Рассеянное внимание у ребенка

Общая характеристика

Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности, когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.

Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).

Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания, проявляющимся в той или иной степени.

Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.

Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.

У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:

  • нарушение внимания без каких-либо других проявлений;
  • расстройство внимания в сочетании с импульсивностью (ребенок склонен к частым перепадам настроения, эмоционален, нередко бывает раздражительным и проявляет агрессию);
  • дефицит внимания, сопровождающийся гиперактивностью (ребенок неусидчив, во время занятий часто отвлекается на посторонние предметы, что существенно осложняет процесс обучения);
  • смешанный тип недуга. Является самым сложным вариантом течения (у ребенка наблюдаются нарушения интеллектуальной функции, поведение его зачастую непредсказуемо).

Как распознать у малыша астено-невротический синдром? Узнайте об этом из нашей статьи.

Причины возникновения

Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:

  1. Наследственной предрасположенностью. Имеются доказательства существования гена, ответственного за поведение, и некоторые особенности такого генетического материала могут служить причиной развития дефицита внимания.
  2. Неблагоприятная экологическая ситуация.
  3. Травмы, полученные в процессе рождения (асфиксия, повреждения черепа и головного мозга, затяжные роды).
  4. Заболевания, перенесенные женщиной в период беременности. Такие патологии могут привести к внутриутробному инфицированию плода и нарушению его развития, гипоксии и прочим негативным последствиям.
  5. Неправильный образ жизни будущей мамы, в частности, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
  6. Резус-конфликт, возникающий, когда будущая мама имеет отрицательный резус-фактор, а у плода он положительный.
  7. Черепно-мозговые травмы ребенка.
  8. Заболевания, сопровождающиеся значительной гипертермией, которые малыш перенес в первые месяцы после рождения.
  9. Заболевания внутренних органов и систем (сердца, почек, головного мозга).

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

  • неспособность ребенка подолгу концентрировать внимание на выполнении какого-либо одного задания, причем это могут быть как занятия в школе, так и домашние обязанности;
  • ребенок не слушает то, что говорит ему собеседник, либо не понимает сказанных ему фраз;
  • неусидчивость;
  • сложность в соблюдении правил, инструкций, предписаний;
  • отсутствие самоорганизации и самоконтроля;
  • склонность к беспорядку, ребенок не убирает свои игрушки, не следит за порядком на своем письменном столе;
  • выполняя какое-либо задание, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
  • забывчивость, которая связана с нарушением внимания, а не памяти;
  • рассеянность, ребенок часто теряет свои вещи;
  • неспособность завершить начатое дело до конца;
  • сложности в общении с другими детьми, родителями, учителями;
  • нарушения поведения, ребенок непослушен, часто шумит, делает все наперекор родителям;
  • склонность к тревогам;
  • небрежность, неспособность уделять внимание мелким деталям;
  • чрезмерная двигательная активность, сидя на одном месте, ребенок постоянно крутится, двигает ногами и руками;
  • повышенная вербальная активность, ребенок весьма разговорчив, но не любит долго говорить на одну и ту же тему, нередко отвечает на вопрос, даже не дослушав его до конца, перебивает собеседника;
  • нетерпеливость, ребенок не может подолгу ждать какого-либо события, очереди;
  • навязчивость, которая граничит с невоспитанностью;
  • проблемы в обучении, ребенок не только не может воспринимать новую для него информацию в полном объеме (особенно, если она не вызывает у него интереса), но и испытывает сложности в письме.

В чем причины возникновения невроза навязчивых движений у ребенка? Ответ узнайте прямо сейчас.

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением, и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики, к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

Методы лечения и коррекции

Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода, который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.

Медикаменты

Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях, а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.

Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.

При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств, способствующих снижению его нервной возбудимости.

Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.

Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут).

Рекомендации по лечению лунатизма у ребенка вы найдете на нашем сайте.

Образ жизни

Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность, которая у таких детей часто отсутствует.

Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.

Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.

В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.

Психологические тренинги

Занятия с психологом – обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.

Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.

Особенности воспитания

Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.

В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.

Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость, и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.

Другие методы

Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.

Виды

Выделяют несколько видов рассеянности внимания:

  1. Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему. Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
  2. Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два её вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
  3. Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
  4. Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно.
  5. Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
  6. Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
  7. Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З. Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».

Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. д.

Как избавиться от синдрома рассеянного внимания?

Виктория Мещерина 36 4 года назад Психолог

Сейчас все очень часто начинают говорить: “У меня депрессия”, если просто загрустят, или “У меня дисграфия”, если не могут выучить орфографию. Так же и с синдромом рассеянного внимания. Если вам не поставили такого диагноза, то для начала вам нужно разобраться в себе – действительно ли это синдром рассеянного внимания? Подумайте: когда начала проявляться ваша невнимательность? Бывает ли так, что вы не можете сосредоточиться в каких-то похожих друг на друга ситуациях, а в остальное время у вас нет с этим проблем? Может, есть что-то, что вас тревожит? Человек может становиться рассеянным, например, когда начинает думать о девушке, которая его бросила, если эта ситуация его сильно беспокоит. Тогда надо разобраться в первую очередь в своих чувствах к этой девушке, и тогда невнимательность пройдет сама. Еще может быть такое, что есть какая-то шумовая или световая помеха, которую человек привык не замечать, но подсознательно чувствует. Подумайте, в каком именно помещении у вас не получается сосредоточиться. Попробуйте убрать из этого помещения все, что может вам мешать. Если же невнимательность проявляется в абсолютно разных помещениях и ситуациях, а в вашей жизни ничего особенного не произошло и вас не тревожит никакая проблема, то, может быть, это и правда медицинский диагноз. Тогда надо идти к неврологу или психиатру, и он будет серьезно вами заниматься, самостоятельно вы от этого не избавитесь.