Сенсорное развитие

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. консультация по теме

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

«Поймай киску»

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Что внутри?»

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

«Отгадай цифру» (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

«Что это?»

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.

«Золушка»

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

«Вкусное путешествие».

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние.

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

«Что нам подскажет запах?». В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Наталья Дмитриева
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем. Занятия, ориентированные на сенсорное развитие, предполагают знакомство малыша с рисованием, лепкой, конструированием, речью, аппликацией..

Через основные виды деятельности происходит формирование представлений о цвете, форме, вкусе, количестве, величине окружающих предметов, речевых и неречевых звуках.

Представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, Ф. Фребелем, М. Монтессори, Д. Декроли, Е. Тихеевой были разработаны дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

С именем Фридриха Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок — носитель божественной сущности ; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них — стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности. Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля — методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров».

-Первый дар — шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух — трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.

-Второй дар — деревянный шар, цилиндр и куб — предназначался для детей трех — четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.

-Третий, четвертый дар — для детей старше четырех лет — деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.

-Пятый дар — это 27 кубиков, причем 21 — цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы. Всего 39 фигур.

-Шестой дар — 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 — целый, три разделены пополам (поперек, а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира» .Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952, первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания — значит учить их «видеть руками» .Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.

Елизавета Ивановна Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е. И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.

В играх Жан Овидий Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

Игры и игровые упражнения вносят огромный вклад в сокровищницу сенсорного развития. Современные условия жизни вносят в развивающие игры свои коррективы и способствуют обновлению игр и игровых упражнений: меняется содержание, правила и способы их проведения. Играя, ребёнок развивается. Значит, для развития детей нужны такие игры, в которых ребёнок осваивает что-то новое: новые свойства вещей, новые движения, новые действия с предметами. Всё это требует определённых усилий, но в то же время дарит ребёнку радость открытия и преодоления.

Для развития сенсорного развития в любой группе должны быть эти замечательные настольные игры:

«Разложи предметы по разноцветным кармашкам», «Геометрик», «Закрути крышки», «Разноцветные домики», «Книжка с разноцветными окошками», развивающие панно «Модница», «Домик в деревне», а так же игры для развития слуха.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Возрастные категории

Занятия в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом.

Так же дидактические игры и пособия можно сделать своими руками например сенсорный коврик, игрушки из различных материалов и т. д.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

Сенсорные системы. Органы чувств. Физиология органов чувств. Функции сенсорных систем. Сенсорное восприятие. Этапы сенсорного восприятия.

АГОНИЯ — БОЛЬ — НЕДОМОГАНИЕ — ХОРОШЕЕ САМОЧУВСТВИЕ — УДОВОЛЬСТВИЕ — РАДОСТЬ — ЭКСТАЗ

А) Агония означает болезненное состояние, выходящее за пределы того, что может вынести организм. В агонии тело скручивается и искривляется в череде

судорожных движений. Агония смерти представляет собой именно такую конвульсию.

Б) Боль, в противоположность агонии, подразумевает, что нарушение не превысило уровень толерантности тела. При агонии целостность организма находится в опасности; боль является лишь угрозой. Боль также может выражаться в конвульсивных движениях, но меньшей амплитуды, чем при агонии. Различие заключается только в степени.

В) Недомогание — более легкая форма болезненного возбуждения. Тело может изгибаться или скрючиваться, однако движения не столь конвульсивны, как в вышеописанных состояниях.

Г) «Хорошее самочувствие» — это состояние легкости и расслабленности тела, которое выражается в мягких и гармоничных движениях. Это базовое состояние удовольствия, описываемое словами: «Я чувствую себя хорошо».

Д) По мере возрастания возбуждения в сторону позитивной части спектра, движения тела становятся более интенсивными и выразительными, сохраняя, тем не менее, координацию и ритм. Испытывающий удовольствие человек чувствует мягкость, легкую вибрацию и бодрость; его глаза блестят, кожа теплая. Можно сказать, что его тело урчит от удовольствия.

Е) Радость характеризуется таким нарастанием приятного возбуждения, что тело, кажется, танцует. Его движения полны жизни и грации.

Ж) В экстазе, наивысшей форме приятного возбуждения, проходящие через тело токи настолько сильны, что человек начинает «излучать свет», подобно звезде. Он чувствует, как уносится его тело (с земли в космос). Человек испытывает экстаз во время полного сексуального оргазма, когда движения принимают конвульсивный характер, но при этом остаются согласованными и ритмичными.

Различие между движениями на разных концах спектра состоит в наличии или отсутствии координации и ритма. Во всех болезненных состояниях движения тела нескоординированы и судорожны; в удовольствии движения плавны и ритмичны. Движение — это язык тела. По качеству движений человека можно определить его самочувствие.

Сенсорные системы. Органы чувств. Физиология органов чувств. Функции сенсорных систем. Сенсорное восприятие. Этапы сенсорного восприятия.

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Особенности восприятия человеком поступающей из окружающей среды информации с помощью органов зрения, слуха, осязания. Общие свойства сенсорного входа человека-оператора. Формы размещения панелей, зона досягаемости оператора, эргономические показатели.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:

1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;

2) контроль произвольных движений;

3) контроль деятельности внутренних органов;

4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации. Человек воспринимает не все изменения окружающей среды, он не способен, например, ощущать действие ультразвука, рентгеновских лучей или радиоволн. Диапазон сенсорного восприятия человека ограничен имеющимися у него сенсорными системами, каждая из которых перерабатывает информацию о стимулах определенной физической природы. Сенсорная специфичность каждой системы определяется, прежде всего, свойствами входящих в нее рецепторов.

Длительность ощущения зависит от реального времени между началом и прекращением воздействия на рецепторы, а также от их способности уменьшать или даже прекращать генерацию нервных импульсов при продолжительном действии адекватного стимула. При длительном действии стимула порог чувствительности рецепторов к нему может повышаться, что определяется как адаптация рецепторов. Механизмы адаптации не одинаковы в рецепторах разных модальностей, среди них различают быстро адаптирующиеся (например, тактильные рецепторы кожи) и медленно адаптирующиеся рецепторы (например, проприоцепторы мышц и сухожилий).

Быстро адаптирующиеся рецепторы сильнее возбуждаются в ответ на быстрое нарастание интенсивности стимула (фазический ответ), а их быстрая адаптация способствует освобождению восприятия от биологически незначительной информации (например, контакт между кожей и одеждой). Возбуждение медленно адаптирующихся рецепторов мало зависит от скорости изменения стимула и сохраняется при его длительном действии (тонический ответ), поэтому, например, медленная адаптация проприоцепторов позволяет человеку получать нужную ему для сохранения позы информацию в течение всего необходимого времени.

Существуют сенсорные нейроны, генерирующие потенциалы действия спонтанно, т. е. при отсутствии раздражения (например, сенсорные нейроны вестибулярной системы), такая активность называется фоновой. Частота нервных импульсов в этих нейронах может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от интенсивности действующего на вторичные рецепторы стимула, кроме того, она может определяться направлением, в котором отклоняются чувствительные волоски механорецепторов. Например, отклонение волосков вторичных механорецепторов в одну сторону сопровождается повышением фоновой активности сенсорного нейрона, которому они принадлежат, а в противоположную сторону — понижением его фоновой активности. Указанный способ рецепции позволяет получать информацию и об интенсивности стимула, и о направлении, в котором он действует.

Произвольные мышцы с проприоцептивными нервами участвуют в восприятии исходящих импульсов. В человеческом теле есть и другие поверхностные мембраны, такие как слизистая пищеварительного тракта и респираторной системы, но они не связаны непосредственно с личностью.

Связь функциональной мембраны с сознанием можно лучше понять, если рассматривать тело как одну клетку. Раздражители, воздействующие на поверхность извне, вызывают ощущения в том случае, если обладают достаточной интенсивностью, чтобы оказать влияние на поверхность. Внутренние импульсы тела тоже осознаются тогда, когда они достигают поверхности. Сознание — это феномен поверхности; сюда входит как поверхность разума, так и поверхность тела. Фрейд описывал эго, которое включает в себя функции восприятия и сознания, как «проекцию поверхности на поверхность»*. События, имеющие место на поверхности тела, проецируются на поверхность разума, где и происходит восприятие.

Множество сигналов и движений организма не достигают сознания. Обычно мы не сознаем биения сердца, не воспринимаем работу кишечника и других органов и функций тела. В целом, только когда внутренняя активность оказывает воздействие на поверхность тела, возникает ощущение и происходит восприятие. Например, сердцебиение может достичь такой силы, что будет отзываться глухим стуком в груди, и тогда человек почувствует свое сердце. Теоретически, импульсы возникают в центре организма и направляются вовне, к объектам внешнего мира. Однако мы не сознаем импульсов до тех пор, пока они не достигают мышечной системы, где может иметь место действие, отвечающее цели импульса. Восприятие не зависит от сокращения мышц. Импульс становится объектом восприятия, когда мышцы получают установку к действию или «готовы» отреагировать.

Мышечная система, которая слишком эластичная, податливая или недостаточно плотная, склонна пропускать импульсы без адекватного контроля со стороны эго и прежде чем эти импульсы будут в полной мере зарегистрированы в сознании. Поведение людей с таким дефектом будет или импульсивным, или истеричным. Несмотря на гиперактивность или сильные эмоциональные вспышки, чувствительность у этих людей снижена. Они проявляют недостаток выдержки или самообладания, и их эго можно назвать слабым.

«Вибрационный бой»

Вибрационный бой (ВБ) — это способность сознательного использования вибраций или фибрилляций тела для специфического, то есть, плохо идентифицируемого сознанием противника («нарушение психических функций»), перемещения в пространстве и для нанесения высокоскоростных ударов противнику. Вибрация в природе – спонтанная дрожь тела от ярости, от страха, от холода, от сексуального напряжения.

Скорость ВБ — от 5 до 12 изменений телом в секунду, в зависимости от состояния функций сознания. При больших скоростях (больше 14 пульсаций телом) начинается «бой невидимок». Противник, неспособный двигаться с такими скоростями, как правило, проигрывает схватку. Пример аналога вибрационного перемещения. Если сжать обычную пружинку и отпустить ее, то она начнет прыгать. А ее перемещения со временем участятся и будут все более мелкими. Схема движения пружины в этом случае — и есть схема спонтанного вибрационного перемещения.

Такая способность тренируется специальными упражнениями по овладению двигательной телесной волной (ДТВ, смотри дальше) и базируется на определенной позе человека. Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли.

После этого он короткими, резкими движениями раскачивается на одном месте с ноги на ногу. Инструктор должен почувствовать в своем теле нарастающую дрожь в зависимости от силы напряжения мышц пресса, скорости перенесения веса тела с ноги на ногу и сгиба коленных суставов. При достижении состояния устойчивой дрожи тела, инструктор делает длинный прыжок вперед и сразу тормозит движение, не меняя позы. Его ноги начнут совершать быстрые упругие шажки. Это и есть частично управляемая, или полу-спонтанная, вибрация. Инструктор постепенно меняет частоту вибраций тела за счет напряжения мышц пресса и сгиба коленных суставов.

Техника ВБ предоставляет возможность:
— увеличивать частоту вибраций тела до предельно допустимой для мышечных изменений;
— двигаться в вибрациях в любом направлении;
— «выпадать» из сферы восприятия противника;
— наносить противнику высокоскоростные удары на опережение его действия
Техника ВБ незаменима при использовании элементов «качания маятника», то есть, в ближнем бою, с применением огнестрельного оружия. ВБ — основа гиперборейской системы Н.И.Кудряшова «Топот». В пределе ВБ может быть применена техника:

СРД — смена ритма движения. Аналог: одним из способов суггестивного воздействия змеи на жертву является способ СРД, то есть смена ритма движения с очень медленного на очень быстрый. В разведке Генштаба России до 1917 года этому методу уделялось значительное внимание. СРД активно используется в ВБ.

Упражнение 5. «Дифференцированное дыхание»

Дифференцированное дыхание — это возможность тела сокращать и напрягать мышцы грудной клетки и всего тела так, чтобы одно легкое вдыхало, а другое в этот же промежуток времени выдыхало. Такая способность тренируется специальными упражнениями системы йогов. Ввиду сложности начальной базы, в данной работе это упражнение не рассматривается. Применение ДД вызывает двигательный ступор противника.

Упражнение 6. Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот»

Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) это манипулирование, то есть, управление намерением и действиями противника на расстоянии при помощи направленного резкого звука в определенную зону его тела и окружающего его пространства.

Инструктор, выполняющий упражнения, встает в определенную позу: вес тела перенесен на подушечки стоп, колени согнуты, мышцы живота сильно напряжены, торс наклонен вперед почти до угла 45 градусов с плоскостью земли («принцип ВБ»).

Плавно усиливая напряжение мышц пресса, инструктор направляет мысленный звук в свои стопы и мысленно «оттолкнув» звук от земли, волной направляет его по телу вверх, к легким, гортани, рту и дальше по направлению к двигающемуся в его сторону партнеру, используя свое тело как «волновод».

Обучающий инструктор по качеству течения двигательной телесной волны (ДТВ, смотри дальше) дает голосом знать инструктору о его ошибках и корректирует движения его тела. После выполнения необходимого действия, инструктор получает информацию о результате воздействия от партнера, и нарабатывает навык точной концентрации звука в определенных местах тела и пространства вокруг партнера (потенциального противника). Такие места ему указывает обучающий инструктор или эксперт СЦД.

Навык точной концентрации звука отрабатывается при помощи изменения напряжения мышц пресса, положения тела, его частей, положения гортани, рта, языка, губ и соизмерения длины волны звука с расстоянием до партнера (потенциального противника) При определенных условиях, связанных с излишней настороженностью, со страхом, с расслабленностью после сна и так далее, человек, как правило, не только вздрагивает от неожиданного, даже тихого звука, но при большей его мощности может подвергнуться серьезному травмированию психики и тела. Точно направленный и концентрированный звук встряхивает организм противника, и даже может парализовать его движения. Цоканье языком, утробные звуки, парализующие крики в боевых искусствах — все это примеры применения ДМ-А.

Дистанционное манипулирование в аудиальном диапазоне частот (ДМ-А) в пределе может выглядеть как:

НСЗВ — направленная стоячая звуковая волна в аудиальном сенсорном канале. Аналог: громкий голос (глас божий), стоячая волна в водоеме или в электронном или оптико-волоконном волноводе. В данной технике тело человека используется как дек у гитары, как волновод, усиливающий или ослабляющий интенсивность и направленность сочетания ритмов существования органов в аудиальном диапазоне частот и при помощи определенного положения тела в пространстве направить его в нужном направлении на нужное расстояние. Шокирует психику человека.

Величина рецептивных полей. Виды рецепторных полей.

Рецептивным полем называется область, занимаемая совокупностью всех рецепторов, стимуляция которых приводит к возбуждению сенсорного нейрона (рис. 17.1). Максимальная величина рецептивного поля первичного сенсорного нейрона определяется пространством, которое занимают все ветви его периферического отростка, а число рецепторов, имеющихся в этом пространстве, указывает на плотность иннервации. Высокая плотность иннервации сочетается, как правило, с малыми размерами рецептивных полей и, соответственно, высоким пространственным разрешением, позволяющим различать стимулы, действующие на соседние рецептивные поля. Малые рецептивные поля типичны, например, для центральной ямки сетчатки и для пальцев рук, где плотность рецепторов значительно выше, чем на периферии сетчатки или в коже спины, для которых характерны большая величина рецептивных полей и меньшее пространственное разрешение. Рецептивные поля соседних сенсорных нейронов могут частично перекрывать друг друга, поэтому информация о действующих на них стимулах передается не по одному, а по нескольким параллельным аксонам, что повышает надежность ее передачи.

Рис. 17.1. Рецептивные поля первичных сенсорных нейронов и сенсорных нейронов второго порядка. А. Рецептивные поля первичных сенсорных нейронов ограничены областью их чувствительных окончаний. Рецептивное поле переключательного нейрона образуется из суммы рецептивных полей конвергирующих к нему первичных сенсорных нейронов. Б. Раздражение центральной или периферической области рецептивного поля сенсорного нейрона второго и следующих порядков сопровождается противоположным эффектом. Как видно на схеме, раздражение центра рецептивного поля вызовет возбуждение проекционного нейрона, а раздражение периферической области — торможение с помощью интернейронов переключательного ядра (латеральное торможение). В результате контраста, создаваемого между центром и периферией рецептивного поля, выделяется информация для передачи на следующий иерархический уровень.

Величина рецептивных полей сенсорных нейронов второго и следующих порядков больше, чем у первичных сенсорных нейронов, поскольку центральные нейроны получают информацию от нескольких конвергирующих к ним нейронов предшествующего уровня. От центра рецептивного поля информация передается непосредственно к сенсорным нейронам следующего порядка, а от периферии — к тормозным интернейронам переключательного ядра, поэтому центр и периферия рецептивного поля являются реципрокными по отношению друг к другу. В результате сигналы от центра рецептивного поля беспрепятственно достигают следующего иерархического уровня сенсорной системы, тогда как сигналы, поступающие от периферии рецептивного поля, тормозятся (в другом варианте организации рецептивного поля легче пропускаются сигналы от периферии, а не от центра). Такая функциональная организация рецептивных полей обеспечивает выделение наиболее значимых сигналов, легко различаемых на контрастном с ними фоне.

Общие принципы функционирования и построения

Сенсорные системы подразделяются на внешние и внутренние; внешние снабжены экстерорецепторами, внутренние — интерорецепторами. В обычных условиях на организм постоянно осуществляется комплексное воздействие, и сенсорные системы работают в постоянном взаимодействии. Любая психофизиологическая функция полисенсорна.

К основным принципам конструкции сенсорных систем относятся:

  • Принцип многоканальности (дублирование с целью повышения надёжности системы)
  • Принцип многоуровневости передачи информации
  • Принцип конвергенции (концевые разветвления одного нейрона контактируют с несколькими нейронами предыдущего уровня; воронка Шеррингтона)
  • Принцип дивергенции (мультипликации; контакт с несколькими нейронами более высокого уровня)
  • Принцип обратных связей (у всех уровней системы есть и восходящий, и нисходящий путь; обратные связи имеют тормозное значение как часть процесса обработки сигнала)
  • Принцип кортикализации (в новой коре представлены все сенсорные системы; следовательно, кора функционально многозначна, и не существует абсолютной локализации)
  • Принцип двусторонней симметрии (существует в относительной степени)
  • Принцип структурно-функциональных корреляций (кортикализация разных сенсорных систем имеет разную степень)

Время реакции

Основная статья: Время реакции

Время простой реакции, то есть время от момента появления сигнала до момента начала двигательного ответа, впервые было замерено в 1850 году Гельмгольцем. Оно зависит от того, на какой анализатор действует сигнал, от силы сигнала и от физического и психологического состояния человека. Обычно оно равно: на свет 100—200, на звук 120—150 и на электрокожный раздражитель 100—150 миллисекундам.

Кодирование информации

Раздражимость как свойство организма — способность к ответу, позволяющая приспособиться к условиям среды. Раздражителем может быть любое химико-физическое изменение среды. Рецепторные элементы нервной системы позволяют воспринимать существенные раздражители и трансформировать их в нервные импульсы.

Наиболее важны следующие четыре характеристики сенсорных стимулов:

  • тип
  • интенсивность (определяется деятельностью нижних уровней сенсорных систем; носит S-образный характер, то есть наибольшие изменения частоты импульсации нейрона происходят при варьировании интенсивности в средней части кривой, что позволяет улавливать малые изменения сигналов низкой интенсивности — закон Вебера — Фехнера)
  • местонахождение (например, локализация источника звука происходит благодаря разному времени прихода звуковой волны на каждое ухо (для низкочастотных сигналов) или межушным различиям стимуляции по интенсивности (для высокочастотных сигналов); в любом случае импульсация, несмотря на теоретическую возможность широкой дивергенции, передаётся по принципу меченой линии, что позволяет определить источник сигнала)
  • продолжительность.

Помимо «принципа меченой линии» иррадиацию возбуждения ограничивает латеральное торможение (то есть возбуждённые рецепторы или нейроны затормаживают соседние клетки, обеспечивая контраст).

Зрительная система

Основная статья: Зрительная система

Зрительная система обеспечивает функцию зрения.

Зрительная система (зрительный анализатор) у млекопитающих включает следующие анатомические образования:

  • периферический парный орган зрения — глаз (с его воспринимающими свет фоторецепторами — палочками и колбочками сетчатки);
  • нервные структуры и образования ЦНС: зрительные нервы, хиазма, зрительный тракт, зрительные пути — II-я пара черепно-мозговых нервов, глазодвигательный нерв — III-я пара, блоковый нерв — IV-я пара и отводящий нерв — VI-я пара;
  • латеральное коленчатое тело промежуточного мозга (с подкорковыми зрительными центрами), передние бугры четверохолмия среднего мозга (первичные зрительные центры);
  • подкорковые (и стволовые) и корковые зрительные центры: латеральное коленчатое тело и подушки зрительного бугра, верхние холмики крыши среднего мозга (четверохолмия) и зрительная кора.

Оптикобиологическая бинокулярная (стереоскопическая) система, эволюционно возникшая у животных, воспринимая электромагнитное излучение видимого спектра (света) и создавая изображение, одновременно формирует в виде ощущения (сенсо́рного чувства) представление о положении предметов в пространстве.

Зрение человека

Основная статья: Зрение человека

Процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Из-за большого числа этапов процесса зрительного восприятия его отдельные характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук — оптики (в том числе биофизики), психологии, физиологии, химии (биохимии). На каждом этапе восприятия возникают искажения, ошибки, сбои, но мозг человека обрабатывает полученную информацию и вносит необходимые коррективы. Эти процессы носят неосознаваемый характер и реализуются в многоуровневой автономной корректировке искажений. Так устраняются сферическая и хроматическая аберрации, эффекты слепого пятна, проводится цветокоррекция, формируется стереоскопическое изображение и т. д. В тех случаях, когда подсознательная обработка информации недостаточна, или же избыточна, возникают оптические иллюзии.

Слуховая система

Основная статья: Слуховая сенсорная система

Сенсорная система, обеспечивающая кодирование акустических стимулов и обусловливающая способность животных ориентироваться в окружающей среде посредством оценки акустических раздражителей. Периферические отделы слуховой системы представлены органами слуха и лежащими во внутреннем ухе фонорецепторами. На основе формирования сенсорных систем (слуховой и зрительной) формируется назывательная (номинативная) функция речи — ребёнок ассоциирует предметы и их названия.

Человеческое ухо состоит из трех частей:

  • Наружное ухо — латеральная часть периферического отдела слуховой системы млекопитающих, птиц, некоторых пресмыкающихся и единичных видов земноводных. У наземных млекопитающих включает ушную раковину и наружный слуховой проход; от среднего уха отделяется барабанной перепонкой. Иногда последнюю рассматривают в качестве одной из структур наружного уха.
  • Среднее ухо — часть слуховой системы млекопитающих (в том числе человека), развившаяся из костей нижней челюсти и обеспечивающая преобразование колебаний воздуха в колебания жидкости, наполняющей внутреннее ухо. Основной частью среднего уха является барабанная полость — небольшое пространство объёмом около 1см³, находящееся в височной кости. Здесь находятся три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко — они передают звуковые колебания из наружного уха во внутреннее, одновременно усиливая их.
  • Внутреннее ухо — один из трёх отделов органа слуха и равновесия. Является наиболее сложным отделом органов слуха, из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом.

Вкусовая система

Основная статья: Вкусовая сенсорная система

Сенсорная система, при помощи которой воспринимаются вкусовые раздражения. Вкусовые органы — периферическая часть вкусового анализатора, состоящая из особых чувствительных клеток (вкусовых рецепторов). У большинства беспозвоночных вкусовые органы и органы обоняния ещё не разделены и являются органами общего химического чувства — вкуса и обоняния. Вкусовые органы насекомых представлены особыми хитиновыми волосками — сенсиллами, расположенными на ротовых придатках, в полости рта и др. В состав волоска входят опорные клетки, они окружают рецепторные клетки, дающие 2 тонких отростка — периферический, снабжённый видоизменённой ресничкой, которая заканчивается в области поры и непосредственно соприкасается со вкусовыми веществами, и центральный, идущий в центральную нервную систему. У низших позвоночных, например рыб, вкусовые органы могут располагаться по всему телу, но в особенности на губах, усиках, в ротовой полости, на жаберных дужках. У земноводных вкусовые органы находятся только в ротовой полости и отчасти в носовой. У млекопитающих животных и человека вкусовые органы помещаются главным образом на сосочках языка и отчасти на мягком нёбе и задней стенке глотки. Наибольшего развития вкусовые органы достигают у животных, медленно и хорошо пережёвывающих пищу.

Сенсорная система человека

У человека имеются, согласно классификации по физической энергии стимула, являющейся для данного рецептора адекватной:

  • Хеморецепторы — рецепторы, чувствительные к воздействию химических веществ. Каждый такой рецептор представляет собой белковый комплекс, который, взаимодействуя с определённым веществом, изменяет свои свойства, что вызывает каскад внутренних реакций организма. Среди таких рецепторов: рецепторы органов чувств (обонятельные и вкусовые рецепторы) и рецепторы внутреннего состояния организма (рецепторы углекислого газа дыхательного центра, рецепторы рН внутренних жидкостей).
  • Механорецепторы — это окончания чувствительных нервных волокон, реагирующие на механическое давление или иную деформацию, действующую извне, или возникающие во внутренних органах. Среди таких рецепторов: тельца Мейснера, тельца Меркеля, тельца Руффини, тельца Пачини, мышечные веретена, сухожильные органы Гольджи, механорецепторы вестибулярного аппарата.
  • Ноцицепторы — периферические болевые рецепторы. Интенсивная стимуляция ноцицепторов обычно вызывает неприятные ощущения и может причинить вред организму. Ноцицепторы расположены главным образом в коже (кожные ноцирецепторы) или во внутренних органах (висцеральные ноцирецепторы). В окончаниях миелинизированных волокон (А-тип) они обычно реагируют только на интенсивное механическое раздражение; в окончаниях немиелинизированных волокон (С-тип) могут реагировать на различные типы раздражений (механическое, тепловое или химическое).
  • Фоторецепторы — светочувствительные сенсорные нейроны сетчатки глаза. Фоторецепторы содержатся во внешнем зернистом слое сетчатки. Фоторецепторы отвечают гиперполяризацией (а не деполяризацией, как другие нейроны) в ответ на адекватный этим рецепторам сигнал — свет. Фоторецепторы размещаются в сетчатке очень плотно, в виде шестиугольников (гексагональная упаковка).
  • Терморецепторы — рецепторы, отвечающие за температурную рецепцию. Основные из них: колбочки Краузе (дающие ощущение холода) и уже упоминавшиеся тельца Руффини (способные реагировать не только на растяжение кожи, но и на тепло).

Рецептивное поле (поле рецепторов) — это область, в которой находятся специфические рецепторы, посылающие сигналы связанному с ними нейрону (или нейронам) более высокого синаптического уровня той или иной сенсорной системы. Например, при определённых условиях рецептивным полем может быть названа и область сетчатки глаза, на которую проецируется зрительный образ окружающего мира, и единственная палочка или колбочка сетчатки, возбуждённая точечным источником света. На данный момент определены рецептивные поля для зрительной, слуховой и соматосенсорной систем.

Примечания

  1. Хандверкер Х. Глава 8. Общая сенсорная физиология // Физиология человека: в 3-х томах. Т. 1. Пер. с англ = Human Physiology. Edited by R. F. Schmidt and G. Thews. 2nd, completely revised edition / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса (перевод под ред. акад. П. Г. Костюка). — М.: Мир, 1996. — 323 с. — ISBN 5-03-002545-6. — С. 178—196.
  2. Смирнов В. М., Будылина С. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2003. — 304 с. — ISBN 5-7695-0786-1. — С. 178—196.
  3. 1 2 Островский М. А., Шевелев И. А. Глава 14. Сенсорные системы // Физиология человека. Учебник (В двух томах. Т. II) / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. — М.. — 368 с. — (Учеб. лит. для студентов мед. вузов). — ISBN 5-225-02693-1. — С. 201—259.
  4. Mortality and Burden of Disease Estimates for WHO Member States in 2002 (xls). World Health Organization (2002). Архивировано 30 июля 2012 года.
  5. 1 2 Батуев А. С. Глава 2. Сенсорная функция мозга. § 1. Общие принципы конструкции сенсорных систем // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — СПб.: Питер, 2010. — 317 с. — ISBN 978-5-91180-842-6. — С. 46—51.
  6. Гельмгольц К. Скорость распространения нервного возбуждения. — М.: Политиздат, 1923. — 134 с.
  7. Платонов К. К. Занимательная психология. — М.: Молодая гвардия, 1964. — 384 с.
  8. 1 2 Батуев А. С. Глава 2. Сенсорная функция мозга. § 2. Закономерности обнаружения сигналов // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — СПб.: Питер, 2010. — 317 с. — ISBN 978-5-91180-842-6. — С. 51—54.
  9. 1 2 Батуев А. С. Глава 2. Сенсорная функция мозга. § 3. Системная организация процессов кодирования информации // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. — 3. — СПб.: Питер, 2010. — 317 с. — ISBN 978-5-91180-842-6. — С. 54—56.
  10. Альтман Я. А. Глава 5. Пространственный слух // Слуховая система / Ред. Я. А. Альтман. — Л.: Наука, 1990. — 620 с. — (Основы современной физиологии). — ISBN 5-02-025643-9. — С. 366—448.
  11. 1 2 Гиляров (ред.), 1998, с. 393.
  12. Константинов, 1991, с. 446.
  13. 1 2 Schoffelen et al., 2008.
  14. Привес и др., 1985, с. 627.
  15. Краев, 1978, с. 317.
  16. Альтман, Таварткиладзе, 2003, с. 31.
  17. Шупляков, 1990, с. 156.
  18. Афанасьев и др., 2002, с. 365—366.
  19. Быков, 2001, с. 227.
  20. Длинный зверёк стал звеном в истории уха. Дата обращения 31 мая 2013. Архивировано 31 мая 2013 года.
  21. Функционирование уха человека (слух). Биофайл. Научно-информационный журнал. Дата обращения 5 декабря 2012. Архивировано 7 декабря 2012 года.
  22. Воротников, 2005, с. 21.
  23. The Major Classes of Somatic Sensory Receptors
  24. Воротников, 2005, с. 23—24, 28.
  25. Глоссарий // Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие / Пер. с англ. З. Замчук. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 928 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-318-00373-7. — С. 790—833. — С. 811.
  26. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: Мир, 1990. — 240 с.
  27. Меденников П. А., Павлов Н. Н. Гексагональная пирамида как модель структурной организации зрительной системы // Сенсорные системы. — 1992. — Т. 6, № 2. — С. 78—83.
  28. Лебедев Д. С., Бызов А. Л. Электрические связи между фоторецепторами способствуют выделению протяженных границ между разнояркими полями // Сенсорные системы. — 1988. — Т. 12, № 3. — С. 329—342.
  29. Watson A. B., Ahumada A. J. A hexahonal orthogonal-oriented pyramid as a model of image representation in visual cortex // IEEE Transactions on Biomedical Engineering. — Vol. 36, № 1. — P. 97—106.
  30. Воротников, 2005, с. 28.
  31. Kolb B., Whishaw I. Q. Fundamentals of Human Neuropsychology. 6th edition. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2008. — 913 p. — ISBN 0-7167-9586-8.

Литература

  • Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. Руководство по аудиологии. — М.: ДМК Пресс, 2003. — 360 с. — ISBN 5-93189-023-8.
  • Афанасьев Ю. И., Юрина Н. А., Котовский Е. Ф. и др. Глава 12. Сенсорные системы. Органы чувств // Гистология, цитология и эмбриология / Под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. — М.: Медицина, 2002. — С. 332—378. — 744 с. — ISBN 5-225-04523-5.
  • Быков В. Л. Органы слуха и равновесия // Частная гистология человека (краткий обзорный курс). — СПб.: СОТИС, 2001. — С. 227—235. — 304 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85503-116-0.
  • Биология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. — 3-е изд.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 864 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-252-8.
  • Константинов А. И. Глава 4. Физиология сенсорных систем // Общий курс физиологии человека и животных. Книга 1. Физиология нервной, мышечной и сенсорной систем / Под ред. А. Д. Ноздрачёва. — М.: Высшая школа, 1991. — С. 372—500. — 509 с. — ISBN 5-06-000126-1.
  • Краев А. В. Учение о сенсорных аппаратах — эстезиология // Анатомия человека, в 2-х томах / Под ред. Р. Д. Синельникова. — М.: Медицина, 1978. — Т. 2. — С. 295—331. — 352 с. — 75 000 экз.
  • Нагель А. Аномалии рефракции и аккомодации глаза / Пер. с немецкого В. Добровольского. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1881. — viii + 251 с.
  • Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека / Ред. М. Г. Привес. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1985. — 673 с. — 110 000 экз.
  • Шупляков В. С. Глава 3. Физиология периферического отдела слуховой системы // Слуховая система / Ред. Я. А. Альтман. — Л.: Наука, 1990. — С. 156—223. — 620 с. — (Основы современной физиологии). — 1800 экз. — ISBN 5-02-025643-9.
  • Imbert A. Les anomalies de la vision. — Paris: J. B. Bailliere et Fils, 1889. — vii + 365 p.
  • Longmore. Руководство к исследованию зрения для военных врачей / Пер. Лаврентьева. — 1894.
  • Грегг Дж. Опыты со зрением в школе и дома. — М.: Мир, 1970. — 200 с.
  • Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М.: Прогресс, 1970. — 271 с.
  • Молковский А. Зрение человека. — С.: Слово, 1983. — 347 с.
  • Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. — М.: Мир, 1990. — 239 с. — ISBN 5-03-001254-0.
  • Грегори Р. Л. Разумный глаз. 2-е изд. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 240 с. — ISBN 5-354-00342-3.
  • Воротников С. А. Информационные устройства робототехнических систем. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. — 384 с. — ISBN 5-7038-2207-6.
  • Слуховая система // Физиология человека / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. — Медицина, 2007. — 656 с. — (Учебная литература для студентов медицинских вузов). — ISBN 5-225-04729-7.
  • Батуев А. С., Куликов Г. А. Введение в физиологию сенсорных систем. — М.: Высшая школа, 1983. — 247 с.
  • Bradbury J. Taste perception: cracking the code (англ.) // PLoS Biol. : journal. — 2004. — March (vol. 2, no. 3). — P. E64. — DOI:10.1371/journal.pbio.0020064. — PMID 15024416.
  • Smith D. V., Margolskee R. F. Making sense of taste (неопр.) // Sci. Am.. — 2001. — March (т. 284, № 3). — С. 32—9. — DOI:10.1038/scientificamerican0301-32. — PMID 11234504.
  • Gleason, Michael. Chemoreception (2004).
  • Watson, Flora. Tarsal Taste Receptors of Flies (недоступная ссылка) (2004). Дата обращения 31 мая 2013. Архивировано 8 сентября 2006 года.
  • Schoffelen R. L. M., Segenhout J. M., van Dijk P. Mechanics of the exceptional anuran ear (англ.) // J Comp Physiol A Neuroethol Sens Neural Behav Physiol. — 2008. — Vol. 194 (5). — P. 417—428. — ISSN 0340-7594. — DOI:10.1007/s00359-008-0327-1. — PMID 18386018.
  • Scholey J. M., Ou G., Snow J., Gunnarson A. Intraflagellar transport motors in Caenorhabditis elegans neurons (англ.) // Biochem. Soc. Trans. (англ.)русск. : journal. — 2004. — November (vol. 32, no. Pt 5). — P. 682—684. — DOI:10.1042/BST0320682. — PMID 15493987.
  • Augustine, James R. Human Neuroanatomy. — San Diego, CA : Academic Press, 2008. — P. 360. — ISBN 978-0-12-068251-5.
  • Emile L. Boulpaep. Medical Physiology. — Saunders, 2003. — P. 352–358. — ISBN 0-7216-3256-4.
  • Flanagan, J.R., Lederman, S.J. Neurobiology: Feeling bumps and holes, News and Views, Nature, 2001 Jul. 26;412(6845):389-391.
  • Hayward V, Astley OR, Cruz-Hernandez M, Grant D, Robles-De-La-Torre G. Haptic interfaces and devices. Sensor Review 24(1), pp. 16-29 (2004).
  • Purves, Dale. Neuroscience, Fifth Edition. — Sunderland, MA : Sinauer Associates, Inc, 2012. — P. 202—203. — ISBN 978-0-87893-695-3.