Социальное развитие дошкольников

Показатели эмоционально-социального развития ребенка первого года жизни

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 1-2 месяцев:

— владеет способами коммуникации и передачи информации матери с помощью различных звуковых сигналов, улыбки, смеха, плача, крика;

— проявляет интерес к окружающему, просит, чтобы ее носили на руках «столбиком» для широты обзора;

— различает своих и чужих (на первых реагирует улыбкой, радостным оживлением, на последних — плачем);

— переживает богатый спектр эмоций (радость, раздражение, отчаяние, спокойствие, обиду, боль), выражает их доступными способами;

— выявляет элементы самосознания и самоутверждения;

— появляется обратная связь: реагирует на обращенное к ней вещания;

— начинает подражать крики и речи взрослых и старших детей.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 3 месяца:

— в течение 10-15 минут спокойно обходится без мамы;

— проявляет интерес к рукам и верхних частей своего тела и тела матери;

— проявляет признаки чувство юмора, обиды и смущения;

— доминирует веселое, спокойное, товарищеское самочувствии во время бодрствования;

— дифференцирует «своих» и «чужих», адекватно реагирует на них;

— звуками сообщает о своих потребностях;

— положительно относится к общению с родными взрослыми, инициирует готовность с ними контактировать «глаза в глаза».

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 4 месяца:

— ощупывает ноги, сосет большие пальцы ног, хватает свои гениталии;

— звонко смеется, активно выражает радость;

— самоутверждается (прижимает деснами грудь матери, инициирует паузы между кормлением и ласками, отворачивается в ответ на обращение к нему взрослого);

— проявляет заинтересованность кем-то или чем-то (составляет губы «трубочкой», часто дышит, сосредоточено тянется к предмету внимания);

— охотно слушает обращенную к нему речь;

— стимулирует взрослого к общению, прибегает к жестам.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 5 месяцев:

— сообщает взрослому о своем желании быть на его руках или заниматься самостоятельно;

— может в течение 15-30 минут спокойно играть, если взрослого нет рядом;

— пытается подражать поведение взрослого;

— пытается ознакомиться со свойствами предметов;

— активно исследует собственное тело и лицо взрослого;

— избирательно относится к окружающим людям;

— проявляет нежность, ласковость, привязанность к матери (отца);

— созвучна эмоциональному состоянию взрослого;

— использует разнообразные средства общения со взрослым.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 6 мисяцив6

— проявляет интерес к человеческого лица и тела;

— настойчиво стремится достичь цели, сердится, если не получается;

— находится преимущественно в бодром настроении;

— активно общается с родными взрослыми, прибегает к разнообразным средств;

— радуется, когда называют приятного человека, плачет, когда вспоминают неприятную;

— откликается на собственное имя, радуется ему.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 7 месяцев:

— по просьбе матери (отца) показывает знакомые игрушки;

— проявляет интерес к собственной голове, ушам, волосам;

— проявляет нежные чувства к родным, обнимает и целует их;

— следует за матерью по пятам по всей квартире;

— быстро успокаивается после оскорбления или удара;

— ревнует, когда мать уделяет внимание кому-то другому;

— дифференцированно относится к своим и чужим.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 8 месяцев:

— начинает по собственному желанию отказываться от пребывания на руках у матери;

— течение определенного времени не нуждается в помощи и присутствии взрослого;

— исследует голову, тело, лицо, волосы (свое и взрослого);

— настойчиво достигает игрушки или предмета на расстоянии 1-2метров;

— боится чужих, плачет при попытке приблизиться или взять на руки;

— реагирует на собственное имя, откликается на него;

— общаясь со взрослым, прибегает к жестам руками (до свидания, привет).

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 9 месяцев:

— стремится исследовать социальное окружающей среды;

— подражает, пытается повторить по родным взрослыми отдельные предметные действия;

— может самостоятельно заниматься в течение 30-50 минут;

— использует в общении с родными взрослыми жестов вещания, выразительной мимикой;

— откликается на собственное имя, радуется ему.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 10 месяцев:

— проявляет признаки подражательного поведения;

— настойчив в достижении цели;

— играет и выполняет элементарные предметные действия вместе со взрослыми;

— по просьбе родных показывает свои части тела;

— в общественных местах стремится удержаться от плача, адекватно реагирует на проявления привязанности к ней людей;

— использует разнообразные средства общения с родными взрослыми;

— владеет навыками поведения во время кормления грудью;

— проявляет интерес к процессам мочеиспускания и дефекации, контролирует их, интересуется продуктами жизнедеятельности.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 11 месяцев:

— способен к самостоятельным кратковременных занятий;

— наследует поведение взрослых;

— наблюдает за реакциями взрослых при разрешении ситуаций морального выбора;

— пытается веселить, смешить приятных взрослых;

— прибегает к жестовый вещания;

— проявляет интерес к пище взрослых, действий родителей;

— переживает положительные эмоции при упоминании взрослым отсутствующей приятного человека.

Показатели эмоционально-социального развития ребенка в 12 месяцев:

— выполняет просьбу взрослого (ищет, находит и приносит то, что просили);

— радуется своему отражению в зеркале, улыбается его и играет с ним;

— после показа взрослого подражает ему простые действия;

— общается со взрослым, используя различные способы и приемы;

— дифференцирует понятия «можно» и «нельзя», «хороший» и «плохой», «хороший» и «некрасивый».

Этапы, виды уровни социального развития ребенка дошкольника

Этапы

Социально-личностное развитие дошкольника включает в себя первое понимание ребенка о нормах, которые приняты в обществе. Вместе с этим это и основа формирования полноценного и адаптированного к социуму индивидуума.

Из названия понятно, что развитие личности ребенка происходит в тесной взаимосвязи с теми социальными нормами, которые приняты в месте проживания ребенка. Такое развитие только тогда бывает полноценным, когда содержит 2 составляющие:

  • o отношения с людьми из близкого окружения ребенка;
  • o важная для этого периода деятельность, в которую входят игры, обучение и помощь.

При этом каждый период развития представляет собой симбиоз прав, проявляющихся в рамках дозволенного в связи с возрастом и уровнем мышления ребенка, а также обязанностей, которые с учетом адаптации к окружающему миру ребенок в состоянии выполнять. Все это формирует собирательное для психологов понятие, называемое социальной ситуацией развития. Несмотря на индивидуальность развития каждого малыша, ситуация развития не является исключением или особенностью. Это вызванная психологическими закономерностями роста ситуация, способная формировать личностное развитие дошкольника.

Тенденции такого развития выработаны опытным путем и исторически сформированы. Но вместе с тем развитие определенного поколения детей может меняться в зависимости от запросов времени.

Самой удобной и эффективной формой социального развития детей является игровая форма. Игра до семилетнего возраста является основным видом деятельности каждого ребенка. А общение — неотъемлемая составляющая игры.

В процессе игры ребенок развивается как эмоционально, так и социально. Он старается вести себя, как взрослый, «примеряет» на себя поведение родителей, учится принимать активное участие в социальной жизни. В игре дети анализируют разные пути разрешения конфликтов, учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Тем не менее, дошкольникам кроме игры важны беседы, упражнения, чтение, учеба, наблюдение и обсуждение. Родители должны поощрять нравственные поступки ребенка. Все это помогает ребенку в социальном развитии. Ребенок очень восприимчив ко всему: он чувствует красоту, с ним можно посещать кино, музеи, театры.

Необходимо помнить о том, что, если у взрослого плохое самочувствие или настроение, то не стоит организовывать совместные мероприятия с ребенком. Ведь он чувствует неискренность и фальшь. А поэтому может скопировать такое поведение.

Чтобы быть успешным в обществе необходимо обладать социальными умениями и навыками, устанавливать контакты и сообща решать задачи, проявляя уважение и толерантность друг к другу. Зачатки социального развития начинают проявлять себя еще в младенческом возрасте. В дошкольном возрасте продолжают формироваться дружеские отношения, где происходит оценивание партнера по деловым и личностным качествам. Уровень социального развития дошкольника (О.В. Солодянкина) представлен ниже.

Уровни овладения навыками самообслуживания:

низкий: знания элементарны, не систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Объем знаний не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со взрослыми, при постоянной помощи взрослого.

средний: знания, умения и навыки частично систематизированы в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно, о не регулярно.

высокий: знания, умения и навыки систематизированы. Ребенок самостоятельно выполняет действия в соответствии с возрастом и требованиями программы обучения.

Уровни социальной адаптации

низкий: высокий уровень эмоциональной тревожности, низкая самооценка, неполнота или искаженность представлений о способах или нормах социального взаимодействия. Обучение на основе ситуативной личностной и деловой заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу (действует индивидуально или пассивно следует за инициатором).

средний: средний уровень эмоциональной тревожности, стереотипная самооценка, появление возможностей отражения не только личностного, но и социального опыта в общении; общение на основе личностной и познавательной заинтересованности. Ребенок внешне не проявляет инициативу, но активно принимает позицию партнера.

высокий: низкий уровень эмоциональной тревожности, самооценка, исходя их важности личностных и социально значимых характеристик, общение в соответствии с познаниями о социально-приемлемых способах общения, общение на основе вне ситуативной личностной познавательной заинтересованности. Ребенок проявляет инициативу (умеет согласовывать свои действия с желаниями партнеров, действует считаясь с действиями партнера).

Социальная компетентность:

низкий: нуждается в поддержке своей инициативы в играх и действиях по своим правилам. Всячески привлекает к себе внимание сверстников и взрослых. Более удачно складываются одиночные игры с предметами и игрушками, чем групповые. Взаимодействия со сверстниками складываются удачно при участии взрослого или коррекции с его стороны. Нуждается в оценке действий взрослым (особенно положительной). Часто не хочет проявлять заботу о других, открыто протестует подобных предложений. Часто эмоционально глух к боли, причиненной окружающим людям и животным.

средний: в своих занятиях предпочитает сверстников взрослым. Коллективные игры предпочитает всех другим занятиям. Нуждается во внимании сверстников и в признании ими своих успехов. Может соблюдать правила очередности. Проявляет сострадание и заботу о близких людях.

высокий: испытывает потребность в сотрудничестве и умеет подчинять свои интересы правилам игры. Предпочитает постоянных партнеров для совместных игр. Предпочтения могут перейти в дружбу. Непоседлив, но может подчинять свою активность не очень отдаленным целям. Может занять младшего интересным для его занятием. Интересуется оценкой труда со стороны сверстников и взрослых. Удерживает принятую на себя роль до окончания игры. Проявляет сострадание и заботу о близких; инициативен, любознателен, с удовольствием и безбоязненно участвует в поиске выхода из затруднительных положений.

Социальный статус:

низкий: ребенок не принят или изолирован.

средний: ребенок принят.

высокий: ребенка предпочитают другим.

Проект«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения»

1. Информационная карта проекта

2. План проведения мероприятий

3. План проведения бесед

4. Перспективный план сюжетно-ролевых игр

5. Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта.Функции участников образовательного процесса

6. Структура взаимодействия с организациями сельского поселения «Солнечный»

7. Материал, используемый для осуществления проекта

8. Используемая литература

Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

1. Хмарская Лидия Нажатовна

2. Кадры: социальный педагог

3. Район, город представивший проект: с.п.Солнечный Сургутского района.

4. Адрес организации: 628452 с.п. Солнечный, пер.Трассовый 7А.

5. Телефон:

6. Вид, тип проекта: долгосрочный комплексный, образовательный проект

7. Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.

8. Задачи проекта:

• Формирование представлений о родном посёлке, развитие патриотических и гражданских чувств.
• знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка. Формировать начала гражданственности;
• социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
• воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;

9. Место проведения: Сургутский район, п.Солнечный.

10. Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.

11. Возраст детей: 4-7 лет

12. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения).

13. Ожидаемые результаты:

Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.
Актуальность темы. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Югра.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься — слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.

В дошкольном возрасте знакомство с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. К сожалению, не все необходимые наблюдения можно провести непосредственно в детском саду. Так, например, в процессе сюжетно-ролевой игры «Семья» продуктивны и интересны игровые сюжеты «Магазин», «Парикмахерская». В этом случае можно ограничиться рассказом и объяснением воспитателя, рекомендациями родителям о том, как провести необходимые наблюдения в повседневной жизни.

Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.

Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.

План проведения мероприятий

(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.

Месяц

Социальная сфера

Объект, цель, группы участники

Ответствен-

ные

Сентябрь

Посёлок и его жители,

детский сад

Детский сад:

Экскурсии по детскому саду: его назначение и оборудование, знакомство с сотрудниками детского сада, их трудом. (кухня, прачечная. Знакомство с профессией воспитателя.) (дети средних групп)

«Моя улица» Целевые прогулки на ближайшую улицу: расширении территории активных действий детей, знаний и представлений об окружающей действительности. (старшие группы)

«Мой посёлок» Экскурсии по посёлку: формирование знаний детей о родном посёлке, его истории (подготовительные группы)

Достопримечательности и природа: экскурсии и прогулки в парк посёлка. Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего посёлка. О роли человека в облагораживании зоны отдыха. Формирование природоохранного поведения, закрепление представления о том, что посёлок наш общий дом.

Школа: Целевые экскурсии в школу, (музыкальная, общеобразовательная) закрепление представлений детей о школе и профессии учителя. (подготовительные группы)

соц.педагог,

воспитатели,

методист

соц.педагог,

воспитатели,

родители

соц.педагог,

воспитатели,

родители

психолог,

методист,

соц.педагог,

воспитатели

Октябрь

ок

ябрь

Достопримечательности и природа

Медицина в детском саду: экскурсии по детскому саду :знакомство с медицинскими помещениями в детском саду (кабинет медсестры) (средние группы)

Аптека, больница: экскурсия в аптеку и больницу (презентация «Кто работает в поликлинике»); формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фармацевта. Визуальное знакомство с поликлиникой в процессе экскурсий, знакомство с профессией врача (педиатр, хирург, окулист, стоматолог) (старшие группы)

Целевая экскурсия в социальный центр «Содействие» поздравление ко дню пожилого человека. Формирование должного отношения к людям пожилого возраста.(подготовительные группы)

Целевые прогулки в экологическую комнату детского сада: расширение элементарных представлений детей о роли человека в уходе за растениями и животными, охране природы.(средние группы).

соц.педагог,

воспитатели

соц.педагог,

воспитатели,

родители

соц. педагог,

психолог,

методист,

воспитатели

соц. педагог,

эколог,

Ноябрь.

Органы власти и управления.

Армия

Знакомство с помещениями детского сада:

Методический кабинет: знакомство с профессиональной деятельностью заместителя заведующего, методиста и старшего воспитателя. (старшие группы)

Знакомство с помещениями детского сада: кабинет заведующего и его профессиональная деятельность. (подготовительные группы)

Посёлок: Экскурсия в администрацию сельского поселения Солнечный. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка в процессе экскурсий (подготовительные группы).

методист, соц.педагог

методист,

соц. педагог

Культура и искусство

Культура в детском саду: посещение спектаклей, театральных представлений в дошкольном образовательном учреждении; участие детей в досуговых мероприятиях. Пробуждение интереса к традициям народной культуры. (средний и старший дошкольный возраст в течение года)

Экскурсия в СЦДКиТ: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями. (старшие группы)

Искусство в детском саду: «В гости музыка пришла» встреча с учащимися музыкальной школы. Формирование элементарных представлений детей о музыкальном искусстве.(подготовительные группы)

Экскурсия в музыкальную школу посёлка: встреча с оркестром музыкальной школы. Закрепление умения общаться и заниматься совместной музыкальной деятельностью. (старшие и подготовительные группы)

соц.педагог,

методист,

музыканты,

хореограф

соц. педагог,

воспитатели

музыкальные руководители,

соц. педагог,

воспитатели

Декабрь

Библиотека

Книжный мир в детском саду:

Посещение книжной выставки (методкабинет) Приобщение к миру книги (средние группы)

Экскурсия в библиотеку: встречи в литературной гостиной. Формирование элементарных представлений детей о функциональном назначении библиотек, профессии библиотекаря. (старшие группы)

методист, соц. педагог,

воспитатели

Январь

Сфера услуг

Сфера услуг в детском саду: Знакомство с помещениями в детском саду (кабинет заместителя по АХЧ, кухня) Знакомство с трудом работников прачечной и кухни (средняя группа)

Общение: показ видеоролика о работниках отделения связи. (если не возможна экскурсия)

Различные виды услуг: знакомство со сбербанком, ателье, мастерской по ремонту обуви; расширение представлений о труде взрослых (показ видеоролика) (старший дошкольный возраст)

соц.педагог,

воспитатели

соц.педагог,

воспитатели

соц. педагог,

воспитатели

Февраль

Наши гости: встречи беседы с папами. Формирование элементарных представлений об армии, военнослужащих и их обязанностях. Формирование патриотических чувств. (старший дошкольный возраст)

соц. педагог,

методист,

родители

Март

Органы правопорядка и ГИБДД

Наши встречи: встреча с инспектором ГИБДД. Расширение знаний об элементарных правилах поведения на дороге, (старший дошкольный возраст)

Наши встречи: встреча с инспектором по делам несовершеннолетних ПОМ п. Солнечный

Формирование представлений о профессиональной деятельности органов правопорядка (старший дошкольный возраст)

методист,

соц. педагог,

соц.педагог

Апрель

Физкультура и спорт.

Физкультура и спорт в детском саду: спортивный зал, значение спорта для укрепления здоровья. (средний возраст)

Экскурсия в спортивный комплекс «Атлант»: знакомство с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Расширение представлений о спортивных соревнованиях. Формирование привычки к здоровому образу жизни. (Старший дошкольный возраст)

соц.педагог,

инструктор физ. воспита-ния

соц.педагог,

инструктор

физ.воспита-

ния,

методист

Май

Пожарная часть

чачасть

Наши гости: встреча с инспектором пожарной части. Формирование элементарных представлений детей о пожарной безопасности. Знакомство с профессией пожарного. (средний дошкольный возраст)

Экскурсия в пожарную часть посёлка: обобщение и закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, о профессиональных особенностях сотрудников пожарной части. (старший дошкольный возраст)

соц.педагог,

методист,

воспитатели,

План проведения бесед

по ознакомлению с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения.

Беседы по ознакомлению

с профессиями.

Цель:

месяцы

1) вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
2) расширять знания и представления о профессиях;
3) обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;
4) формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
5) активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Воспитатель

Учитель

Повар

Швея — кастелянша

Сентябрь

Прачка

Медсестра детского сада

Врач в поликлинике

Фармацевт

октябрь

Актёр

Режиссер

ноябрь

Библиотекарь

Декабрь

Повар в детском саду

январь

Военнослужащий

февраль

Спасатель

март

Тренер

апрель

Пожарный

май

Перспективный план сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра

Основные задачи

Сентябрь

Школа детский сад

Салон красоты

Старший дошкольный возраст

1. Научить развертывать в игре разнообразные сюжеты, показать, что роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями.

2. Развивать самостоятельность и самоорганизацию, формировать умения договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, готовить игровую обстановку.

3. Расширять и углублять знания детей об изображаемых событиях и явлениях.

4. Закреплять умения качественно исполнять отдельные роли.

октябрь

Больница(Поликлиника)

Аптека

ноябрь

Театр

Телевиденье (журналист, фотокорреспондент)

декабрь

Библиотекарь

январь

Столовая

Кафе

февраль

Игры на военную тематику:

Пограничники, солдаты и т.п.

март

Спасатели

апрель

Детский сад

Физкультурный руководитель

май

Пожарные

Спасатели

Структура взаимодействия педагогов в рамках реализации проекта «Ознакомление с социальными сферами близлежащего окружения».

Функции участников образовательного процесса по ознакомлению детей с социальными сферами близлежащего окружения.

— социальный педагог – организует образовательно-воспитательную работу дошкольного образовательного учреждения в процессе ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения;

— зам.заведующего — руководит процессом ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения, обеспечивает безопасный выход детей за территорию учреждения;

— воспитатель – проводит занятия, беседы, игры, чтение литературы организует предметно развивающую среду в группе;

— педагог психолог – создание условий для формирования учебной мотивации, путём ознакомления детей со школьными принадлежностями, помещением школы;

— инструктор по физическому воспитанию – знакомит с различными видами спорта, спортсменами посёлка. Участвует в проведении экскурсии в спортивный зал детского сада и спортивный комплекс посёлка;

— хореограф, музыкальный руководитель – участвует в проведении экскурсий, включает в свои занятия элементы ознакомления с профессиональной деятельностью социальных сфер;

— родители – создают условия для ознакомления детей с социальными сферами близлежащего окружения дома и в детском саду, сопровождают экскурсии;


Модель взаимодействия МДОУ д/с «Белоснежка» с социальными партнерамиМатериал используемый для осуществления проекта.

I раздел. Информационно-методический материал.

1. Консультации для педагогов и родителей «Дошкольное детство важный этап вхождения ребёнка в человеческое сообщество», «Правовое воспитание, модель социализации ребёнка в обществе».

2. Конспекты занятий «Социальный мир»

3. Беседы «Ознакомление детей с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер близлежащего окружения».

4. Дидактические игры «Профессия», «Кем быть»,

5. Демонстрационный материал

Серия картин:

— «Как поступают друзья»

— «Семья»

— «Эмоции»

— «Профессии»

— «Символика всех стран»

— «Транспорт»

— «Россия на карте»

— «Что нас окружает»

— «Наши чувства и эмоции»

— «Безопасность»

— «Мир вокруг нас»

— «Я познаю мир»

II раздел. Мультимедийные презентации.

1. «Презентация о профессиях

– представителей социальных сфер п.Солнечный»

2. «Все профессии важны»

3. «Кто работает в поликлинике»

4. «Все профессии»

5. «Чем пахнут ремёсла?»

6. «О профессиях»

7. «Профессии»

8. «Огонь друг или враг?»

9. «Клип о ветеранах»

10. «Кто служит в армии?»

Используемая литература:

1. «Обучение и игра»: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2004

2. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В. Краснощекова. Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

3. Абашина, В.В. Шайбакова С.Г. «Взаимодействе дошкольного учреждения с социумом»

4. Азбука краеведения «Край родной»

5. Голицина Н.С. «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью». – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

6. Данилина, Т.А. Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.

7. Ешкович Л.А. «Сюжетно-ролевая игра»: Методическое пособие.- М.: Мозаика- Синтез, 2009.

8. Кондрыкинской. Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) М.: ТЦ «Сфера», 2005.

9. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»

10. Ривина Е.К., Толстых В.К., Башлай Е.Ю. Социум микрорайона — ступенька в большой мир // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №5. С. 72-80.

11. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006.

12. Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях»