Типы детей

Важно ли для Вас знать какие качества заложены в ребенке, какой у него потенциал для развития способностей, как правильно направить усилия для развития его психологического типа личности? Конечно, определить темперамент ребенка, умственные способности и другие качества возможно при общении и занятиях с ребенком.

Однако не секрет, что в среде психологов есть аспекты, влияние которых на психологический тип личности изучено очень мало. И соционика, как прикладная наука, помогает определить характеристики личности с учетом этих аспектов, а именно таких, как:

  • Вид мышления
  • Особенности темперамента
  • Бессознательные мотивы поведения
  • Способы адаптации в социуме
  • Предрасположенность к определенному роду деятельности
  • И т.д.

Раннее определение психологического типа личности ребенка позволяет с максимальной отдачей использовать его наиболее сильные качества. А зная психотип ребенка, можно помочь ему развить свою индивидуальность и предоставить возможность занять соответствующую социальную нишу. Именно этими составляющими воспитания мы закладываем фундамент успеха, а, соответственно, благополучия наших детей!

Модель соционики

Давайте разберемся, что же это за наука — соционика. Соционика изучает психологический тип личности на основе модели, состоящей из четырех уровней:

  • Физический план (соматика)
  • Психологический портрет
  • Социальный аспект
  • Интеллектуальное развитие (творчество)

Каждому уровню модели психологического типа личности соответствуют четыре соционических признака:

  • Сенсорика – физический план
  • Этика — психологический портрет
  • Логика — социальный аспект
  • Интуиция – интеллектуальное развитие

То есть каждый уровень развития модели связан с определенным соционическим признаком, и соответствует определенному способу переработки информации, а именно:

1. Связь физического уровня с сенсорикой — умение хорошо владеть пространством, ситуацией, своим телом и чувствами.

2. Связь психологического уровня с этикой — умение выражать свои чувства, выстраивать отношения с другими людьми, различать эмоций людей.

3. Связь социального уровня с логикой – умение правильно воспринимать объективный мир, логически мыслить и анализировать поступающую информацию.

4. Связь интеллектуального уровня с интуицией — умение предчувствовать, угадывать и предвидеть события, используя подсознательное восприятие и абстрактное мышление.

Основная идея соционики заключается в том, что соционический тип заложен в человеке генетически. И личность формируется под влиянием всех четырех соционических компонентов — сенсорики, этики, логики и интуиции. Конечно, важными стимулами формирования психологического типа личности ребенка являются внешние факторы — семья, школа, друзья, учителя, средства массовой информации и т.д. Однако, они только влияют на мышление и поведение человека, но не более. Процесс формирования психологического типа личности ребенка завершается к 15 — 17 годам.

Основные признаки психологического типа личности ребенка и методы ее определения

Признаки психологического типа личности проявляются в большей или меньшей степени уже в раннем детстве.

До 2 лет идентификация психологического типа личности ребенка в основном осуществляется по внешним признакам, т.е. по сенсорному признаку, т.к. в этом возрасте остальные соционические признаки выражены слабо.

В возрасте от 2 до 7 лет начинает формироваться этическая составляющая — ребенок начинает ориентироваться на свои физические желания и эмоциональное влечение (стремиться общаться с близкими людьми). При этом логика поступков и социальные нормы поведения у ребенка еще отсутствуют, т.к. он еще не способен к восприятию этих аспектов.

Признак логики проявляется в 5-7 лет, когда ребенок начинает знакомиться с нормами общественной жизни. С этого возраста, наблюдая за детьми, уже можно разделять психологический тип личности по основным признакам Юнга – экстравертность или интравертность, стремление лидировать либо подчиниться.

Давая несложные задания детям или наблюдая за их играми, можно наблюдать их эмоциональные реакции. И при анализе таких пар признаков как «логика-этика» и «сенсорика-интуиция» с помощью определенной методики уже можно определить психологический тип личности ребенка.

Одним из эффективных методов определения психологического типа личности ребенка 5-10 лет в соционике является метод использования картинок, в которых закодированы основные Юнговские признаки. Выбор определенных картинок соответствует преобладающему типу мышления. Для оценки уровня логического и интуитивного мышления школьников средних и старших классов проводятся различные тесты с вопросами, позволяющими оценить психологический тип личности ребенка и, соответственно, определить сферу применения сильных качеств ребенка, его профессиональную ориентацию. Как правильно помогать ребенку развивать способности почитайте

Замечательное издание авторов А.А.Овчарова и В.В.Мегедь «Личность вашего ребенка: диагностика, способности, отношения» предлагает методы тестирования детей, которые широко используются в передовых странах мира. С помощью таких тестов возможно определить направление развития психологического типа личности ребенка, и, соответственно, развить приоритетные качества и сильные стороны, что является первостепенной задачей при воспитании детей. Познакомиться с этими методами, и скачать данное издание можно на нашем сайте .

Воспитание или генетика? Уже на протяжении нескольких столетий споры о том, что же первично в формировании личности ребенка и его поведении, не утихают. Концепция психолога Виктора Толкачева и его ученицы Людмилы Перельштейн выделяет восемь основных типов детского поведения. Попробуйте узнать в одном из портретов своего ребенка: авторы предлагают не только подробное описание каждого типа характера, но и полезные советы по развитию и общению.

Оба психолога, Виктор Толкачев и Людмила Перельштейн, были последователями системного векторного психоанализа. Идеи Толкачева, который впервые выделил и сформулировал восемь типов личности, восходят к учению незабвенного Фрейда, а его ученица Перельштейн смогла адаптировать эту концепцию к личности ребенка, добавив свой 15-летний опыт работы психологом и не менее ценный опыт взаимоотношений с тремя собственными детьми. Свои идеи Людмила Перельштейн объединила в книге «Осторожно: дети!», которая с момента своего выхода в 2006 году обрела немало поклонников из числа состоявшихся и будущих родителей.

Основная идея концепции Людмилы Перельштейн стара, как мир: все дети рождаются уникальными, а главное, что может сделать каждый родитель, — это помочь своему чаду адаптироваться в мире и найти свое призвание. Рассмотреть зачатки будущей личности можно еще в глубоком детстве, потому что именно дети максимально свободны от условностей и ролей, принятых в обществе, а значит, способны ярче выражать свою суть. Маленькие дети еще не умеют притворяться (только если ради мелких целей), зато обладают неистощимыми запасами фантазии.

Именно такое немного фантазийное разделение детских личностей на группы и использует психолог в своей книге, взяв за основу метафору индийского племени и распределяя таким образом роли внутри любого детского коллектива. Итак, как выглядит детское общество глазами психолога Перельштейн? Присмотритесь — возможно, в этих характеристиках вы найдете своего ребенка. Сразу оговоримся: для более точной «диагностики» автор концепции предлагает родителям пройти развернутый тест и подчеркивает, что в личности одного ребенка, как правило, выделяются один ведущий и два сопутствующих психотипа.

Ребенок-«слухач» (в племени — ночной сторож)

Этот психотип также выделен на основании ведущего органа восприятия. В младенчестве такие дети очень любят мелодичные или динамичные стихи, красивые песни, но при этом часто не выносят страшных или некрасивых звуков. Чуть позже на этих детей отрицательно воздействует информация, сказанная с приказной интонацией или вовсе на повышенных тонах. Классический прием — «отключение» внешних раздражителей, потом такой ребенок говорит, что не слышал и не запомнил, что ему было сказано. Обида проявляется не в криках и громком плаче — проще уединиться и закрыться от внешней дисгармонии. Дети-«слухачи» обладают способностями к изучению иностранных языков и, конечно, музыки и ритмики. Для родителей важно создать атмосферу, пронизанную заботой и опекой, потому что из-за частой погруженности в свои мысли такие дети часто страдают от соприкосновений с внешним миром — сталкиваются с дверьми, стенами и лбами других детей, защемляют конечности или случайно проливают что-то на себя. Глаз да глаз за этими мечтателями!

Ребенок-«болтушка» (в племени — парламентарий)

Стремление к речевой коммуникации — ведущий способ познания мира и выражения себя у этого ребенка. Две отличительные черты с пеленок — стремление много и разнообразно говорить (поначалу — агукать, хныкать, бормотать) и познание мира «на зуб» (грызут и облизывают вещи такие дети не только в период прорезывания зубов). С приобретением умения говорить такие дети автоматически приобретают и способность к сочинительству — родителям не стоит чрезмерно упрекать их во лжи, потому что они не лгут, а придумывают — это разные вещи. В коллективе «болтушки» — не лидеры, но максимально приближены к ним, их слушают и к ним прислушиваются. Кстати, именно активное слушание — это тот минимум, который родитель такого ребенка должен непременно обеспечивать. В противном случае психолог «грозится» наступлением эмоционального замыкания и даже заикания. А на уровне «познания» мира через вкусовые рецепторы очевиден совет не перекармливать такого ребенка, а вместо этого пользоваться тонкой физиологической организацией и прививать любовь к вкусной и полезной пище. Вырастая, такие дети смогут стать настоящими гурманами и кулинарными гуру.

4 детских психотипа

Ася Штейн, педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, о психотипах и том, что их знание даст родителям возможность найти общий язык с ребенком и в конечном итоге сделать его счастливым.

Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о себе, как о личности, и если эта личность не похожа на маму с папой, родители нередко приходят в негодование: «Веретено, ни секунды не посидит!» — возмущается спокойная, уравновешенная мама. «Вялый, пассивный, с места не сдвинешь!» — недоволен решительный, темпераментный папа.

С самого начала надо признать за ребенком право быть непохожим на нас и вообще на кого бы то ни было, и научиться понимать и принимать его таким, какой он есть. Тонкие процессы, происходящие в нашем мозгу практически не поддаются корректировке, их можно только грубо нарушить, а значит поломать психику и исковеркать судьбу вашего ребенка. Вы можете сколько угодно заставлять малыша ходить «на музыку», которую он ненавидит, но он не только не будет музыкантом, но, скорее всего, вообще никогда в жизни не подойдет к инструменту после окончания школы, если по психическому складу ему ближе словесное творчество. И даже закончив из-под палки экономический ВУЗ, потому что «легче будет устроиться», ваш ребенок вряд ли станет хорошим профессионалом, если по типу характера он — созерцатель.

В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и, возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых — звук и музыка.

Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше понимать малыша, найти с ним «общий язык», выстроить систему обучения таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным и доступным для него способом. А значит, сделать так, чтобы ребенок был счастлив, чувствовал себя понятым и любимым, не испытывал стрессов при учебе в школе, имел возможность заниматься творчеством.

За годы работы с детьми разных возрастов я выделила для себя, в зависимости от того, какой канал восприятия и выражения ближе ребенку, четыре основных типа характера. Хотя, конечно, не стоит стремиться обязательно впихнуть малыша в «прокрустово ложе» психологический классификации. Достаточно лишь попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его?

РЕБЕНОК СЛОВА Большинство детей этого типа склонны к интуитивному, а не аналитическому восприятию. Такие малыши, как правило, очень рано начинают говорить, они очень общительны. Несмотря на то, что такие дети, как правило, очень рано и почти безо всякого обучения начинают читать самостоятельно, они еще долго нуждаются в том, чтобы им читали взрослые. Очевидно, восприятие информации на слух для них тоже очень важно. Многие дети этого психологического типа обладают «врожденной грамотностью»: умением писать без ошибок, не зная правил, и в этом случае не надо заставлять их заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова: этим можно разрушить внутреннее чувство, а научить малыша стандартным орфографическим приемам вряд ли удастся.

Им легко даются иностранные языки методом «погружения», но в школе они могут испытывать с ним некоторые трудности. Школьная методика, при которой основное внимание уделяется грамматике и заучиванию слов для них не подходит. Лучше постарайтесь отдать малыша на хорошие курсы, желательно раньше, чем ему успеют привить отвращение к самому процессу изучения иностранных языков.

Дети слова чаще всего оказываются среди двоечников по точным предметам. Им, например, трудно бывает решить задачу, потому что они начинают вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и ежикам из условия и часто не могут понять, почему эта задача такая же, как предыдущая, если там говорилось про яблоки, а здесь — про грибы. В этом случае надо научить малыша «уходить» от условия, например, с помощью рисунка или схемы. Зато в написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.

Как правило, «дети слова» мечтают заниматься в жизни тем, о чем они в данный момент читают в книге, поэтому нужно понемногу помогать им в выборе профессии. Вообще, не стоит думать, что из «ребенка слова» может выйти только гуманитарий. Под влиянием личности талантливого учителя или интересных книг он может стать прекрасным биологом, психологом, врачом. Благодаря своей гиперконтактности «дети слова» обычно преуспевают в профессиях, связанных с интенсивным общением.

РЕБЕНОК ЗНАКА В основном это ярко выраженные аналитики и изобретатели. Эти малыши обычно не торопятся с речью: помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами и целыми периодами. Это, конечно, не повод мало разговаривать с крохой: наоборот, ему необходимо полноценное общение с вами, чтобы как следует «изучить» язык. Старайтесь побольше читать «молчунам»: они обладают великолепной памятью, и, заговорив, вскоре начнут поражать вас, рассказывая наизусть стихи и сказки, которые слышали давным-давно. Дети этого типа редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило, нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для них замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются чтению по системе Зайцева.

«Аналитики» обожают сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы, а также энциклопедиями и научно-популярными книжками. Само по себе это неплохо, но нужно следить, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу, не лишили его волшебного мира сказки, не превратили в эмоционально неразвитого «технаря».

Стихия «детей знака» — это карты и таблицы. Лучший способ научить их чему-либо — это составить вместе с ними толковую схему. Правда, будучи рационалистами, они вряд ли согласятся добровольно заучивать наизусть даже таблицу умножения («зачем, если есть справочник»), поэтому, несмотря на блестящие способности к точным наукам, у них часто бывают ошибки в вычислениях, они могут получить плохую оценку из-за незнания формул и т.д.

«Ребенок знака» без особого труда выучивает иностранные язык, с легкостью усваивает грамматику. Из таких детей часто вырастают прекрасные лингвисты и даже полиглоты. Правда, навыки устной речи на иностранном языке они приобретают медленнее, чем «словесные» дети. Они прирожденные изобретатели, и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы. Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, лучше всего определите их как можно раньше в кружок юных техников.

Малыши этого типа крайне азартны, поэтому их особенно следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они больше всех других детей склонны просиживать перед экраном по много часов подряд. Они могут с удовольствием посещать музыкальную школу: таким детям легко дается нотная грамота, и им доставляет удовольствие овладение сложным музыкальным инструментом, но они довольно редко становятся хорошими исполнителями, хотя иногда из них получаются великолепные композиторы (Бах, создавший сложнейшую полифоническую технику, был, скорее всего, именно «человеком знака»).

Хотя этих детей и отличает прагматичный подход к жизни, они очень ранимы и психически неуравновешенны. Они не склонны ничего принимать на веру, здравый смысл не позволяет им слишком долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если получив от вас «авторитетный» ответ на свой вопрос, чадо тут же отправиться сверять сведения с энциклопедией.

Дети знака безумно любят органайзеры, расписания уроков, схемы метрополитена, копилки, коробочки с секциями — все то, что помогает структурировать пространство и время. Великолепным подарком для них может стать компас, часы, бинокль или микроскоп.

Вообще дети знака обычно очень педантичны, честны, обязательны и пунктуальны. Они абсолютно буквально понимают все, что им говорят (ведь каждое слово для них — знак), поэтому будьте крайне сдержанны при их критике, ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать волю эмоциональным оценкам.

РЕБЕНОК ЗВУКА Едва появившись на свет, ребенок звука заявляет о своей артистичности и неординарности: обладая великолепным слухом, малыш еще в колыбели может начать воспроизводить различные звуки — от жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, кроха стремится произвести надлежащее впечатление на окружающих, причем с мамой может играть одну роль, с папой — другую, а для приходящей бабушки приберечь что-нибудь особенное. Не давайте себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ кошмарного злодея, а назавтра ему захотелось поиграть в ангела, или, чего доброго, искусно инсценировать комедию «Мнимый больной».

Ребенок звука, как правило, рано начинает говорить, но обычно не слишком заботится о качестве речи, может долго «сюсюкать» и коверкать слова, такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. Им нравится, когда им читают вслух, они обожают слушать кассеты с литературными спектаклями и детскими песнями, но, как правило, не очень рано начинают читать сами: для них гораздо важнее звучащее, чем написанное слово. Процесс перевода букв в звуки и звуков в буквы может вызвать у них затруднения. Чтобы в дальнейшем у малыша не было трудностей с чтением и письмом, с ними можно позаниматься по кубикам Зайцева. Кроху может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и склады пропеваются на различные мелодии.

Благодаря хрупкой нервной системе, такой ребенок может быть очень консервативным: отказываться идти на прогулку в новое место или к незнакомым людям в гости, одевать непривычную одежду. Кроха может десятки раз перечитывать одну и ту же книгу, отказываясь послушать что-нибудь новенькое. Как правило, дети звука не любят «ужастики» и захватывающие приключения, им больше по душе «просто книжки про детей, с которыми ничего не случается» (типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов»). Зато именно ваше чадо способно наслаждаться сказками Пушкина и Ершова, понимать и чувствовать поэзию. А если вы не будете форсировать события, придет время и для «Острова сокровищ» с «Тремя мушкетерами».

Вообще, обладая богатым и ярким внутренним миром, ребенок звука может несколько запаздывать в интеллектуальном развитии: образное мышление у него явно доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки, логики, активной словесной деятельности он может отставать от сверстников. Если вы не дадите сформировать у малыша комплекс неудачника, к старшим классам он нагонит одноклассников.

Дети звука легко выучивают иностранные языки, оказавшись в языковой среде, но вне ее редко в совершенстве овладевают грамматикой и письменной речью. Им подходит просмотр мультиков на иностранных языках. В школе «ребенок звука» может с легкостью схватывать объяснения учителя и при этом испытывать трудности при самостоятельной работе с текстом. Совсем маленьким можно помогать дома. Например, читать условие задачи вслух. Таким детям полезно ( и обычно очень нравится ) посещать различные лекции.

Ребенок звука необычайно музыкален и артистичен. У него могут быть великолепные вокальные данные, и он может легко научиться играть на нескольких музыкальных инструментах. Как правило, таких детей с распростертыми объятиями встречают в музыкальных и танцевальных школах, хоровых студиях.

Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Чаще всего это будет «театр одного актера», который одновременно будет и танцором, и певцом, и режиссером. Малыш может выдумывать сюжеты, а может разыгрывать любимые книги, мультики, дорогие бабушкиному сердцу сериалы. У детей звука великолепная слуховая память, они могут помнить наизусть десятки стихотворений и песенок, а также абсолютно не предназначенных для них историй и с огромным удовольствием демонстрируют свои таланты всем и каждому. И девочки, и мальчики этого типа любят играть в куклы (не вздумайте стыдить за это сынишку, а тем более подозревать его в ненормальной ориентации!). Если кукол не окажется под рукой, они быстренько разыграют целое представление, актерами в котором будут фломастеры, пузырьки, бельевые прищепки. К логическим играм, конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.

Обычно ярко одаренные дети звука посвящают свою жизнь сцене. Но они могут преуспеть и в любой профессии, требующей артистизма: стать хорошими педагогами, адвокатами, журналистами, политиками. Нужно только, чтобы в раннем детстве им не привили отвращения к школе, тогда в старших классах они начинают неплохо учиться и могут прекрасно закончить школу, но именно им прежде всего необходима поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к их неудачам и стараться адаптировать школьную программу к их нестандартному мышлению.

РЕБЕНОК ЦВЕТА Такие дети, кажется, рождаются уже с карандашом в руках и, за неимением мольберта, начинают покрывать шедеврами все доступное пространство: обои, пол, бабушкин сервант, собственное пузо …

По правде говоря, хорошо рисуют абсолютно все дети (потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и школьные учителя). Но для «ребенка цвета» рисование — главный и самодостаточный канал связи с миром. Он не создает иллюстрации к своим литературным произведениям, не делает декораций к спектаклям, не рисует схемы изобретений и наглядные пособия. Он просто живет цветом, линией, объемом.

Как ни странно, именно про этих детей чаще всего говорят, что они плохо рисуют: живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его конкретизировать, не торопятся научиться передавать сходство с реальным предметом. Если им не мешать, они долго остаются «абстракционистами», но у них, как правило, с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они обычно с легкостью овладевают художественной техникой.

Им нельзя показывать профессиональные приемы рисунка и живописи до одиннадцати-двенадцати лет, объяснять им законы композиции и перспективы, требовать заполнения всего листа и соблюдения пропорций. Детский рисунок — это отражение сложных психических процессов, и, грубо вторгаясь в них, мы не только можем отбить у малыша желание заниматься творчеством (отчаявшись выполнить требования взрослых, он может вообще отказаться рисовать или, наоборот, овладев приемами «взрослого» рисования, навсегда утратит творческую индивидуальность), хуже то, что это может привести к серьезным нарушениям нервной системы, эмоциональным срывам, разрушить тончайшую внутреннюю гармонию.

Дети цвета, как правило, очень уравновешенны и обладают хорошей нервной системой. Возможно, причина заключается в том, что они выплескивают в рисунок все свои стрессы, страхи и комплексы. Если малышу не мешать развиваться, как он хочет, он вряд ли доставит родителям много хлопот.

Ребенок цвета обычно молчалив и не очень рано начинает говорить просто из-за того, что речь для него — не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом или кистью, возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование тех отделов мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей, как правило, не бывает серьезных логопедических дефектов (если речь не идет, конечно, о грубой врожденной патологии), они легко овладевают чтением и без проблем учатся письму.

Дети цвета не очень хорошо воспринимают материал на слух, но обладают великолепной зрительной памятью. Поэтому им будут полезны наглядные пособия. В средней школе детям этого типа хорошо даются предметы, требующие пространственного воображения: геометрия, черчение, география, биология, они могут неплохо успевать и по гуманитарным предметам, но все это только если повезет с учителями. Ребенок цвета не приемлет готовых схем, сухой логики, ему необходима яркая, образная подача материала, опыты, работа с муляжами, гербариями, препаратами, хорошие учебные фильмы.

Хотя ребенок цвета может много и с увлечением читать, чтение для него — не самодостаточное занятие, а скорее материал для дальнейшего творчества, источник вдохновения.

Маленькому художнику необходимо общество себе подобных. Поэтому постарайтесь найти хорошую изостудию, где умный талантливый педагог не будет подавлять творческую натуру малыша. Увидеть свое «произведение» в раме и под стеклом на стене настоящего выставочного зала — это лучшая награда для ребенка цвета. Но надо очень внимательно следить, чтобы педагог ни в коем случае не выделял кого-то из детей, не заставлял их копировать, раскрашивать, рисовать «по-взрослому»

Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безоговорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет, скорее, о том, какой канал восприятия и выражения является для малыша доминирующим, определяющим тип его личности. Но, и остальные он будет, конечно, развивать и использовать для достижения своих целей.

Может случиться и так, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов или окажется, что он не похож ни на один из них. Что ж, это еще раз подтвердит, что каждая личность неповторима и уникальна и не укладывается на самом деле ни в какие схемы. И достаточно внимательно и с любовью понаблюдать за ним и попытаться понять, какой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная, творческая, счастливая личность.

Как определить психотип ребенка, и чем это поможет вам в воспитании

«Упрямый», «веселый», «капризный» — говоря о характере ребенка, мы часто называем одну, самую выраженную особенность поведения. Но характер — это не одна черта. Это целый «букет» свойств, которые зависят от природных особенностей организма. Каждое свойство, в зависимости от воспитания и жизненных примеров, может стать как плюсом характера, так и минусом.
Чтобы выстроить воспитание правильно, родителям важно понимать особенности и склонности ребенка. Но как узнать, какой именно характер ему достался?
Психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер в книге «У нас разные характеры» описывает восемь основных психотипов, и подробно рассказывает, как строить отношения с их маленькими обладателями.

Какой у него характер: основные психотипы личности

Каждый психотип основан на базовых свойствах организма. Одни люди от природы открыты миру, свободно выражают эмоции. Другие — замкнуты и недоверчивы, постоянно испытывают внутреннее напряжение. Вокруг этих базовых качеств формируются дополнительные черты: открытый человек легок в общении, оптимистичен, но бывает слишком навязчивым. Напряженный — способен к кропотливой работе, вдумчив, но бывает ревнивым и скандальным. Одни и те же качества могут проявляться ярче, или быть сглаженными. Существует восемь основных психотипов

Открытый, энергичный, подвижный. Его настроение всегда в порядке, он готов к общению в любое время дня и ночи. Гипертим с живым любопытством смотрит на мир, ориентируется в любой обстановке и легко принимает решения. Это гений коммуникации, неформальный лидер и заводила.

Слабое место гипертима — его бесконечная жажда общения. Если ему не с кем поговорить, вначале он будет говорить сам с собой, но скоро захандрит. Он может быть трудным собеседником, и, не осознавая, изводить окружающих болтовней.
Гипертим легко преступает рамки дозволенного и идет в обход правил, если это не грозит суровым наказанием. Улизнуть с работы, обогнать машину на дороге — и все это не из вредности, а потому что ему скучно ждать. Ему физически невыносимо однообразие. В жизни он увлекается сразу всем, но поверхностно, и редко доводит начатое до конца.

Как воспитывать ребенка-гипертима

Свобода и общение — главные потребности такого ребенка. Он достаточно практичен и самостоятелен, чтобы не натворить бед. Жесткий и мелочный контроль будет постоянно возбуждать в нем протест.
Организуйте учебу так, чтобы чередовать разные виды деятельности, избегайте однообразия. Не упрекайте ребенка, за разбросанность интересов, позвольте ему пробовать и выбирать. Разделяйте с ним его увлечения. Это поможет ему «стабилизироваться», зацепиться за какую-то одну деятельность, выработать дисциплину.
Научите его контролировать частые эмоциональные вспышки. Гипертим кричит не из желания нахамить, такова его природа. Он вспыльчив и отходчив, но неумение контролировать себя может сильно осложнить ему жизнь.

Он отгорожен от мира и сконцентрирован на внутренних переживаниях и ощущениях. Внутренний мир для него интереснее, чем шумные развлечения и большие коллективы. Его мышление и увлечения, зачастую нестандартны и интересны. О себе рассказывает мало и редко, чаще отделывается фразой «Все нормально». Он кажется холодным и отстраненным, но это его защита от посягательств на личное пространство. Замкнутые люди легко принимают правила, следуют им, и ценят упорядоченность во всем.

Слабое место замкнутого — ему трудно понять, что чувствует собеседник, он не воспринимает намеков и подтекстов. Из-за подчеркнутого следования правилам его часто обвиняют в формализме. Замкнутому очень трудно налаживать и поддерживать контакты. С одной стороны, у него нет в этом природной необходимости, с другой — он этого просто не умеет, и не делает, чтобы не чувствовать себя лузером.

Как воспитывать замкнутого ребенка

Больное место замкнутого ребенка — общение. Он не умеет завязывать отношения, из-за этого становится изгоем в коллективе и глубоко страдает. Важно, не вторгаясь в личное пространство, научить ребенка устанавливать контакт, стать посредником между ним и другими детьми. Приглашайте домой его ровесников, устраивайте совместные игры, школьные походы и тд. Станьте «ядром» коллектива, где находится ваш ребенок, он автоматически тоже окажется в центре, и сможет перенять навыки общения.

Примите то, что такой ребенок никогда не будет делиться с вами секретами и переживаниями. Настойчивые расспросы только отвратят его от вас. Если он сам поделился с вами сокровенным, не обсуждайте это с другими. Ребенок уличит вас в неделикатности, и восстановить доверие будет невозможно.

Читай также: Ученые настаивают: не заставляйте ребенка делиться

Основательный, плотный, настойчивый человек. Он делает и чувствует все усиленно, как бы с добавкой. Не просто хочет чего-то, а упрямо добивается, «застревает» на переживаниях. Может долго терпеть и накапливать негативные эмоции, а потом разом выплеснуть их. Основательность делает его внимательным и дотошным, он дисциплинирован, напорист и добивается в жизни многого. Вместе с этим он авторитарен и заботится, прежде всего, о собственных интересах. Это создает благодатную почву для конфликтов, но и помогает пробиться в карьере и бизнесе.

Слабое место напряженного характера проявляется, когда кто-то пытается ущемить интересы такого человека. Или ему просто покажется, что его интересы под угрозой. У ребенка с напряженным характером никто не сможет отобрать конфету, взрослого не заставят отработать лишний час. Он будет бороться за свое, прибегая даже к самым некрасивым способам.

Как воспитывать напряженного ребенка

Такой ребенок склонен к перепадам настроения, бывает плаксивым, агрессивным, упрямым. Маленькие мучители животных и тираны из песочницы, школьные агрессоры, устраивающие травлю однокласснику — это все дети с напряженно-взрывчатым характером. Часто они окружают себя младшими и более слабыми ребятами, которыми безжалостно помыкают.

Важно вовремя смягчить и выровнять проявления характера, иначе они выльются в сложные качества: упрямство, агрессивность, эгоцентризм, игнорирование других. И родители пострадают от этого в первую очередь.

Поощряйте трудолюбие и упорство такого ребенка, выбирайте дело, которое его увлечет, и таким образом направляйте его неистощимую энергию и изобретательность в положительное русло. Помогите ему достичь успех и почувствовать значимость в спорте, в заботе о ком-то. Тогда у него не возникнет потребности самоутверждаться за счет окружающих.

Прививайте такому ребенку сочувствие к другим, учите его быть внимательным, помогать. Это сбалансирует его природную концентрацию на собственной выгоде.

Человек тревожного склада тонко реагируют на людей и события, плохо переносит стрессы и мучаются каждый раз, когда нужно сделать выбор. Он переживает даже по незначительной причине, предъявляет себе завышенные требования, и постоянно боится их не оправдать. Общаться ему трудно, но, в отличие от замкнутых людей, он делится своими переживаниями с близкими, и вообще, наделен эмоциональной теплотой. Тревожные люди быстро устают, поэтому не слишком эффективны в работе. Вместе с этим они интеллигентны, совестливы, отзывчивы, мягки в обращении и ответственны.

Слабое место тревожного — все, что заставляет его напрячься и создает стрессовые ситуации, требует чрезмерной ответственности и бьет по самооценке.

Как воспитывать тревожного ребенка

О тревожных детях говорят «домашние». Они тихие, застенчивые и послушные, многого боятся: темноты, чужой обстановки, незнакомых людей. Очень привязываются к близким, беспокоятся об их здоровье и жизни, иногда доводя себя до паники. Школа для них – постоянный источник стресса. Тут и гиперответственность, и постоянные контакты с массой детей и взрослых.
Чтобы чувствовать себя в безопасности, тревожному ребенку нужны правила и четкие ориентиры. Не предъявляйте завышенных ожиданий. Он не справится с ними в силу недостатка энергии, но изгрызет себя, мучаясь мыслью, что разочаровал вас.

Наказания и упреки только ранят самооценку такого ребенка. Он послушен и без дополнительных методов воздействия. Если возникают капризы, то только потому, что ребенок перегружен, и взрослые не учитывают особенностей его психотипа.

Тревожному ребенку важно создать щадящий режим. Но не перегибайте палку, чтобы, вместо заботы не взлелеять детские тревоги до максимума. Обеспечьте ему тепло и поддержку: выслушивайте жалобы, спокойно относитесь к промахам. Давайте понять, что он дорог вам вне всяких условий и достижений. И хвалите. Тревожного ребенка перехвалить невозможно.

Все, что нужно людям с демонстративным характером — это постоянно быть в центре внимания, получать похвалу и восхищение. Центральное качество демонстративной личности — эгоцентризм. Они артистичны, привлекательны, умеют влюбить себя всех, от нянечек в детском саду, до коллег и поклонников. У них превосходно развита фантазия и воображение, но часто — в ущерб логике. Они — душа любой компании, всюду вносят оживление и юмор. Общаются много и охотно, но, в основном, на тему своих достоинств.

Слабое место демонстративного — критика, утрата авторитета или высоких позиций в коллективе. Они с трудом переносят отказы, отсутствие внимания к себе, и не выносят одиночества. Чтобы этого избежать, умело манипулируют мнением окружающих. Если же такое случается — реагируют бурно и истерично.

Как воспитывать демонстративного ребенка

Демонстративному ребенку нужны зрители. И он их найдет. Если не на детсадовском утреннике, так во время истерики в магазине. Все, что он делает, должно быть замечено, оценено, похвалено. Учебой часто пренебрегает, не из-за низкого интеллекта, а потому что это работа, и она не приносит почестей. Часто жалуется на несправедливые оценки, непонимающих учителей и одноклассников.

Главное — не сделать из яркого одаренного ребенка кумира семьи. Исключите чрезмерные похвалы. Давайте одобрение, только когда оно залужено трудом и упорством, а не просто за природные данные. Похвала — отличный инструмент для демонстративного ребенка. Зарабатывая ее, он будет развивать именно те качества, которые вы хотите в него вложить. Хвалите его альтруистические порывы, заботу о других, работу над собой, и оставляйте без внимания все нежелательные выходки.

Не поддавайтесь на попытки торговаться, игнорируйте демонстративные истерики и угрозы. Границы устанавливайте твердо и настойчиво.

Читай также: Рассказываем доступно детям о характере

Это человек настроения. Настроение у него меняется по малейшему поводу. А от настроения зависит все: и аппетит, и работоспособность, и вера в себя, и взгляд на будущее. Он почти так же эмоционален, как демонстративный, но его переживания совершенно искренни и не нуждаются в публике. Лидерство ему не присуще, зато он отличается чуткостью и умением понимать окружающих. Легко привязывается к людям, и часто становится любимцем в коллективе.

Слабое место лабильного — он чахнет в недоброжелательной атмосфере. Даже небольшое пренебрежение выбивает из колеи, не говоря уже об эмоциональном отвержении. Во всех неприятностях он винит себя, но, если сталкивается с бессовестной эксплуатацией своих добрых качеств, способен дать жесткий отпор.

Как воспитывать эмоционально-лабильного ребенка

Этот малыш послушный, привязчивый, заботливый. Часто скрывает собственные проблемы, чтобы не огорчать родителей. В ответ на тепло и ласку расцветает, старается радовать поведением и оценками, в ответ на холодность и давление прячется в себе, впадает в уныние. На тонус такого ребенка влияет и смена учителя, и ссора с другом. Рождение в семье второго ребенка или развод родителей могут серьезно погрузить в депрессию. Увлечения такого ребенка непостоянны. Чаще всего он выбирает тот путь, на котором его хотели бы видеть родители.
Для счастья и нормального развития такому ребенку жизненно важен теплый климат в семье, ласка и поддержка. Он не склонен к протестам и активной защите своих позиций, поэтому не злоупотребляйте своим авторитетом.

Самый сложный тип характера. Его основная черта — тяга к удовольствиям при полном нежелании продуктивно трудиться. Неустойчивому человеку очень трудно самоорганизоваться, принять моральные ориентиры, ответственность. Окружающие с удовольствием принимают его легкость и бесшабашность, терпимость к чужим недостатками. Но к себе он тоже крайне некритичен. Из-за нежелания содержать себя и отвечать за свои поступки, таким людям редко удается социализироваться. Им нужен постоянный контроль.

Слабые места неустойчивых — отсутствие целей и ориентиров. Неорганизованность и неспособность оценить моральность своих поступков. Тяга к сиюминутному удовольствию и полное безразличие к потребностям близких.

Как воспитывать неустойчивого ребенка

Этот характер проявляется уже в детстве. Организовать его крайне трудно, учиться он отказывается, помогать по дому — тоже. Никакие аргументы его не пронимают. Для подражания он выбирает самые неблагополучные образцы. Дурную компанию найдет даже в престижной школе.

Неустойчивый характер усугубляется, если родители пускают воспитание на самотек, игнорируя поступки ребенка. Либо если они, напротив, полностью окружают его заботой, ограждая от труда и усилий. Такому ребенку нужен постоянный контроль, строгие направляющие по жизни.

Его цель — быть как все. Эти люди подчиняются большинству и составляют большинство. Шаблонность, ходячая мораль, «благонравие» — это их свойства. Они консервативны и с трудом соглашаются на перемены. Это касается всего: новой моды, власти, места жительства. Конформные — хранители традиций, они обеспечивают стабильность общества.
Слабые места конформных выявляются при любых переменах. Если в жизни что-то меняется, они на какое-то время теряют опору и смысл существования, затем приспосабливаются к новым условиям, и держатся уже за них. Эти люди не способны к значительным творческим всплескам. Обыденность и банальность — основное наполнение их жизни.

Как воспитывать конформного ребенка

Если среда благополучна, такой ребенок растет послушным и «удобным», на радость родителям. В учебе звезд с неба не хватает, но и хлопот не доставляет. Важно следить за тем, где ребенок проводит время, с кем общается. Конформный характер делает его зависимым от мнения большинства, поэтому компания и настроения одноклассников будут ощутимо влиять. Он может «за компанию» с энтузиазмом окунуться в самодеятельность, и с таким же энтузиазмом начать курить, прогуливать уроки, потому что «так делают все».

Читай также: 5 способов воспитать ребенка целеустремленным и предприимчивым

Читай также: ТЕСТ. Ваш ребенок — лидер или тихоня?

Читай также: ТЕСТ. Узнай характер ребенка по его играм

Типологические варианты личности взрослых и детей

Типологические особенности ВНД ребенка. Н.И.Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

  1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
  2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
  3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.
  4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.