Развитие ребенка 10 11 месяцев

Физическая активность вашего ребенка

Многие малыши в это время радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Обычно кроха проходит от опоры до взрослого, или от мамы до папы. Если первая попытка закончилась падением, малыш может повременить пару недель, прежде чем предпринять следующую.

Если ваше чадо еще не ходит самостоятельно, не волнуйтесь! В скором времени он освоит и этот навык. Важная информация, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется совершенствованием ранее приобретенных умений. Карапуз продолжает ходить вдоль опоры или с поддержкой взрослого, может перемещаться, толкая впереди себя стул.

Знайте! Чтобы стимулировать развитие равновесия, водите малыша за одну ручку, при этом следите, чтобы локоток карапуза не поднимался выше его груди.

В одиннадцать месяцев можно позволить крошке немного потопать на прогулке. Смена обстановки и ощущений способствует развитию, а хождение по пресечённой местности тренирует мышцы ног, спины и пресса.

Чтобы гулять с малышом с удовольствием, обязательно прослушайте наш курс Внимание: прогулка!

Психомоторное развитие ребенка в одиннадцать месяцев ведет к улучшению координации движений: малыши реже падают, не так часто стукаются о различные предметы, им становится проще вынуть из коробки определенную игрушку.

Игры в одиннадцать месяцев

В этом возрасте все более заметной становится разница в развитии мальчиков и девочек. Они предпочитают разные игрушки, играют в разные игры.

Девочки:

  • Приходят в восторг от кукол, колясок, мягких игрушек. Они любят наряжаться: сами надевают шапочки, могут выбрать платье и попросить, чтобы вы его на них надели;
  • В одиннадцать месяцев ребенку интересны сюжетные игры: катать коляску, укачивать куклу, кормить с ложечки мишку: это все то, что должны уметь девочки;
  • Некоторые маленькие модницы уже пытаются примерить мамину обувь или воспользоваться косметикой, аксессуарами для волос.

Мальчики:

  • Предпочитают более шумные игры, они энергичнее и любознательнее;
  • Любят мячики, каталки, машинки;
  • Не задерживаются долго на одном занятии, быстро находят для себя что-то более интересное;
  • Увлекаются музыкальными игрушками, могут по многу раз нажимать на клавиши и слушать звуки или мелодии;

Подробнее по данной теме смотрите курс: Дочки-сыночки: как воспитывать мальчиков и девочек.

Родителям пока рано задумываться о развитии усидчивости своего непоседы: его темперамент просто не позволит ему долго играть в спокойные игры, а самоконтроль еще не «работает» так, как надо.

В это время мамы и папы часто подмечают интересные особенности развития ребенка; игры в одиннадцать месяцев становятся разнообразнее, и занятия одного малыша не похожи на занятия другого.

Психическое развитие: эмоции и общение с другими людьми

В одиннадцать месяцев маленький человечек продолжает становиться самостоятельной личностью. Крепнет его уверенность в себе; он способен со многими вещами справиться без помощи родителей. Развитие ребенка ведёт к тому, что в 11 месяцев жизни он делает первые попытки проверить границы допустимого поведения.

На заметку! Кроха замечает, что в ответ на его плач родители готовы дать ему все, что душе угодно. Малыш начинает этим пользоваться и вскоре только и делает, что капризничает.

Не потакайте хитрецу, лучше разработать систему правил и очень строго ее придерживаться.

Например, печенье – только после обеда, мультики – один раз в день, а вот карандаши – всегда, когда малыш просит. Обычно нескольких дней неукоснительного соблюдения всех правил хватает для того, чтобы полностью избавиться от капризов.

Границы дозволенного очень важны для развития гармоничной личности. Важная статья по теме: Как объяснить ребенку что нельзя>>>

Конечно, малыш хнычет, когда не получает желаемого. Однако у родителей есть весь арсенал средств, чтобы его отвлечь. Посмотрите с крохой в окно, спойте забавную песенку с пританцовыванием, понажимайте на разные части тела с забавными звуками, покружите капризулю.

Детишки быстро забывают свои расстройства и радуют окружающих веселым смехом. Читайте интересную статью Как мы учим детей нас не слушаться>>>

Вам актуальна тема воспитания? Тогда изучите наш видеокурс: Послушание без криков и угроз>>>

Несмотря на приход первого возрастного кризиса, многие родители отмечают, что их жизнь становится проще. Малыш уже не требует внимания 24 часа в сутки, развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни позволяет ему проявлять некоторую самостоятельность. Появляются и новые хлопоты: следить за маленьким сорванцом, обеспечивать его безопасность. Родителям рекомендуется:

  1. не открывать окна нараспашку (родители обычно не до конца представляют, что умеет ребенок, а в 11 месяцев малыш способен подставить стул и забраться на подоконник);
  2. поставить ограничители на двери, дверцы шкафов и ящики (чтобы карапуз не прищемил пальцы);
  3. закрыть углы специальными накладками;
  4. не позволять малышу вставать на диване;
  5. убрать бортик с детской кроватки (детки могут перевалиться через прутья);
  6. закрыть розетки заглушками, максимально спрятать все провода;
  7. убрать из зоны досягаемости мелкие, острые, горячие предметы, лекарства и бытовую химию.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев делает его более общительным. Малыш доверяет людям, соглашается поиграть немного с незнакомыми взрослыми. Интересуется другими детьми, особенно теми, кто на пару лет старше. На площадке или в гостях малыш с удовольствием наблюдает за «большими» детками, пытается им подражать.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 11 месяцев:

Развитие речи

В одиннадцать месяцев крошка, скорее всего, уже осознанно произносит несколько слов: «мама», «папа», «на» (возьми), «дай». Не расстраивайтесь, если у вашего малыша пока не получается; это также считается нормой.

В это время в каждой отдельной семье складывается свой язык: сочетание звуков и жестов, понятное только ее членам. Обычно родители знают, что хочет «сказать» их чадо. В этом плане общаться с малышом становится значительно проще. Разговаривая с крохой, не сюсюкайте, не используйте сокращённые слова, и чадо начнет говорить правильно.

Если малыш не торопится облекать свои мысли в слова, вы можете помочь ему заговорить быстрее:

  • Глядя крохе в лицо, произносите слова, четко артикулируя каждый звук. Просите повторить;
  • Показывайте малышу один и тот же предмет на картинке и в реальной жизни. Расскажите про него небольшую историю;
  • Объясняйте, для чего предназначены самые обычные бытовые вещи: холодильник, стиральная машина, тюбик с кремом;
  • Читайте книжки с короткими простыми сказками или рассказами, знакомьте ребенка со стихами и потешками;
  • Комментируйте свои действия, рассказывайте малышу обо всем, что он видит на прогулке и дома;
  • Если ребенок что-то у вас просит, не спешите сразу «понять». Для развития речи надо стимулировать малышей как можно более четко произносить свои пожелания.

Развитие речи недоношенного ребенка в одиннадцать месяцев идет практически так же, как и у рожденных в срок детишек. Малыши активно используют звукосочетания, подражают животным, складывают первые слова.

Резюмируя вышесказанное

Итак, вот перечень того, что должен делать ребенок в возрасте 11 месяцев:

  1. встает, умеет садиться и сидеть, ходит вдоль опоры либо с поддержкой;
  2. пьет из чашки (если ее поддерживает взрослый), умеет пользоваться ложкой;
  3. повторяя действия родителей, способен запомнить предназначение предметов: знает, что зубной щеткой чистят зубы, а салфеткой вытирают рот;
  4. умеет брать предметы пальчиками;
  5. нанизывает колечки пирамидки (не обязательно по порядку), собирает башенку из двух-трех кубиков, перекладывает предметы из одной ёмкости в другую;
  6. знает названия некоторых животных, может показать их на картинке;
  7. может принести определенную игрушку, если об этом попросить;
  8. в основном понимает все обращенные к нему фразы;
  9. произносит одно-два слова, использует звукоподражания («ав-ав», «пи-пи-пи»).

В одиннадцать месяцев ребенку интересно все вокруг, запечатлеть все, что он умеет делать, вам помогут видео и фото. Каждый день вы вместе совершаете маленькие открытия. Наслаждайтесь временем, которое проводите со своим малышом; вы не успеете оглянуться, как будете праздновать первый «настоящий» День рождения: через месяц вашему непоседе исполнится годик!

Что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев

10-11 месяцев

Чем ближе первый день рождения малыша, тем более насыщенной становится его жизнь – сейчас он меньше спит, а во время бодрствования активно изучает окружающий мир. С одной стороны, мамам становится немного полегче, потому что наконец-то чадо слезло с рук, с другой – появляется необходимость постоянного контроля, ведь маленький исследователь ежеминутно норовит нашкодить. Как происходит развитие ребенка в 11 месяцев, какие появляются навыки, умения, чего ожидать, стоит ли беспокоиться, если ребенок выбивается из средних возрастных показателей, – вопросы, волнующие всех родителей.

Стандарты педиатров, родственников, любопытных соседей зачастую завышены и формируют представление, что годовалый малыш должен разговаривать, бесперебойно ходить на горшок, быть независимым и автономным. Мамы пугаются, переживают, что что-то упустили, забывая о банальной истине, — все дети разные, темпы развития каждого индивидуальны. Тогда на какие показатели следует ориентироваться, когда ваш малыш подходит к своему первому возрастному рубежу?

Изменения физиологии

Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:

  • Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.

Позволяйте крохе ходить ножками на прогулке, держа его за руку, это хорошая тренировка мышечного корсета и профилактика плоскостопия, особенно летом, когда можно снять обувь и познакомить маленькие ступни с разными поверхностями.

  • Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
  • Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.

Поскольку физическая активность малыша в 11 месяцев сильно возрастает, он может вовсе не набирать вес или иметь скромную прибавку 100-200 граммов. Если кроха подвижен, любознателен, бодр, имеет здоровый аппетит, паниковать не стоит.

Приобретаемые навыки

Читая информацию о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, помните – жесткие требования весьма условны, вариантов нормы много, часто дети начинают осваивать перечисленные ниже умения раньше или, наоборот, позже. Дайте ребенку шанс развиваться в своем темпе, рассматривайте его целостно, учитывая характер, темперамент, особенности здоровья, окружение.

  • Основное приобретение окологодовалого возраста – прямохождение. За предыдущие пару месяцев малыш натренировался вставать, опираясь на диваны, стулья, полки и другие предметы. Многие дети шустро передвигаются вдоль опоры, ходят за ручку и начинают делать первые самостоятельные шаги. Если порывы ходить без поддержки заканчиваются падением, малыш может на какое-то время оставить дальнейшие попытки, но через какое-то время, движимый любопытством, обязательно их возобновит. Детки совершенствуют навыки ползания, приседания, наклонов, учатся залезать, слезать со ступенек, дивана, кровати.

Правильному формированию стопы способствует хождение босыми ногами по неровным поверхностям. Для этого можно использовать специальный фактурный коврик, гулять по песку, траве, камням разного размера.

  • Более сложные, разнообразные игры. Сюда относится складывание башенки, манипуляции с пирамидками. Ребенок осваивает так называемый «пинцетный» захват – умение брать небольшие предметы двумя пальцами. Четкого разграничения игр в соответствии с полом пока нет. Мальчик и девочка одинаково увлеченно перекладывают коробочки, кухонную утварь, стучат ложкой по кастрюле, катают машинки, заинтересованно пытаются повторять действия родителей или старших братьев, сестер. Тянутся за телефоном, пультом, косметикой, инструментами, игрушками старших детей.
  • Мыслительные процессы включают операции обобщения и конкретизации. Малыш уже понимает, что есть группы предметов, схожие по определенным признакам, по просьбе взрослых он может принести мяч, кубик, из ряда игрушек выбрать именно ту, которую назвали, вычленив одно из ее свойств (например, имя).
  • Появляется автономная речь – разнообразные спонтанные звуки, понятные только ребенку и его ближайшему окружению. В 11 месяцев навыки ребенка пополняются активным звукоподражанием – малыш пытается называть предметы. Чаще всего речь идет о животных и издаваемых ими звуках (гав, мяу, кря-кря), транспорте (би-би, тррр). Возможно появление простых коротких слов: на, мама, дай.
  • Происходит более осознанное становление пищевого поведения. Малыш способен взять пальчиками кусочки пищи, пробует пользоваться ложкой, проявляет интерес к содержимому тарелок родителей. Совместное принятие одной и той же пищи (конечно, это должна быть здоровая еда) способствует формированию правильного поведения за столом. Карапуз видит, как с аппетитом кушают взрослые, является полноценным участников жизни семьи, с удовольствием кушает вместе со всеми.

Грудное молоко для ребёнка 11 месяцев по-прежнему является основным источником полезных микроэлементов. Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание детей этого возраста.

Что еще умеет ребенок в 11 месяцев:

  • малыш понимает, когда взрослые говорят о нем;
  • утвердительно кивает головой, машет — «нет»;
  • радуется, когда его хвалят;
  • может помахать ручкой в знак приветствия или прощания;
  • по просьбе приносит, подает, берет и кладет вещи;
  • начинает осваивать горшок;
  • подражает взрослым интонациями, простейшими действиями;
  • узнает и показывает части тела;
  • с удовольствием разглядывает картинки, слушает музыку.

Часто приучение к горшку становится настоящей войной с родителями. Некоторые детки способны ходить на горшок в таком раннем возрасте, особенно если мама практиковала высаживание с рождения. Если это не про вашего ребенка, не стоит зацикливаться и паниковать. Умение контролировать туалетные процессы связано с развитием нервной системы ребенка, окончательное созревание необходимых для этого навыка центров происходит только к 2 годам.

Начало кризисного периода

Карапузы в 11-месячном возрасте начинают переживать свой первый серьезный переходный этап – кризис первого годика жизни. Это время, когда детки испытывают родителей на прочность, проявляя свой характер, прощупывая границы дозволенного поведения, постоянно пытаясь их раздвинуть.

Общение становится более эмоциональным: часто мама не может понять, чего хочет кроха, и готова дать ему все сию минуту, лишь бы он не плакал. Современные психологи утверждают, что ребенку обязательно нужны правила, конкретные рамки, за которые запрещено выходить. Эти ограничения должны действовать в любых обстоятельствах и предъявляться всеми членами семьи. Таким образом малыш обретает опору, чувствует надежность окружения, обретает уверенность и желание активно познавать мир.

Некоторые карапузы в этот период становятся «ручными», стеснительными, другие наоборот – начинают с удовольствием общаться со взрослыми и детьми. В любом случае появляется больше контакта, развивается умение взаимодействовать с людьми, отстаивать свои интересы, не покушаясь на чужие. Здесь очень важно чуткое руководство самых близких взрослых – мамы и папы, которые собственным примером показывают умение мирно разрешать конфликты, быть приветливыми, знакомиться и вместе играть.

Развивающая деятельность

Основное развитие малыша происходит во время его каждодневного взаимодействия с родителями и другими значимыми взрослыми: усваиваются модели поведения, приобретаются новые умения, закладываются ценности. Перечисленные ниже игры и упражнения не требуют много времени, их можно внедрять в повседневные дела, разнообразить ими рутинные действия.

  • Много разговаривайте. Называйте окружающие вас вещи, цвета, действия, рассказывайте о погоде, описывайте людей и животных, объясняйте, для чего нужны предметы обихода.
  • Показывайте ребенку в реальной жизни те объекты, которые он видел только нарисованными.
  • Читайте. Ребенок, которому не читали в 11 месяцев, с меньшей долей вероятности проявит интерес к самостоятельному чтению в 11 лет. Желательно выбирать качественные книжки с плотными страницами, которые малыш может потрогать сам. Короткие эмоциональные рассказы, стишки, потешки – это то, на чем может сосредоточиться кроха. Разглядывайте и описывайте несколькими словами картинки. Позвольте малышу выбирать книжки, приносить их, ставить на место, учите аккуратно переворачивать страницы.
  • Стимулируйте малыша говорить, не спешите реагировать на все его мычания и жесты, задавайте вопросы, просите уточнить просьбы.
  • Поощряйте попытки перешагивать, преодолевать преграды, ходить. Покажите, как можно перемещаться, двигая перед собой стул или коляску, создайте невысокие баррикады, разрешайте взбираться на ступеньки, подстраховывая маленького непоседу.
  • Предложите малышу позаниматься с некрупными фактурными предметами – это развивает мелкую моторику. Насыпьте в таз крупы, макароны, пуговицы. Покажите, где можно оторвать скотч, соберите вместе пирамидку, на улице дайте поковырять песок, потрогать камни, палочки, траву.
  • Организуйте игры во время купания. Можно вылавливать игрушки ситом, кидать мягкий маленький мячик в воду, опускать его на дно и смотреть, как он выпрыгивает на поверхность. Купите специальные краски, чтобы рисовать в ванной.
  • Рисуйте пальчиками, кистями, фломастерами, изучайте пластилин. Поощряйте в детях тягу к творчеству – разрешите разрисовать огромный лист бумаги или часть стены.
  • Давайте играть с банками, тюбиками, имеющими откручивающиеся крышки.
  • Заверните в фольгу некрупные камешки – пусть ваш исследователь их разворачивает.
  • Разыгрывайте ролевые ситуации с игрушками.

Немного о режиме дня

Педиатры старой закалки достаточно категорично составляют рекомендации по организации дня малыша. Четкое следование режиму, боязнь отступиться от временных рамок приводят к излишней суете, нервозности мамы и ребенка, невозможности выполнить все предписания. Современные психологи оперируют понятием «ритмов» жизни, причем каждая семья имеет свои ритмы. Те, у кого уже есть дети, хорошо знают, что повлиять на складывающийся спонтанным образом режим крохи, сломать его – практически невозможно. Это почти всегда война, в которой проигрывают обе стороны.

Вместо этого постарайтесь прочувствовать складывающиеся ритмы сна, принятия пищи, моменты наивысшей активности, приспособьте эти нюансы к своим потребностям, научитесь совмещать нужды и дела всех членов семьи наиболее подходящим для вас способом. Возможно, придется пожертвовать прогулкой, вечерним купанием, или вместо творческих занятий провести карапузу мастер-класс по генеральной уборке квартиры.

Учитывайте два основных момента, влияющих на то, как организовать день:

  • Время отдыха. Обычно одиннадцатый месяц ребенка сопровождается переходом на два дневных сна продолжительностью 1-2 часа. Ночной сон остается длинным – около 10 часов. Возможно, ваш кроха спит один раз или трижды по 30 минут. Годовасы обычно отдыхают дома, мама это время может посвятить себе или заняться делами, которые сложно совмещать с бодрствующим ребенком.
  • Прогулки. Вариаций множество – количество и время выходов на улицу регулирует мама, опираясь на особенности малыша и наличие своих дел. Кто-то уходит гулять на 3-4 часа в ближайшую рощу, другие дважды в день посещают детскую площадку. Иногда полноценную прогулку нужно заменить походом в банк, магазин или службу одного окна.

Наличие старших детей также вносит свои коррективы в распорядок младшего. Основная задача – сохранить добрую, дружественную атмосферу дома. Гармоничному развитию малыша как ничто другое способствуют отношения взаимовыручки, любви и уважения в семье.

Какими навыками обладает непоседа в одиннадцать месяцев?

За 1 месяц до дня рождения грудничка можно сказать, что за прошедший период он усовершенствовал некоторые свои знания и умение до ювелирной точности. Он делает попытки самостоятельно управлять социальными и бытовыми навыками, тем самым немного «отдалился» от взрослого окружения. Начиная с этого периода, мамам становится легче в физическом и психологическом плане. Что умеет делать малютка?

  • Делает самостоятельно первые шаги без поддержки. За последние 2 месяца он столько раз пытался встать, что научился полностью управлять своим телом и ножками. За это время он укрепил мышцы стоп и голеней. Заигравшись в интересную игру, иногда он не замечает, что самостоятельно идет за кинутой им погремушкой, мячиком или кубиком. Сделав один-два шага может резко остановиться и недоумевать, как это у него получилось. Родителям, у которых малыш начал ходить, рекомендуется приобрести обувь на ортопедической подошве.
  • Играет в более сложные игры. Маленький непоседа умеет надевать кольца на пирамидку, разбирать и собирать из кубиков башню. В 11 месяцев он учится играть в ролевые игры. При этом он может кормить за кукольным столом пупса или пытается одеть любимого плюшевого мишку в одежду. Ролевому поведению в играх грудничок учится у окружающих. Например, стоит один раз ему показать как нужно укачивать в кроватке пупсика, он сразу же повторит это действие. Если мама при этом будет петь колыбельную, ребенок постарается повторить и звуковое сопровождение;
  • Ловко оперирует мыслительным процессом. Во время активных игр кроха ловко распределяет игрушки по категориям, цветовой гамме, объединяет их в группы по каким-либо признакам. Или наоборот, удаляет ненужный, по его мнению, предмет из общего числа игрушек. Например, отец просит его принести мячик. Осмыслив вопрос, он сообразит, что нужно принести предмет круглой формы, не важно, из чего он будет сделан: резины, каучука или пластика. Если отец при своей просьбе скажет, что нужно принести белую игрушечную чашку из набора детской посуды, ребенок принесет именно этот предмет. Не обязательно, что это должно хорошо получаться у маленького члена семьи. Сначала процесс формирования категорий объектов для него может пройти неосознанно. Со временем все получится.

что должен делать ребенок в 11 месяцев

Социально-бытовые навыки в 11 месяцев

Не лишними в воспитании ребенка будут попытки приучить его ходить самостоятельно на горшок или, по крайней мере, проситься на него. У многих мам получается за пару месяцев привить это в сознание малютки. Если процесс знакомства с горшком не приносит существенных плодов, переживать нет повода. По мнению неврологов, отдел мозга, который отвечает за привычки, формируется к двум-двум с половиной годам. До этого времени грудничок сможет освоить самостоятельные походы в туалет.

Непоседы в 11 месяцев очень активные и могут во время кормлений запускать свои ручки в тарелку взрослых. Если им удается схватить еду, они не будут медлить, положат ее в ротик и начнут интенсивно пережевывать пищу. Некоторые родительницы начинают в этот период отказывать малюткам в грудном молоке, думают, что обычная пища может заменить его. Педиатры такие действия не одобряют. С одной стороны, грудь уже не может компенсировать пищевые запросы егозы. С другой стороны, молоко является связующей нитью между матерью и ребенком на энергетическом уровне.

Физиологические особенности грудничка

У среднестатистического ребёнка за 11 месяц жизни прибавка в весе составляет 250-400 гр., а в росте — 1,5-2 см. Прибавка в весе может быть незначительной, всего 100-150 гр. Общий вес в этом возрасте уже составляет 8,5-10,5 кг. Рост 11-ти малыша в среднем равен 73-80 см. Допустимо отклонение на 3 см в любую сторону. Окружность головы увеличивается на 0,5 см и составляет 43-45 см.

К тому же на этом этапе у малыша успевает вырасти 5-8 зубов (в некоторых случаях 3-4 зуба или они вообще отсутствуют). Пищеварительная система полностью сформирована и готова к употреблению грубой пищи. Ребёнку можно дать попробовать продукты, которые едят взрослые члены семьи (овощи, фрукты, разнообразные каши). Жёсткую пищу, такую как яблоки или сушки дают, только если прорезались как минимум 4 зуба. Умеренное употребление более грубых продуктов поможет сформировать правильный прикус.

Если мама планирует свернуть кормление грудью в ближайшее время, то стоит давать обычную еду чаще, а грудное молоко всего 1 раз в сутки. Ребёнку по-прежнему нельзя готовить жареную, жирную, острую, солёную пищу. С осторожностью вводят в прикорм продукты, способные вызвать аллергию. Чаще всего это: апельсины; мёд; помидоры; коровье молоко; орехи и грибы.

Мышечная система окрепла и ребёнок уже пробует передвигаться самостоятельно, слегка придерживая взрослого за руку. Кроме этого малыш зачастую уже умеет садиться из любого положения и сам поднимается на ноги. У некоторых детей эти умения появляются чуть позже.

Отсутствие уверенных навыков ходьбы считается нормой до 1,5 года. Если по истечении этого периода ребёнок не станет ходить самостоятельно, родителям стоит обратиться к педиатру или ортопеду.

Развитие любого ребёнка происходит в индивидуальном темпе, поэтому не все укладываются в установленные рамки.

Психоэмоциональное поведение ребенка

В 11 месяцев практически у всех детей главной чертой характера становится любознательность. Окружающий мир груднички изучают с помощью прикосновений и зрения. Этап, когда ребёнок боялся чужих, постепенно подходит к концу. Теперь он охотнее идёт на контакт с другими детьми и взрослыми. Когда 11 месячный малыш оказывается в компании своих сверстников он может начать неосознанно копировать их поведение и привычки. Людей часто приходящих в гости он начинает узнавать и быстро привыкает к только что появившимся незнакомцам.

Свои желания ребенок уже может выражать с помощью простых звуков и слов. Кроме этого он становится способен отзываться на просьбы окружающих (покажи, брось, дай, посмотри). Сделав что-то он может ожидать похвалы со стороны родителей.

Ребёнок становится настойчивее. Если какое-то действие не получается с первого раза, он повторяет попытку, пока не достигнет результата.

Ближе к году малыш уже способен воспринимать слова окружающих и реагировать на них соответствующим образом. И хотя многие слова для него еще остаются загадкой, тон голоса он улавливает прекрасно.

Расширяется и эмоциональная палитра чувств самого ребёнка. Хорошее настроение быстро сменяется на плохое и наоборот. Если грудничку что-то запрещают он может начать капризничать.

Иногда плач и капризы могут служить средством манипулирования. Ребёнок замечает, что стоит только заплакать — мама сразу же появляется. Однако, важно понимать, что плохое настроение может сигнализировать о плохом самочувствии и научится отличать обычные капризы от болезни.

Что должен уметь малыш

В возрасте 11 месяцев дети с каждым днём становятся всё самостоятельнее и хорошо справляются с разными задачами. Например:

  • с лёгкостью забираются на небольшие возвышения (кресло, диван, ступенька);
  • пытаются ходить самостоятельно, без чьей-либо помощи;
  • уверенно передвигаются за руку со взрослыми;
  • кивают в знак согласия или мотают головой в качестве отрицания;
  • умеют самостоятельно пить из бутылочки или поильника;
  • пытаются кушать ложкой или вилкой;
  • обозначают некоторые свои действия звуками;
  • быстро передвигаются на четвереньках;
  • пытаются произносить слова;
  • умеют захватывать мелкие предметы или, по просьбе родителей или других взрослых, указывают на них пальцем;
  • внимательно рассматривают иллюстрации в книгах и имеют переворачивать страницы;
  • выделяют свои любимые игрушки среди остальных;
  • складывают из кубиков небольшую башенку или собирают пирамидку;
  • оборачиваются на звук своего имени.

Хотя и считается, что мальчики отстают в развитии и начинают говорить чуть позже чем девочки, учёными доказано, что развитие детей в физическом и эмоциональном плане в этом возрасте не зависит от пола и находится практически на одном уровне.

С некоторыми детьми это так, но всегда существуют исключения из правил. Главное отличие между мальчиками и девочками в этом возрасте заключается в манере общения со сверстниками, активности и в выборе любимых игрушек.

Девочки более спокойны и могут надолго увлечься игрой с кубиками или собиранием пирамидки. К тому же девочки охотнее контактируют со взрослыми и играют с другими детьми. А вот мальчики предпочитают более энергичные игры, редко сидят на одном месте и нередко стесняются при первом знакомстве со сверстниками.

Уход за малышом

В 11 месяцев возрасте полным ходом идёт приучение к горшку. У всех малышей этот процесс протекает по-разному. Один ребёнок быстро привыкает, а другой игнорирует горшок и плачет.

Изменяется и режим дня ребёнка. На дневной сон уделяется чуть меньше времени. Некоторые груднички вместо 2-х раз днём спят только 1. Большая часть дня теперь уходит на познание окружающего мира. Однако за сутки малыш всё равно должен спать не менее 10-12 часов. Ночной сон становится спокойнее. Ребёнок на ночное кормление просыпается реже (2-3 раза за ночь).

На прогулку следует выходить не менее двух раз в день. Причём лучше, если один выход будет активным (песочница, игры с другими детьми), а другой полностью займёт обеденный сон.

Если возникают проблемы с укладыванием на ночь или ребёнок слишком возбуждён эмоционально помогут простые ритуалы перед сном: тихая колыбельная, чтение сказки перед сном, спокойная музыка или расслабляющий массаж.

Чтобы процесс укладывания на ночь проходил чуть легче, за 1.5-2 часа до сна исключают подвижные игры. Наилучшим занятием на этот период времени станет купание.

Для маленького ребёнка очень полезны занятия общеразвивающей гимнастикой или лёгкий массаж. Правильно выполненные упражнения укрепляют детский организм и развивают ребёнка. В качестве массажа подойдут поглаживания, растирание мышц и лёгкое пощипывание.

Очень полезно для укрепления организма закаливание. Ребёнок может ходить босиком по тёплому песку, ковру с мягким ворсом, прохладной плитке. Кроме того, в магазинах продают специальные ортопедические коврики, которые имитируют различные поверхности. В возрасте 11 месяцев лучше приобрести вариант, для малышей только-только начинающих ходить.

В 11 месяцев ребёнка уже можно научить ухаживать за собой. Например, надеть носочки или панамку, застегнуть сандалии.

Игры и упражнения для развития

Главная задача родителей в период до года — максимально помочь малышу в закреплении двигательных, речевых и игровых умений и направить его формирование в правильное русло.

В первую очередь необходимо по возможности брать ребёнка на руки. Это касается и тех малышей, что уже умеют ползать или даже ходить. Физический контакт поможет сохранить чувство близости с матерью. Кроме этого, психологи рекомендуют во время игры садится на пол, рядом с малышом. Видя выражение лица взрослого ребёнку проще учится перенимать эмоции и общаться.

В этом возрасте важно развивать речевой аппарат. Главные помощники в этом деле — речевые игры. Одна из простейших — доставать из коробки разные игрушки и пытаться вместе с малышом дать им название. Если ребёнок во время игры произнёс слово, обозначающее какую-то вещь можно вместе с ним поискать этот предмет.

Отличным занятием станет совместное чтение сказок. Сказки можно читать вслух, или же воспользоваться аудиосказками.

Для развития речи важно постоянно разговаривать с ребёнком. Делать это можно не отрываясь от домашних дел. Например, описывать свои действия во время приготовления пищи или уборки.

Общение со сверстниками очень важно на этом жизненном этапе. Интерактивные коврики, детские музыкальные игрушки или телевизор уже не достаточно, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в играх. Завести новых друзей помогут прогулки на детской площадке или игры в песочнице.

Развитие речевого аппарата тесно связано с мелкой моторикой. Активные игры с кинетическим песком, пластилином, соленым тестом или глиной развивают ловкость и стимулируют речь. Практически все дети в этом возрасте любят проводить время с мамой на кухне. Малыш может пересыпать крупы из одной тарелки в другую или рисовать на гладкой поверхности, посыпанной мелкой крупой.

Однако не теряйте бдительности, не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями, малышу будет интересно взять ее в рот или засунуть ее в нос или ухо. Это не единственная опасность, которая существует для ребенка такого возраста. Подробнее о безопасности в доме мы говорили в этой статье.

В этом возрасте во время игры с ребёнком можно начинать разыгрывать мини-сценки с сюжетом. Самый простой вариант — уложить спать куклу или переодеть её, покормить игрушечную собачку. Во время игры ребёнок своим поведением может стараться рассмешить или удивить взрослых.

Развивающих методик для детей много. Одна из самых популярных — карточки Домана. На специальных карточках изображены предметы и слова, их обозначающие. Все изображения объединены общей тематикой. Например, «Животные», «Транспорт», «Продукты». Мама или папа демонстрируют карточку в течении нескольких секунд, проговаривая при этом название изображённого предмета. Во время занятия учитывают несколько моментов:

  • нельзя мешать малышу рассмотреть изображение;
  • одну карточку показывают не чаще 3 раз в день;
  • необходимо постараться прекратить занятие до того, как малыш потеряет интерес;
  • старые наборы по мере изучения необходимо заменять на новые;
  • занятия должны быть систематическими.

Чтобы укрепить ножки и развить навык ходьбы необходимо насколько это возможно отказаться от ходунков. Вместо этого лучше использовать игрушки, которые ребёнок сможет катать самостоятельно. Игрушка-каталка с ручкой или маленькая коляска с куклой внутри — отличный вариант для 11-месячного малыша.

Возможно с первого раза некоторые задания будут казаться слишком трудными для ребёнка. Однако не стоит забывать, что дети не перестают развиваться ни на минуту. И то, что казалось сложным сегодня, завтра станет забавной игрой.