Как правильно учить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время и т. п. Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Несколько полезных советов перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.

Фото: 3643825, .com

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта. Фото: timkraaijvanger, .com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

Фото: zilaseger, .com

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.

Теги: полезные советы, развитие речи, обучение малыша

Как научить ребенка говорить «Нет»?

Нередко родители во время психологических консультаций жалуются, что их ребенок находится под влиянием дурной компании, частенько берет из маминого кошелька деньги. В других же ситуациях, родители сетуют, что их ребенка эксплуатируют одноклассники, которые постоянно просят помочь с уроками и уточняют домашнее задание. Таких ситуаций возникает достаточно много, но объединяет их одно: неумение ребенка вовремя сказать «Нет». Так как же научить ребенка отказывать и говорить «Нет» тогда, когда это нужно?

Существует ряд приемов, которые позволят ребенку говорить «Нет» в различных ситуациях:

➢ Мотивированный отказ, который заключается в том, что родители с ребенком делают «заготовки» отказов. Как привило, подобные заготовки нужны тогда, когда к ребенку регулярно обращаются с той или иной просьбой. Вспоминается случай, когда девочка постоянно выручала свою подружку тем, что покупала ей обед. Подружка же свои деньги на обед тратила на сладости. Когда мама узнала, что ее дочка оплачивает уже более месяца обеды своей подружки из-за страха потерять дружбу, то разъяснила дочке эту ситуацию «по полочкам» и они вместе придумали форму отказа, которая звучала примерно так: «Ты знаешь, я сама на мели. Родители урезали карманные деньги».

Среди других заготовок можно отметить такие: «Ой, извини, я не могу прийти, меня пригласили в гости», «Не могу дать тебе тетрадку по математике, я ее отдала учительнице на проверку».

➢ Отказ без объяснения причин, при этом важно, чтобы ребенок говорил утвердительно и не пускался в объяснения, четко и лаконично «Я не могу». При этом можно ответить слегка грустным тоном, чтобы проситель понял, что настаивать на своем бесполезно. К примеру, если ребенка часто просит понянчить сестренку одноклассница, то девочка может просто сказать, что не может, не оправдываясь перед подружкой.

➢ Отказ с переадресовкой, который предполагает, что ребенок перекладывает ответственность на родителей или учителей. Метод этот достаточно эффективный, т.к. никто не хочет разборок со взрослыми.

Данный способ помог одному мальчику отказать своему другу в предложении пойти в магазин за игрой на другой конец города (мальчик к тому моменту побывал на психологическом тренинге для детей, где как раз учили говорить «Нет» в случаях, когда это нужно). Мальчик сказал своему другу, что он не может, т.к. мама его просила прийти домой сразу после уроков, т.к. утром забыла ключи.

А для того, чтобы отказ был более вежливым можно добавить «К сожалению», «Жаль, но…», «Я бы с радостью, однако…», в этом случае отказ будет не столь обидным для просителя, но в то же время покажет, что отказ небезосновательный.

➢ Встречная просьба будет полезна в тех случаях, когда есть подозрения, что кто-то из друзей использует ребенка, без отдачи. И здесь помогут формулировки на подобии «Ну надо же, я как раз тебя хотел(а) попросить помочь!».

Иллюстрировать данный пример может случай, когда одна из девочек-подростков часто просила у подружки взять одежду на время. Родителям со временем эта ситуация стала не нравиться. Да и сама девочка понимала, что ей не хочется обратно получать поношенные и испорченные вещи. Поэтому она сама стала обращаться за просьбой одолжить что-то из вещей у своей горе-подружки. Как-то раз у них состоялся примерно такой диалог:

-Ань, а ты не могла бы мне одолжить свою тунику? Та которая темная и с цепочкой
-Ой, а я ведь как раз хотела попросить у тебя то красное платье, которое ты купила на новый год!
-Не поняла, ты хочешь у меня взять платье?
-Ну да. Оль, а ты против?
-Не знаю даже, оно наверно тебе не пойдет. Ань, ты не обижайся ладно?
-Ладно, хорошо. Знаешь, я ту тунику сама собиралась одеть, так что извини, но одолжить не могу.

➢ Взвешивание «за» и «против» позволит ребенку относиться к каждой просьбе осознанно и ответственно: это научит его понимать, когда действительно важно и нужно помочь и ответить на просьбу положительно, а когда можно и отказать, если для ребенка это невыгодно или даже опасно. Для этого можно разбирать различные ситуации из жизни родителей, самого ребенка, анализировать, что могло бы быть при различных ответах (когда бы ответили на просьбу «Да» и «Нет»).

Подобные приемы позволят избежать конфликтов, но в тоже время ребенок будет защищен от влияния дурной компании и всегда сможет постоять за себя и отстоять свое мнение.

Истоки проблемы

Специалисты убеждены, что одной из важнейших причин неумения отказывать другим является заниженная самооценка. Убеждённость ребёнка в собственных силах возникает из осознания того, что он хороший и всячески достоин любви и родительского понимания.

Подобная установка помогает воспитать самодостаточного человека с адекватным самовосприятием. Однако если в семье царила холодность и равнодушие, ребёнок подрастает с ощущением, что он недостоин тёплых чувств и нормальных взаимоотношений.

Такой подросток пытается всеми силами восполнить недостаток теплоты. Слово «да» означает приближение к значимым людям, ощущение своей значимости, слово «нет» означает отталкивание от себя и отказ от искренних отношений.

Кроме того, специалисты выделили ещё несколько причин того, почему ребёнок не отказывает друзьям и прочим значимым людям. Все они связаны между собой и даже перекликаются.

  1. Боязнь обмана чужих ожиданий. Неуверенный в себе ребёнок боится нанести обиду или испортить отношения своим отказом. Однако такие действия не приводят к повышению статуса, напротив, другие начнут буквально эксплуатировать его отзывчивость.
  2. Следование принципу, что отказ – грубость. Родители, желая воспитать отзывчивых ребятишек, забывают о частных случаях. В результате детской безотказностью пользуются потому, что ребёнок считается, что сказать «нет» – нагрубить и сделать плохую вещь.
  3. Убеждённость в поддержке других людей. Ребёнок убеждён, что оказывая поддержку другим, он также сможет получить от них содействие. Однако взаимопомощь не всегда ценится ребятишками, поэтому остальные дети могут попросту «забыть» о своих обещаниях.

Также следует понимать, что неумение отказывать чаще встречается среди интровертов, которые отличаются замкнутостью и закрытостью. Экстраверты, напротив, открыты миру и склонны диктовать сверстникам свои условия. Конечно, подобное разделение весьма условно. Всё зависит от особенностей воспитания.

Умение противостоять диктату и отстаивать своё мнение пригодится не только в подростковом возрасте, но и в далёком будущем. Психологическая наука предлагает универсальные приёмы, позволяющие ребёнка отучить приятелей от желания его «поэксплуатировать».

  1. Выдвинуть встречную просьбу. Предложите ребёнку ответить на просьбу друга встречным призывом о помощи. Если приятель сразу же выразит согласие, получается, что их дружба настоящая. Если же товарищ начинает юлить, приучите своё чадо на всякую просьбу отвечать своей. Вскоре «эксплуататор» исчезнет с поля зрения.
  2. Мотивировать отказ. Как научить ребёнка говорить Нет, если он не стесняется? Пусть открыто говорит, почему не желает оказывать помощь. В ином случае можно придумать какую-либо отговорку. Например: «Я не могу дать тебе своё платье, поскольку родители запрещают меняться личными вещами». Обычно в таком случае обида не возникает.
  3. Отказать без объяснений. Нужно объяснить своему чаду, что это его личное время и его вещи, поэтому иногда не имеет смысла выдумать предлогов для отказа. Если же подростка назовут жадиной и нехорошим приятелем, посоветуйте ему выдвинуть встречную просьбу.

Задумываясь над тем, как научить ребёнка говорить Нет, нельзя забывать и о сопутствующем «антураже». Нужно позаботиться, чтобы его голос и поза выражали уверенность. Для этого подойдут упражнения по развитию дикции и аутотренинг перед зеркалом. Однако избавляя подростка от неуверенности, постарайтесь не переусердствовать, переведя его в разряд маленьких «эксплуататоров».

Метки: Как научить ребёнка говорить Нет, научить, отказ, отношение, подросток, помощь., просьба, развитие детей, ребенок, родитель, эксплуататор