Развитие мышления у детей

Зачем нужно его развивать

Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов. Первый — это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.

Оно возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.

Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:

  • Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.
  • Формирование тяги к прекрасному.
  • Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.

Также оно важно для формирования следующего этапа — абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.

Этапы формирования мышления

В детских образовательных учреждениях проводятся специальные занятия. Они учитывают все этапы развития образного мышления:

  1. У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую — незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).
  2. Вторая структура — проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание — оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.
  3. Третья структура — порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.

Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.

Варианты занятий и упражнений

Развитием ребёнка могут заниматься не только профессиональные педагоги, но и родители. Для этого необязательно использовать специальные материалы. Самый доступный способ — это прогулки в парках и лесах. Наблюдение за растениями, птицами и животными приносит не только положительные эмоции, но и развивает чувство прекрасного.

Развить образное мышление у ребёнка поможет рисование. Оно может осуществляться по памяти или с натуры. Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. Ребёнку предлагается нарисовать эмоций, музыку и т. п.

Любая работа с материалом (глиной, солёным тестом, пластилином) способствует развитию проектной структуры. Лепка может происходить как с натуры, так и под влиянием воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и природные материалы.

Можно предлагать сравнивать предметы по величине, форме, цветам. Это развивает навыки анализа и синтеза. Этому способствует и собирание пазлов и конструкторов.

В ходе занятия с ребёнком важно соблюдать последовательность:

  1. Демонстрация материала по теме;
  2. Рассказ;
  3. Практика совместной деятельности;
  4. Самостоятельная работа по образцу;
  5. Создание чего-то без подсказок.

Работа должна проводиться в благоприятной обстановке. Родители обязательно подбадривают малыша и одобряют даже незначительный успех. Такой подход позволяет формироваться мотивационной стороне личности. Важно не перехвалить ребёнка, так как это может привести к завышенной самооценке.

Можно просить малыша придумывать разные сказки и истории. Толчком для их создания служат любые предметы из окружающей среды: коряги, облака, листья и т. п. Родитель сам начинает рассказ, после предлагая дошкольнику продолжить его. Такое же упражнение проводят с рисунками. Взрослый рисует часть предмета или ситуацию, а уже малыш дополняет её деталями или раскрашивает.

Дошкольников знакомят с шедеврами искусства, современного и древнего. Им рассказывают о разных памятниках природы. Знакомят детей и с народными промыслами. Всё это позволяет сформировать предпосылки эстетических чувств.

Для развития образного мышления хорошо подходит оригами. Конструирование из бумаги несложно освоить. Многих детей завораживает процесс превращения плоской бумаги в объёмный предмет. Такая работа осуществляется как вместе с воспитателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребёнок получает новый образ.

Разные аппликации помогают мелкую и общую моторику. В этом виде творчества дошкольники реализуют своё видение мира и способности. В ходе занятия дети знакомятся с цветами, формами и другими признаками предметов. Конструирование позволяет учиться планированию своих действий.

Шитьё также хорошо развивает образное мышление и пространственное воображение, Совместное шитьё игрушек с мамой или папой — это хорошее времяпрепровождение детей и их родителей. Всё, что необходимо для этого есть в каждом доме: немного ткани, ленты, пуговицы и т. п. Давать малышу настоящую иголку не стоит, продаются даже специальные детские наборы для шитья с пластиковыми иголками, позволяющие исключить травму ребёнка.

Как видите, способов для развития этого типа мышления предостаточно, выбирайте любой. Важно помнить, что всю основную работу дети должны выполнять сами. Родители должны контролировать процесс, слегка помогая советом и делом, когда это потребуется.

Особенности развития мышления у детей

Мышление представляет собой особый психический познавательный процесс, который развивается постепенно. Наряду со становлением воображения, связной речи, развитием памяти у детей, внимания оно формируется у детей в дошкольном возрасте. У развития мышления имеются свои индивидуальные особенности. На них и следует сконцентрироваться заботливым родителям.

Постепенное расширение образов

Становясь старше, ребенок активно познает окружающую действительность. Образы в его голове складываются не вдруг, не разом, а развиваются постепенно. Впечатления основываются на уже имеющихся представлений о мире. Сначала обрывочные примитивные впечатления трансформируются во что-то более сложное, приобретают вид эмоционально окрашенных воспоминаний. Они могут оставлять как приятный положительный след, так и стать причиной формирования замкнутости и агрессивности. Чем впечатлительнее ребенок, тем быстрее у него развивается образное мышление. Дело в том, что маленький человек строит собственные предположения на основе имеющихся у него эмоций. Если какое-то действие взрослого вызывает у него приятные чувства, то оно быстрее запоминается, находит отклик в сердце малыша. Постепенное расширение образов способствует росту мышления, поскольку у детей в дошкольном возрасте процесс познания неотделим от чувств.

Последовательная мотивация

Чтобы полноценно развиваться, ребенок должен испытывать интерес к предмету познания. В противном случае заставить его воспринимать какой-то важный материал будет практически нереально. Малыша невозможно убедить в том, что усвоение какого-то абстрактного материала необходимо для его дальнейшей жизни. Мотивация у него, как правило, рождается из неосознаваемого интереса. Мотивация должна подтолкнуть его к тому, чтобы начать интересоваться чем-то самостоятельно, без влияния взрослых на этот процесс. Конечно, родители должны контролировать развитие мышления у своего чада. Только не надо спешить и подгонять ребенка, от подобных действий не будет большого толку. Удовлетворять потребность в познании для дошкольника также важно, как и взрослому. Следует помнить о том, что ребенок во всем опирается на собственные эмоции. Мотивация у него появляется тогда, когда какой-то предмет или явление чем-либо привлекли его внимание.

Все познавательные процессы связаны друг с другом. Одно не может полноценно развиваться без другого. Было бы абсурдным предполагать, что невнимательный ребенок, не проявляющий интереса к занятиям, способен что-нибудь усвоить. Развитие связной речи тесно связано с развитием мышления. Мышление как процесс развивается у детей наряду с другими познавательными процессами: восприятием, памятью, вниманием, воображением и т.д. Чтобы оно скорее развивалось, необходимо тренировать память, а также уделять внимание формированию связной речи. Чем более насыщенной и богатой будет речь, тем лучше ребенок станет мыслить. Здесь действительно прослеживается очень тесная взаимосвязь. Когда ребенок долго не начинает говорить, у него происходит задержка и других психических процессов. И наоборот, небольшой успех в чем-либо одном влечет за собой раскрытие остальных функций.

Неравномерность развития

Все познавательные процессы развиваются не одинаково. Часть из них может уйти далеко вперед, в то время как остальные неминуемо будут развиваться сообразно своему часу. Неравномерность развития познавательных процессов часто пугает родителей, заставляет их искать альтернативные способы для того, чтобы ускорить процесс развития своего чада. Следует предупредить особенно нетерпеливых родителей о том, что торопиться все же не стоит. Каждый ребенок развивается так, как может, насколько у него для этого имеются соответствующие предпосылки. Мышление не может опережать память, воображение и речь. Эти компоненты имеют сильное влияние друг на друга и подчас обусловлены друг другом. Методики, направленные на улучшение мышления, невероятно полезны, поэтому не стоит их игнорировать или категорически отвергать. Чтобы мышление у детей не запаздывало, не стоит торопиться и всячески подгонять события. Лучше развивать малыша постепенно, но делать это правильно.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей – это сложный процесс, требующий от родителей максимальной самоотдачи и упорства. Необходимо научиться замечать даже маленькие победы и гордиться своим чадом. Только тогда у него появится стимул идти вперед, стремиться к новым победам и свершениям. Если же просто предъявлять к дошкольнику повышенные требования, не предлагая помощи, он может очень быстро разочароваться. В таком случае нередко желание что-то делать пропадает очень стремительно. Мышление – процесс, который зависит от многих факторов. В дошкольном возрасте у детей обнаруживается интерес ко всему, что их окружает. Вот почему это лучшее время для роста мышления, и важно не упустить этот момент.

Связь с действием

Ребенок дошкольного возраста не может мыслить абстрактно. Его ум занимает множество вопросов, однако не все кажутся ему интересными. Его мышление связано, в первую очередь, с действием. Это особенность ранних лет развития, которое тоже необходимо учитывать, планируя соответствующие занятия в детском саду. Иногда кажется, что мышление у некоторых детей запаздывает. В такой ситуации нет ничего трагического и экстраординарного. В этом случае необходимо обратить внимание на другие познавательные процессы, проводить соответствующие занятия. Раз мышление обусловлено действием, можно предположить, что его становление происходит постепенно в зависимости от того, насколько ясно и наглядно ребенок может себе что-то представить. Есть специальные методики, позволяющие учитывать особенности развития мышления у ребенка дошкольного периода. Искусственное создание заинтересованности – важный шаг на пути к успеху. Нельзя оставлять ребенка без присмотра, необходимо стараться всегда его чем-то занимать.

Наглядно-действенное мышление

В раннем детстве у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно опирается на действие. Ребенок что-то увидел, проделал, запомнил. Выполняя определенные действия, ребенок развивается умственно, а не только физически. Вот почему так полезны занятия на мелкую моторику. Наглядно-действенное мышление позволяет повторять за взрослым и усваивать при этом новые знания. Представление о конкретном предмете формируется сообразно тому, какое впечатление он произвел на ребенка. Важна как внешняя форма, так и функция предмета, которую он в себе несет. Например, ребенок запоминает, что собака лает, а машина едет по дороге. Тогда никогда он не перепутает, чем одно отличается от другого.

Методики развития мышления ребенка

Методики развития мышления у детей направлены на формирование лучшего понимания речи, проработку соответствующих навыков. Ниже представлены наиболее популярные и эффективные методики, которыми воспитатели пользуются до сих пор.

Методика Марии Монтессори

Данная методика направлена на самостоятельное исследование вещи ребенком. Она прекрасно подходит для развития мелкой моторики, для формирования интереса к окружающей действительности. Создатель этой теории очень любила детей. Она предлагала предоставлять им возможность самим знакомиться с интересующими их предметами, тем самым развивая мышление в целом, а не только какое-то одно его направление.

Методика Никитиных и Воскобовича

Данная методика ориентирована на становление логического мышления. Ее создатели настаивали на том, что логика и внимание являются главными предпосылками к развитию мышления. Поэтому все занятия и задания они рекомендуют направлять, в первую очередь, на формирование логики. Ребенку дошкольного возраста будут интересны такие «уроки», но в них заключено немало сложностей.

Таким образом, мышление представляет собой важный познавательный процесс, необходимый для всестороннего роста личности, участвует абсолютно во всех сферах жизни и затрагивает любую деятельность. Методики развития мышления позволяют вырастить действительно успешную личность, которая будет знать, как достичь удовлетворительного результата.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Развитие мышления умением задавать правильные вопросы»

Кармазова А.М. учипель-логопед г. Томск, МАДОУ № 53

Одно из главных требований современного общества это интеллектуальное развитие ребенка. Работая в детском саду, невольно обращаешь внимание на отношение к ребенку, как полноправному, самостоятельному члену общества. Большое значение всестороннего развития ребенка приобретает организация занятий, которые должны развивать у него умственные интересы, ставить определенные познавательные задачи, заставлять самостоятельно производить определенные умственные операции для достижения нужного результата. Этому служат вопросы, задаваемые педагогами во время занятий, прогулок и экскурсий, они носят познавательный характер, всякого рода загадки и головоломки, специально предназначенные для стимуляции умственной активности ребенка.

Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Каждому из нас всегда хочется чего-нибудь узнать, поэтому мы и задаем вопросы. Говорят, если бы мы прекратили задавать вопросы, мы бы сами поставили себя «под вопрос».

Что такое вопрос? В словаре С. И. Ожегова читаем: «Вопрос — это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа». То есть вопросом мы кого-то озадачиваем.

Чем отличается вопрос от задачи?

Здесь можно утверждать, что вопрос — это довольно кратко изложенная задача.

Задавать умные и интересные вопросы — это большое искусство. Задавание вопросов — это способ постановки проблем.

Какой задать вопрос? Лучшие вопросы – те, которые провоцируют мышление более высокого уровня. Это непрямые открытые вопросы высшего уровня мышления. Они представляют проблемы для обдумывания, разрешения. Требует полного, раскрытого ответа. На этот вопрос требуется дать более содержательный ответ, чем «да» или «нет». Они влекут за собой ответы, не ограниченные ни формой, ни содержанием. Можно сказать, что открытые вопросы более демократичны.

Примером такого вопроса может служить фраза, предлагающая собеседнику вступить в диалог: «Расскажите что-нибудь о себе …». Открытый вопрос оставляет за собеседником право выбирать, что ответить, какие расставить акценты и добавить подробности.

У открытых вопросов есть общие черты, которые определяют их преимущество и недостатки.

Преимущества открытого вопроса:

  • побуждает собеседника отвечать, ни в чем его не ограничивая;
  • дает собеседнику возможность добровольно передать информацию, свободно говорить о своих чувствах, комментировать события;
  • ориентирует человека на размышления, анализ своих поступков;
  • ставит собеседника перед необходимостью внимательно слушать и наблюдать.

Недостатки открытых вопросов:

  • они могут спровоцировать длинный ответ, поэтому не всегда применимы в условиях лимита времени;
  • способны смутить собеседника, непривыкшего отвечать на общие вопросы;
  • могут вызывать сбивчивый и сумбурный ответ, сложный для понимания;
  • таят в себе необходимость задавать уточняющие вопросы, перебивая собеседника, что может его обидеть и привести к затруднениям в ходе беседы.

Открытые вопросы — самый привлекательный инструмент для получения свободных, ярких и ничем не ограниченных ответов, заставляющих думать.

Вот шаблоны открытых вопросов широко используемые в моей практике:

«Интересно, почему оно катится?»

«Что вы думает о…?»

«Какое ваше мнение о…?»

«Что необходимо для того, чтобы…?»

«Какая цель…?»

«Для чего….?»

«Что вы учитываете при…?»

«Что по вашему мнению влияет на….?»

«Как это по вашему мнению влияет на…?»

Обратите внимания на прямые закрытые вопросы, они требуют выбора из предложенных вариантов «Это гладкий или шершавый?» Это вопросы низкого уровня, поскольку они опираются в основном на память.

Прямые открытые вопросы не дают подсказки к ответу. «Когда мы упакуем вещи, как мы пойдем на пляж?» Это вопрос высокого уровня мышления.

Напоминающие вопросы помогают ребенку вспомнить встречавшиеся ранее предметы или события: «Помнишь, мы ходили в музей и видели большой куб в холле? Какого цвета был куб?» Эти вопросы опираются на память и являются вопросами низкого уровня.

Процессуальные вопросы провоцируют мышление. «Как ты это узнал?» Это тоже вопрос высокого уровня мышления.

Построение утверждений также имеет эффект выделение специфических свойств.

Прямое утверждение “шар может катиться как мяч”

Непрямое утверждение “Я думаю нам нужно взорвать??? немного ниже????? ”

Напоминающее утверждение “Я помню, что тяжелые предметы заставляют стрелку опускаться”

В результате такого общения у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребенок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности, научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. более успешно производить простейшие умственные операции.

Будьте успешны в выборе правильных вопросов.

< Предыдущая

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Клещевникова
Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мыслительных операций у детей младшего дошкольного возраста.

Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Большой процент дошкольников затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Поэтому развивать логическое мышление детей необходимо уже с раннего возраста.

Рассмотрим возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне — ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте — это метод проб и ошибок.

Рассмотрим особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. На основе наглядно-действенного мышления к 4 — м годам у детей формируется наглядно-образное мышление т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета. Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение. Память носит непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

Многие педагоги и родители знают что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит его успешность обучения математике в начальной школе.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

В 2-3 года сенсорное развитие становится базой для развития интеллекта ребенка. Поэтому нужно целенаправленно развивать восприятие ребенка, формируя верные представления о предметах и их свойствах. Все больше и больше узнавая о форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве разных вещей, о времени, ребенок не только расширяет круг знаний об окружающем мире, но и приобретает уверенность в своих силах. Это очень важно для психологического развития малыша.

Сохраняет важность развитие мелкой моторики, так как ребенок уже должен уметь хорошо справляться со множеством нужных дел. Например, с самообслуживанием: одеваться и раздеваться без помощи взрослых, пользоваться вилкой и ложкой и т. п.

Для развития умственных способностей детей старше 2 лет рекомендуется играть в Монтессори-игры с природными материалами, водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями и другое. Но приоритеты по сравнению со вторым годом жизни меняются. Главная задача таких игр с подросшим малышом – активизация познавательного интереса ребенка, иначе говоря, стимулирование интереса к получению новых знаний и умений, то есть к обучению. Так мы готовим ребенка к систематическим занятиям в детском саду.

В связи с актуальностью проблемы развития логического мышления у дошкольников необходимо систематизировать дидактические игры математического содержания, способствующие эффективному развитию детей.

Игровой материал способствует развитию личностных качеств ребёнка. Он учится правильно себя вести в различных бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения в них. В процессе использования разного вида игр развивается речь, расширяется кругозор, воспитывается интерес и уважение к труду, закрепляются знания, полученные на занятиях, появляется интерес к элементарной математики. Развивающие игры влияют на формирование произвольности психических процессов: развитие памяти и внимания, посредством игры ведется работа по развитию мелкой моторики.

Примерные игры-занятия по развитию математического мышления

и логики для детей второй младшей группы

Структура занятий:

Перед играми – занятиями педагог проводит предварительную работу по знакомству детей со сказками, мультфильмами, которые используются в работе, дикими и домашними животными, их детенышами, овощами, фруктами, что в дальнейшем способствует более успешному усвоению материала.

Каждая игра – занятие составлена из трех игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательно игра на развитие мыслительной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др.

Во время занятия необходимо создавать и поддерживать у детей радостное настроение, чтобы у каждого ребенка создавалось ощущение своей значимости, необходимости, возможности участия в игровых действиях. На занятиях часто предлагается похлопать в ладоши, эмоционально и искренне радоваться малейшему успеху.

Несколько игр, для развития логики, которые мы проводим со своими детьми. После того, как дети уже запомнили основные цвета, можно поиграть в игру

«Найди нужный цвет». Рисуем три предмета разного цвета, например: красный, синий, желтый. Это могут быть те же шарики, цветы, флажки, мячи и т. д. Просим ребёнка найти не красный и не синий предмет. Эта игра не только развивает логику, но и закрепляет знания цветов, которые мы уже изучали.

«Чего боится шарик?»

Рисуем воздушный шар. Рядом с ним располагаем различные предметы, которых он боится: ножницы, игла, кактус, ежик. А также любые другие объекты, никак не относящиеся к шарику, к примеру: цветок, кукла, любая еда и т. д. Спрашиваем у ребенка, чего боится воздушный шар.

«Куда едут машинки?»

Рисуем два дерева, например, ель и березу, с двух противоположных сторон. Между ними помещаем 3-4 машинки, которые едут в одну или в другую сторону. Спрашиваем у ребёнка, какие машинки едут к березе, а какие к елочке.