ребенка общению со сверстниками и со взрослыми, благодаря чему со временем ему проще будет учиться в школе и строить отношения с руководством и коллегами по работе.

Своевременная подготовка ребенка к детскому саду начинается за несколько месяцев до планируемого события, но даже в этом случае возможны проблемы с адаптацией. Легче всего к новому коллективу привыкают дети с высокой степенью адаптации, которым смена обстановки не доставляет особого дискомфорта. Сложнее приходится малышам с низкой степенью адаптации. К ним нередко применяют такой термин как “несадиковский ребенок”. Сто делать родителям таких детей? Стоит ли водить ребенка в садик, если он плачет?

Ответ на последний вопрос родители должны дать сами себе. Важную роль при этом играет также то, как часто малыш болеет. Обычно у детей с низкой адаптацией резко снижается иммунитет, поэтому они больше подвержены различным заболеваниям. Если мама может позволить себе сидеть с ребенком дома, то она вполне может принять для себя такое решение. Но стоит учитывать, что, как правило, такие дети сложно привыкают не только к садику, но и к коллективу в школе.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Тема адаптации детей к детскому саду считается очень распространенной среди психологов. И этот вопрос действительно является очень серьезным, поскольку от него зависит последующее отношение ребенка к школе.

Какой должна быть адаптация ребенка в детском саду? Советы психолога сводятся к следующему перечню рекомендаций:

  1. Оптимальный возраст для первого посещения детского сада – от 2 до 3 лет. Познакомиться с новым коллективом следует до того, как наступит всем известный “кризис трех лет”.
  2. Нельзя ругать ребенка за то, что он плачет в садике и не желает его посещать. Малыш всего лишь выражает свои эмоции, а наказывая, мама лишь развивает в нем чувство вины.
  3. Постарайтесь еще до посещения детского сада прийти в него на экскурсию, познакомиться с группой, с детьми, с воспитателем.
  4. Поиграйте с ребенком в детский сад. Пусть куклы будут воспитателями и детьми в детском саду. Покажите ребенку на примере, как может быть весело и интересно в нем.
  5. Адаптация ребенка в саду может быть более успешной, если отводить ребенка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.

Постарайтесь сделать все возможное, чтобы привыкание прошло как можно мягче для малыша и не нарушило его хрупкую детскую психику.