Система семейного воспитания

Содержание

Консультация «Семейное воспитание детей дошкольного возраста»

Наталья Дудкина
Консультация «Семейное воспитание детей дошкольного возраста»

Семейное воспитание детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности.

Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же стиль поведения у своих детей и т. д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.

Эмпатия (сопереживание) — взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 стиля семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория детей дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого стиля взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей, так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, с раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается предоставлен самому себе; после же того, как ребенок “встанет на ноги”, практически всякая забота о нем прекращается).

Сотрудничество как стиль взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим стилем взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Известный психолог Геодокян В. А. выделяет 4 стиля неправильного воспитания в семье: неприятие, гиперсоциальный, тревожно-мнительный и эгоцентрический стиль.

Неприятие ребёнка такого, какой он есть. Бывает первичное (складывается до появления ребёнка, и вторичное (после рождения ребёнка). Часто встречается неосознаваемый мотив по отношению к ребёнку, разводом.

Родители начинают меньше общаться с ребёнком, появляется жёсткость поведения.

Дети также осознают это неприятие, и в ответ у них возникает неприятие к родителям. Темперамент при этом стиле воспитания может полностью или частично подавляться. Отсутствие нелюбви со стороны родителей компенсируется эгоизмом, появляется жадность, жестокость, агрессия. Упорство холерика превращается в упрямство, живость сангвиника в неустойчивость характера, неспешность флегматика в бездействие, пассивность, нерешительность. Если темперамент полностью ломается, то появляются черты меланхолического поведения.

Выход из этой ситуации – найти в ребёнке что-то хорошее и показать это родителям.

Гиперсоциальный стиль воспитания.

Ориентация «так должно быть». Воспитание проходит по правилу, на «должном уровне». Ребёнка кормят по часам, не берут на руки. Очень ясно прививаются социальные устои общества, и за это сильно наказывают. В жизни таких детей всё строго регламентировано. Темперамент также подавляется, а особенно сангвинистический. У холериков и флегматиков заостряются элементы упорства. Появляются эгоистические черты.

Тревожно-мнительный стиль воспитания.

С появлением ребёнка на свет возникает тревога за его жизнь. Это опасение передаётся и самому ребёнку. При плохой погоде ребёнка кутают, остерегают, не пускают гулять. У холерика и сангвиника притупляется активность, т. к. появляется страх за эту активность, исчезает самоуверенность. У холерика обостряется тенденция к осторожности, пугливости, которая мешает ему добиться цели. Данная аномалия воспитания несёт в себе возможность формирования комплекса неполноценности, появляются трудности в общении. Такой ребенок очень чувствителен к переменам, он их боится. В результате может развиваться меланхолический тип воспитания.

Эгоцентрический стиль воспитания.

Наблюдается в семьях с недостаточным уровнем ответственности за будущее ребёнка. Ему даётся представление, что он «кумир в семье». Интересы окружающих игнорируются, малейшая прихоть ребёнка удовлетворяется, нет никаких ограничений, отсутствует слово «нельзя». В садике для такого ребёнка это является главной проблемой. Такой ребёнок расторможен, агрессивен, не может ждать своей очереди, везде старается быть первым. У холерика заостряется агрессивность. Его упорство перерастает в упрямство и превращается в черту характера. Целеустремлённость превращается в настырную требовательность. У сангвиников быстрота перестраивается в расторможенность, а острословие в болтливость, резонерство; подвижность – в суетливость, появляется завышенная самоуверенность. У флегматика медлительность перерождается в пассивность, а упорство – в упрямство. Беды начинаются, когда ребёнок попадает в общество сверстников, его там не принимают.

Именно поэтому формирование фундамента характера происходит до 5 лет. Уже к 3 годам стиль эмоционального реагирования закрепляется в форме уже присущей взрослому человеку. Характер закрепляется к 5-6 годам. Уже в это время можно прогнозировать, как ребенок будет учиться и что его ожидает в будущем.

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что семейное воспитание может носить разноплановый характер. На детско- родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием стиля семейных отношений формируется его личность. Исследования показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенности сотрудничества с родителями. Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии стилей семейных отношений на самооценку дошкольников.

Роль семьи в воспитании дошкольника

Каждый член семьи влияет на процесс воспитания, как родитель, так и старшее поколение, родственники, братья/сестры. Семья ― маленький мир, уменьшенная копия окружающего. Педагогика и психология выделяют этот институт воспитания, как фундаментальный. Он первый, с которым сталкивается ребенок. В его условиях проходит начальные этапы жизни. Знания, полученные дома, подготавливают ребенка к жизни в обществе. Дети наблюдательны и растут на примере родителей. Они исходят из их взаимоотношений, манерам общения, умений регулировать конфликты, принципов. Поэтому, взрослым важно контролировать свое поведение. То, чему родитель может не придать значения, становится мелкой деталью, которая формирует восприятие мира и поведения ребенка. Даже незначительная фраза, брошенная вскользь, может повлиять на дошкольника. От полученных знаний, ребенок отталкивается в будущем. О ситуации в семье можно судить по тому, как ребенок «дружит»с окружающим миром. Особенно показательно то, как решает сложные ситуации или не допускает их.

Проблема отсутствия одного из родителей в воспитании

Частые вопросы, на тему семейного воспитания детей дошкольного возраста, касаются безучастности члена семьи. Например, безразличие отца семейства к развитию и воспитанию ребенка. Кажется, особого вреда от этого нет: ни плохо, ни хорошо. На деле, игнорирование откладывается в памяти и воспринимается, как метод воспитания. Эта модель скорее всего будет оцениваться ребенком, как норма. Создав свою семью, он будет придерживаться аналогичной позиции. Ребенок должен чувствовать внимание домочадцев, их участие в жизни.

От чего зависит характер воспитания

Ребенок ― маленький студент, в институте семьи. Дети одного возраста отличаются друг от друга в поведении, развитии, характере, видение картины мира. Образ семьи накладывает отпечаток на стиль воспитания дошкольника. Он формируется под действием различных факторов.

  • вид семьи: нуклеарная, традиционная, многопоколенная и т.д.;
  • физического здоровья членов семьи;
  • взаимоотношение между близкими;
  • их психологического состояния;
  • материальная обеспеченность;
  • нравственные ценности;
  • наследственности;
  • статус в обществе;
  • культура семьи;
  • условия жизни;
  • образ жизни;
  • традиции;

Самыми прочными отношениями между людьми, выделяют семейные. Они делятся на 4 типа:

  1. Психофизиологические. Отражают биологическую и сексуальную связь.
  2. Психологические. Взаимоотношения, которые складываются из характерных черт, манер общения членов семьи.
  3. Культурные. Основываются на традициях, этики и правилах, принятых внутри семьи.
  4. Социальные. Каждый член семьи играет определенную роль, за ним закреплены обязанности. Сложена финансовая иерархия.

Цель семейного воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель семейного воспитания ― формирование и развитие личности ребенка. Он должен иметь представления о жизни в обществе, нравственных ценностях, правилах поведения. Важно обучить его полезным навыкам, развить положительные черты характера, научить справляться с негативными. Ребенок должен быть интеллектуально развит, что обеспечивает успешность в учебе и социуме. При правильном воспитании, у ребенка появляется способность принимать самостоятельные решения. Полученные навыки и знания до школы, будут являться фундаментальными. Обычно, заложенные в раннем возрасте принципы, определяют личность человека в будущем. Хорошо, если основа заложена правильная, которая действительно вырастет из ребенка добропорядочного гражданина.

Задачи семейной педагогики

  • Поощрять стремления к самопознанию, изучению собственного «я»;
  • подготовка к жизни в социуме и взаимодействию с окружающими;
  • формирование понятия индивидуальности, самоуважения;
  • предоставить необходимую базу знаний о жизни;
  • передача жизненного опыта, истории семьи;
  • ознакомление с жизненными приоритетами;
  • формирование представлений о морали;
  • создание позитивного взгляда на жизнь;
  • воспитание любви к знаниям, науке;
  • привитие понятий нравственности;
  • знакомство с этическими нормами;
  • воспитание гражданских идеалов;
  • соблюдение правил поведения;
  • развить полезные навыки;

Дополнительные рекомендации для родителей:

  • Обеспечьте ребенка необходимым для интеллектуального развития: игрушки, книги, предметы для творчества.
  • Психологическое развитие и устойчивость, складываются из совокупности факторов. Важна спокойная обстановка в доме. Находите поводы, которые бы заряжали положительными эмоциями. Посещайте мероприятия, играйте, гуляйте вместе, устройте детское чаепитие дома, запустите воздушного змея. Способов дать ребенку почувствовать счастье, радость, веселье ― предостаточно.
  • С детства прививайте любовь к спорту. Он способствует физическому развитию, укреплению здоровья, формирует положительные черты характера. Учит добиваться цели, преодолевать препятствия, не сдаваться, верить в себя.
  • Создайте благоприятные условия дома: уют, чистота, декоративные элементы. Чадо будет комфортно ощущать себя в детской, где будет необходимая мебель, приятный ночник. Должен быть стол, подходящий по размеру. Приучать к порядку будет легче, если ребенку купить собственный шкаф или комод, коробки для игрушек.

Методы для родителей, как воспитывать дошкольника

От модели воспитания зависит психологическое здоровье ребенка. Жесткие методики недопустимы. Душевные травмы, полученные в детстве, обычно трудно поддаются лечению. Они мешают ребенку правильно сформироваться как личность, приводят к проблемам в школе, а далее на работе и в семейной жизни.

Психика дошкольника еще ослаблена и только адаптируется. Психологический стресс перенесенный в раннем возрасте, должен лечиться. Пример: переезд, развод, смерть родственника, потеряли питомца. Окажите поддержку, при необходимости обратитесь к терапиям: арт-терапия (включает около 10 видов), зоо-терапия. Организуйте спокойный график. Следует избегать эмоциональных скачков. Первое время нежелательны шумные праздники. Даже положительные эмоции в этот период утомляют. Сведите к минимуму физическое перенапряжение. Наблюдайте за самочувствием ребенка Когда его психологическое состояние нормализуется, то вводите развлечения. Постарайтесь отвлечь интересными занятиями.

Методы:

  • Личный опыт. Прежде чем, требовать что-либо от ребенка, покажите своим примером.
  • Образ для подражания. Не обязательно навязывать эталон ребенку. Достаточно двигать его в нужном направлении и дошкольник сам сделает выбор. Он будет полагаться на систему привитых ценностей и искать их в личности. Эталоном может стать не один человек: оба родителя, герой мультфильма, сказки, родственники.
  • Советы. Это мягкий способ повлиять на ребенка. Объясняйте почему так правильно поступить, какая польза или выгода будет ребенку от вашего совета. Пример: лучше надеть теплую куртку, на улице холодно. Если ты замерзнешь, придется раньше вернуться домой, ты не успеешь погулять. Ты можешь заболеть и тогда еще долго не сможешь общаться с ребятами.
  • Деликатное внушение. Доводы должны звучать убедительно, но не принуждайте грубо выполнять приказы.
  • Совместные игры. Характер ведения игры на многое влияет. Агрессивные дети будут пытаться сломать игрушки, драться персонажами. Тактично пресекайте в игровой форме проявления неуважения, причинение боли. Объясняйте: не надо бить мишку, ему больно, он обидеться. Лучше давай его покормим «обедом» из пластилина, покатаем в машинке/коляске, пусть сходит в гости к тигренку. Способом игры можно передать все необходимые ребенку правила социальной жизни. Придумывайте вместе сюжеты, подготавливайте к школе. Продумайте для каждой игрушки индивидуальный характер, чтобы ребенок привыкал, что в мире бывают абсолютно разные люди. Пример: писатель Алан Милн, автор «Винни-Пуха», в игре с сыном придумал разносторонних персонажей, отражающих разные психотипы. Игрушки обладают неповторимыми качествами характера, манерами поведения, они не похожи друг с другом.
  • Семейные беседы. Они не должны превратиться в чтение морали. Общайтесь с ребенком на равных, как со взрослым. Делитесь впечатлениями, размышлениями, будьте готовы выслушать чадо. Он должен чувствовать ― его голос в семье важен и интересен.
  • Наказания ― неотъемлемый метод воспитания. Главное, уметь наказывать ребенка правильно, не повреждая психику. Не прибегайте к телесным наказаниям. Это усугубляет ситуацию. Такие действия рождают противодействия. Ребенок может замкнуться, либо стать озлобленным, пессимистом. На неуправляемое чадо больше повлияет обращения к совести, любовь и аргументированная беседа. Как наказывать детей правильно, можно узнать в статье.
  • Поощряйте успехи ребенка, маленькие победы. Он будет понимать, что действует правильно. Это стимулирует к новым достижениям. Пример: аккуратно нарисованный квадратик, научился стоять в позе «мостик», получилось самостоятельно помыть волосы (а вы немного помогли).
  • Хвалите даже за попытки и старания. Не выиграл эстафету, не получилось слепить лучший кулич, не смог забросить мяч в кольцо ― главное участие. Расстраиваться нет смысла, хорошо, что весело провел время. Убедите, что старания помогут добиться результатов, постепенно, начнет получаться лучше.

Особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста

Курс дошкольного воспитания в семье включает основные принципы.

  • Не требуйте от ребенка больше, чем он может сделать. Если системно завышать требования, которые дошкольнику не по силам достичь, то он начнет сдаваться. Он потеряет интерес стремиться к лучшему. Будет казаться, что награды невозможно достичь. Искоренить апатию будет сложно во взрослой жизни.
  • Уважение к ребенку, его интересам, мыслям, индивидуальности.
  • Доверяйте ребенку и научите доверять семье. Объясните почему врать плохо, к каким проблемам приводит ложь. Расскажите, как правда облегчает жизнь. Приводите примеры из личного опыта, из сказок, мультфильмов. Тогда, будучи старше, ему будет нетрудно вести откровенный с вами разговор, делиться личными переживаниями, попросить совета. Доверие начинается с детства.
  • Найдите общий язык. Ребенок еще маленький, но чувствует, насколько вам искренне интересно с ним. Во время капризов, попытайтесь встать на место ребенка. Для него может быть настоящей катастрофой, что ему отказывают в прогулке. Видя ситуацию с его стороны, вы сможете внятно объяснить причину отказа и найти компромисс.
  • Равенство в семье. Один родитель может негласно держать авторитет. Это распространенный тип семьи. Но равноправие, признание ценности каждого домочадца должно быть четко обозначено. Прислушиваться к ребенку и дорожить его мнением, никак не ущемляет достоинства взрослых.
  • Прививайте, поощряйте самостоятельность. Гиперопека вредит развитию личности. Родители могут поддерживать начинания ребенка, помогать, советовать. Но не лишать возможности практиковаться, развивать навыки, делать что-то самому.

Педагогический процесс в семье должен представлять стратегию. Члены семьи придерживаются одной цели и последовательны в действиях. Обсудите, особенности вашего семейного воспитания, для детей дошкольного возраста. Требования, ценности, запреты, порядки ― должны быть едиными, чтобы не создавать диссонанса. Когда родители прививают разные понятия, ребенку сложно сориентироваться. Он не понимает на чью надо встать сторону, и не обидит ли его позиция другого родителя. Ваши приоритеты в воспитании, обсудите с близкими родственниками. Что нельзя дома, не должно разрешаться бабушками, дедушками, тетями. Семья должна действовать заодно.

Что учесть, создавая стратегию:

  • способность к усвоению новой информации;
  • уровень интеллектуального развития;
  • психологическая устойчивость;
  • особенности характера;
  • его тип темперамента;
  • пол ребенка;
  • возраст;

Взгляды на жизнь и ценности у родителей могут отличаться. Это вносит сложности в процесс воспитания. Супругам нужно подумать, какие принципы и ценности совпадают. Выписать их на листок. Затем, обсудить недопустимые вещи. Стили воспитания у мамы и папы могут быть разными ― это нормально.

Распространенные ошибки в воспитании дошкольников:

  • Постоянно обсуждать материальное состояние семьи или знакомых. Тогда, ребенок расценивает тему, как приоритетную. Он ставит финансы выше остальных ценностей.
  • Тиран в семье, бытовое насилие, физические наказания.
  • Низкий культурный уровень взрослых.
  • Психологические недуги у родителя, которые не лечат.
  • Унижение способностей ребенка.
  • Напряженная атмосфера дома.
  • Презрительное отношение к интересам ребенка.
  • Духовные и нравственные ценности остаются на втором плане и постепенно исчезают.
  • Считать, что на воспитание нужно много времени, а сейчас общество живет в режиме цейтнота. Необходимые правила дошкольник усваивает постепенно, каждый день. Для этого не требуется много времени, главное системность.

Откуда берутся традиции?

Ребенок растет, будучи взрослым человеком, он с улыбкой будет вспоминать о приятных моментах. Добрые обычаи семьи, делают его счастливым. Совместные поездки на рыбалку, лето на озере/море, вместе украшать новогоднюю елку, отдых на даче, природе. Позитивные впечатления из детства накапливаются в ребенке, как в батарейке. Они помогают легче переносить трудности. Человек реже страдает от хандры, депрессий, приступов агрессии.

Как правило, выделяют 4 вида традиций:

  • Национальные;
  • религиозные;
  • социальные;
  • культурные;

Дополнительно, можно добавить:

  • Внутрисемейные, те которые передаются через поколения. Группа близких лиц, может формировать их специально или неосознанно. Но они закрепляются в памяти младшего поколения.
  • Можно создать новые традиции, которых будут придерживаться домочадцы. Например, ужин вместе, семейный кинопросмотр на выходных, чтение сказок на ночь, праздновать дни рождения.

Последние два вида, более узкие. Они не подразумевают термин «традиции» в широком смысле слова, а скорее ответвление. Традиции семьи вводятся, как само собой разумеющееся. К ним не принуждают, они просто становятся частью жизни.

Семейное воспитание в школе: опять про это?

Мало того, что современная семья сегодня находится в кризисе – отрицать это бессмысленно, – сегодня можно даже говорить об информационной войне против традиционных семейных ценностей

Круглый стол по проблемам семейного воспитания прошел в рамках выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства» 6 ноября. Организаторы круглого стола – Миссионерская комиссия при епархиальном совете г.Москвы и журнал для настоящих пап «Батя» – предложили собравшимся обсудить, как в сознании подрастающего поколения можно создавать положительный образ семьи, нужен ли в школе предмет «Семейное воспитание» и каким он мог бы быть?

Казалось бы, ну что опять про это? Сколько можно. Опять эти печальные цифры (к слову сказать, не официальные, официальной семейной статистики в России нет): 47% россиян не верит в прочность брака, 27% — считают брак устаревшим понятием, на 1000 человек приходится примерно 8 браков и 5 разводов, 30% детей воспитываются в неполных семьях… Мы слышали это тысячу раз. И что?

Перед началом круглого стола в конференц-зале №2 ЦВЗ «Манеж» было пусто и уныло. Мероприятие не предвещало ничего хорошего. Но как-то незаметно подтянулись люди, сели в кружок и стали говорить – серьезно, по делу, позитивно. Хотя и не без горечи…

Игры в скаутов и кукол

Несмотря на то, что ХХ век – это век слома и большого кризиса, есть вещи, которые неизменны: дети рождаются, растут и стремятся к развитию, уверен председатель Миссионерской комиссии при епархиальном совете г.Москвы иеромонах Димитрий (Першин) . Дети спешат взрослеть, они задаются вопросами, ищут смыслы. И вот здесь нужно дать им понятные, нужные ответы, необходимый опыт. «Наша задача – найти такие сценарии, которые помогут ребенку стать взрослым, не разрушая себя», — сказал отец Димитрий.

Он привел пример того, как это может работать. Отец Дмитрий уже много лет руководит Братством православных следопытов, а иначе – православными скаутами. «У нас разные ребята, не у всех все хорошо в семьях. И вот в конце октября у нас был лагерь под Подольском. В те дни выпала трехмесячная норма осадков, было грязно, подмораживало. И вот эти подростки, про которых принято говорить, что они валяются на диване, пьют пиво и курят сигареты, сами поставили лагерь, наломали дров, проявили себя настоящими мужчинами, заботились о девчонках. Это и есть взросление. Они учатся брать на себя ответственность». А ведь именно этого навыка часто не хватает молодым семьям.

Как ни странно это звучит, но, когда родители заняты добыванием хлеба насущного, именно на плечи педагогов ложится задача объяснить ребенку, что такое семья и какой она должна быть, считает Роза Лубянкина, методист Отдела религиозного образования и катехизации Тамбовской епархии. Причем начинать надо с ранних лет.

«Для дошкольников нам, педагогам и психологам, надо придумать игры, альтернативные куклам Барби, — предложила Роза Лубянкина. – Это мог бы быть домик, в котором персонажи — папа, мама, ребенок. Вместе с воспитателем в детском саду дети бы проигрывали ситуации: папа что-то мастерит, мама готовит еду, ребенок как-то помогает одному из них или поливает цветочки на подоконнике. Надо чтобы в детском саду героиней была не мама, которая привозит ребенка на крутой машине, а сплоченная семья».

Общество потребления против семьи

Сфера потребления работает против семьи, заявил врач-сексолог, психотерапевт Евгений Кульгавчук. И мало того, что современная семья сегодня находится в кризисе – и отрицать это бессмысленно, – сегодня можно, пожалуй, даже говорить об информационной войне против традиционных семейных ценностей.

Продолжая мысль психотерапевта, иеромонах Дмитрий (Першин) рассказал о статистических данных: «На 30% несемейный человек потребляет больше ресурсов и тратит денег, чем человек семейный. Понятно, что бизнес в большинстве своем заинтересован в несемейных людях».

Евгений Кульгавчук рассказал о некоторых тенденциях, которые он замечает в своей практике. Все чаще на приеме от женщины можно услышать формулировку «завести ребенка», не предполагающую заботу о судьбе самого ребенка. Многие женщины не готовы рожать, потому что они «пока не потянут», по просьбе психотерапевта они даже составляют смету, и в ней оказывается все самое дорогостоящее из ассортимента детских магазинов. Кроме того, родители пытаются гордиться достижениями ребенка, воспринимая сына или дочь как «трофей». Понятно, что подобное отношение вовсе не способствует созданию у ребенка здоровых представлений о семье.

Существующему в обществе потребления разобщению психотерапевт предложил противопоставить «агрессивную социальную рекламу традиционных ценностей». «Нужно, чтобы полная семья с большим количеством детей позиционировалась как достижение, как настоящий личностный рост, некая доблесть», — отметил Кульгавчук.
Он отметил также, что за последнее время сделал вывод, что «классические позиции сексологии во многом совпадают с позициями Русской Православной Церкви, в первую очередь, в области, касающейся семейных ценностей».

Врач подчеркнул также, что многие программы, предлагаемые для школ в качестве уроков «полового воспитания», вполне подходят под уголовную статью о растлении малолетних. «Это учебники отклонений, обучающие сексопатологии», — подчеркнул он.

Школьный экстрим и забастовки учителей

«Семейное воспитание» — такой предмет, основанный на православной традиции, предложил ввести в школе член Миссионерской комиссии, руководитель Интернет-журнала для настоящих пап «Батя» священник Дмитрий Березин. Но вот вопрос: каким должен быть этот предмет и кто будет его вести? Школа сегодня не больно-то радуется подобным нововведениям.

«Когда я приходил в кабинеты директоров школ, — поделился своим опытом работы в школе ответственный за миссионерскую работу храма Рождества Богородицы во Владыкино Андрей Литвиненко, — первое, что я замечал, это ощущение, что я тут «особист». И отношение: а что вы тут хотите, проповедь читать? В школах проповедь читать не получится».

Андрей Литвиненко уверен, что прежде чем идти к школьникам, нужно научиться говорить с учителями: «Первый год миссионера в школе – это работа с педагогическим составом: нужно показать, что ты не «церковный бульдозер», что ты пришел пообщаться, помочь…»

Роза Лубянкина из Тамбовской епархии соглашается: «У нас была апробация программ ОПК, и мы обучали педагогов. Курсы вели священники и миссионеры. Первые два дня была малая забастовка – учителя топали ногами и свистели. Потом после двухчасовой беседы со священником у них наступило успокоение. А потом на каждой лекции они рыдали. Мне кажется, что ОПК вводится в школе даже не для детей, а для того, чтобы наши педагоги открыли для себя Бога».

Что касается предмета «Семейное воспитание», то, по мнению участников круглого стола, он все-таки нужен подрастающему поколению. А вот каким должен быть этот курс, кто и как мог бы его преподавать, как воспримут его школы – вопрос открытый. Особенно в свете описанного опыта.

И, наконец, о любви

«Говоря о том, что делать с детьми, мы ставим телегу, в которой есть все необходимое, впереди лошади, под которой я подразумеваю в данном случае движущую силу. А движущая сила – любовь», — напомнил Андрей Литвиненко.

Мы придумываем новые школьные предметы, воспитательные методы и занятия, социальную рекламу для молодежи, но огромная проблема – это воспитание самих родителей. И дело даже не в их занятости, а в том, что часто акцент смещается с любви на «так надо». Но если ребенок в детстве не накопил ощущения любви, то и в своей семье ему нечем будет поделиться.

А откуда же черпают свой опыт уже повзрослевшие родители? Где они сейчас, уже имея своих детей, могут поучиться, увидеть пример? Миссионер уверен: в Церкви. Ведь семья – это малая Церковь, а значит, должна создаваться по образу и подобию…

Но вот беда, в самой Церкви, на приходе часто нет семьи, нет общности… Нужно изменение мировоззрения прихода, отметил Андрей Литвиненко, и вздохнул: «Наболело в сердце, а нечем похвастаться».

Это, конечно, уже другая тема – острая, сложная. И, как оказывается, неотрывная. Учить детей правильно жить можно, только если взрослые сами будут непрерывно учиться.

Роль школы в поддержке семейного воспитания. статья на тему

Роль школы в поддержке семейного воспитания.

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В. А. Сухомлинский

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность, так как на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей, близких людей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека, так как именно в семье у него формируются модели будущей жизни.

Родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе.Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми — вот основа родительского авторитета.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить . Возникает вопрос: каким образом можно строить это общение?

Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Родители должны выстраивать воспитание ребенка так, чтобы он шёл по линии постепенного развития.

Основным инструментом, позволяющим повысить роль семьи в выполнении ее основных функции является социально-педагогическая работа. Школа и семья, в современном мире должны быть сориентированы на решение единой для них задачи: социализацию личности, обогащение социального опыта школьников. При этом, влияя на социум и семью, школа не ограничивает свободу их самореализации, но создает благоприятные условия.

Эффективность взаимодействия семьи и социума в решающей мере зависит от школы и ее служб, ориентированных на поддержку семьи. Ничто так не воспитывает взрослых, как их совместная деятельность с детьми.И ведущая задача здесь — правильная организация взаимоотношений «семья — ребенок — педагог» на всем протяжении воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому, считаю, что целесообразно большую часть воспитательного процесса организовывать совместно с родителями и учащимися, а возникающие проблемы решать сообща, для того, чтобы прийти к согласию, учитывая интересы друг друга, и объединить силы для достижения достаточно высоких результатов.

Не всегда родители сразу откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними и проявляютинтерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка, поэтому свою работу я начинаю с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает своего учителя, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, опираясь на родителей-единомышленников,стараюсь вовлекать в процесс остальных родителей, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Существуют различные формы взаимодействия педагога и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения. Я считаю, что в работе целесообразно использовать сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Кратко охарактеризую наиболее используемые в работе коллективные формы взаимодействия с родителями.

-Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. В этом случае собрание больше похоже на беседу, двусторонний обмен мнениями и идеями, на совместный поиск. Главное условие успешности — собрание не должно походить на длительный монолог учителя.Эффективным способом повышения творческой активности участников собрания является способ включения их в совместную исследовательскую деятельность. Например, родители проводят целевое наблюдение за своими детьми, а результаты обсуждают на собрании.В результате этого родители и педагог решают, как нужно построить совместную деятельность по устранению и преодолению выявленных недостатков и закреплению положительных моментов.

— Индивидуальные и коллективные тематические консультации, на которые приглашаю психолога, педагога дополнительного образования, педагога по внеурочной деятельности учителей-предметников и т.п. При этом важно помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям.

— » Собрание – отчет», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей.

— Дни открытых дверей — разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях.

-Телефон доверия — разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

— Привлечение родителей к организации экскурсий,подготовке праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

Важное место во взаимодействии школы и семьи в классе занимает организация культурного досуга. Ее основное назначение задействовать как детей, так и взрослых в различные (желательно совместные) виды деятельности культурно-досуговой направленности.

Формы организации этой деятельности разнообразны: различные варианты детских и семейных праздников («День матери», «День птиц», » Рождественские посиделки»), игровых семейных конкурсов-состязаний («Семейные старты»). Совместно с родителями и детьми была оформлена выставка осенних букетов, проведены игры и конкурс на лучшее исполнение стихов и песен об осени.

Общение педагогов с родителями всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск новых, рациональных путей взаимодействия.

Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы. Одна из таких новых форм – проектная деятельность.

Участвуя в проектной и исследовательской деятельности, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В проектной или исследовательской работе принимают участие педагог, дети и родители как активные участники процесса.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.

Проектная деятельность — форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели. В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Родители приняли активное участие в создании исследовательских работ на разнообразные темы:

Итоговым мероприятием было участие в школьном фестивале проектных и исследовательских работ, где мы заняли первое и второе место.

Также часто применяю в своей работе индивидуальные исследовательские проекты, которые были представлены на районных и региональных конференциях » Паруса науки» и «В науку первые шаги».Еще одним совместным проектом с родителями и детьми явился проект по патриотическому воспитанию «Славянка – территория мужества».. Этой информацией мы поделились с детской библиотекой.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье.

Современная школа меняет формы и содержание своей работы с семьей, в ней начинает утверждаться понимание того, что основное воспитание ребенка происходит как в школе, так и в семье. И необходимо все усилия направлять на психолого-педагогическую поддержку стабильного состояния семьи, на установление взаимопонимания в семье, повышение педагогической культуры родителей.

Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ.